Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2023-09-06

Предупреждение: не читайте и не практикуйте (опасность изменения мировоззрения и жизнепрактики)

Предупреждение: не читайте и не практикуйте
(опасность изменения мировоззрения и жизнепрактики)

https://ontocritic.org/blog/archives/2326 (первая публикация)

https://evolkov.net/ontocritic/ — онтокритика на моём сайте

   Сбился со счёта, сколько я написал введений и вступлений к онтокритике, а вот сейчас полагаю, что это будет если не последним по времени, то первым и основным для окончательной вёрстки полного курса.

   Я хочу ясно и максимально сжато прописать цели продукта «онтокритика» и инженерию его проектирования и изготовления. Вторая задача — изложение моего личного интереса и опыта первого пользователя (в самом общем виде). Третий пункт — основные предупреждения для всех новых читателей и пользователей.

   Начну я с утверждений, которые, как мне кажется, решают все три задачи сразу, а затем будут конкретизирующие разделы.

   Реальность состоит из множества жёстких, однозначных и безальтернативных — для человека и как биологического, и как социального индивида, — вещей, а человек способен бесконечно долго и бесконечно одинаково игнорировать любые свойства и факты реальности, предпочитая свои фантазии. Это и есть реальная человеческая свобода, т.е. свобода человека как явление реальности. Свобода не есть осознанная необходимость, как утверждал один из отцов известной разновидности социального расизма и утопической социоинженерии. Свобода человека фундаментально есть способность свободно выбирать, что и как осознавать или не осознавать и какие из своих фантазий про реальность предпочитать. Жёсткую реальность со всеми её неотменяемыми необходимостями это никак не меняет (так себе каламбур, но я свободен его тут оставить), в неё только добавляется примат с качествами намыленного куска желейного пластилина (во взаимодействии его сознания с жёсткостями реальности) и со способностями — в пределах, конечно же, биологии с экологией, — подстраивать под себя физическую реальность и выстраивать в себе любую картину себя и мира своего проживания — с любой степенью вероятного соответствия реальности.

   Короткий пересказ: человек живёт в одной реально существующей и абсолютно плюющей на него реальности и обладает возможностями и способностями свободно осваивать реальность себе на пользу или же вступать с нею в любые идиотские взаимоотношения — и выбор в рамках этого континуума является исключительно проблемой человека во взаимодействии с самим собой, ибо спихивать её некуда и некому.

   Если вы, кто читает сейчас данный текст, не принимаете заглавный постулат хотя бы как дискуссионное допущение с законными шансами на честное согласие и последовательное применение лично к себе, то продолжать чтение вряд ли имеет смысл. Дальше я буду писать для читателя, принявшего эти мои предположения о мире, в котором живём мы, человеки, и о нас самих. Это технико-конструктивная рамка данного текста, а не отказ от рассмотрения иных позиций и других оснований или от участия в дискуссиях с оппонентами. Я эксплицитно, т.е. явно и материально-предметно в публичном печатном тексте, выбираю предпочитаемые основания и архитектуру мира своего сознания и принципиальные инженерные требования к обустройству средств рассматривания мира внешнего из личного внутреннего мира. По завершении строительного этапа и после доведения до нормального жилого и рабочего состояния своего проекта ИЖС (индивидуального жизнестроительства) под названием «онтокритика» я буду готов рассматривать и анализировать чужие проекты ИЖС и ГЖС (групповое жизнестроительство), прежде всего их практически-материальные реализации.

   Я могу с документальным подтверждением указывать срок работы над своим проектом в 50 лет, что, само собой, ничего не говорит о ценности и качестве его результатов, но точно является объективным показателем вложений моих разнообразных личных ресурсов, явно в несколько раз превышающих пресловутые 10 тыс. часов на достижение высот мастерства в какой-либо отрасли человеческой деятельности. Полвека назад, понятно, почти всё в моих юношеских мозгах было расплывчатым и предельно абстрактным, т.е. формулировалось в предельно общих конструктах и тезисах, но по отношению к достигнутому на сегодня результату я сам себе удивляюсь, насколько прямо, пусть и медленнее улитки, мне удалось доползти до вершины Фудзи. Благодарности обстоятельствам и хорошим людям на этом пути пропишу к завершённому тексту.

   Какую же задачу можно решать полвека? Любую, люди многие плёвые по сложности задачи решают столетиями и даже тысячелетиями. Себе я по максимализму юности выбрал аналог суперзадачи естественных наук: докопаться до предельных основ мироздания, только не физического вселенского, а «самых окончательных основ» конструкции мира человека и человека как человека.

   Я не намеревался проводить фундаментальные исследования и совершать нобелевские открытия в области психологии или биологии. Копаться и докапываться я предполагал в доступных и признанных научных знаниях и концепциях, чтобы из академических текстов разных дисциплин извлечь наиболее «чистые» элементы этих самых «основных основ» человечности и социальности в их собственном специфическом качестве, а не как объектов частнодисциплинарного анатомирования. Искомые основы, опять же, рассматривались мною не как предмет личной коллекции с периодической демонстрацией на выставках интеллекта и в соревнованиях за индекс Хирша (который, кстати, у меня и так растёт четвёртый год после выхода на пенсию благодаря постоянному цитированию ряда моих давних статей). Я искал детали для «гаражной сборки» чего-то не менее передового и всеобщеполезного, чем тот же первый персональный компьютер, но не из железок и кремния, а из концепций, конструктов и текстовых кусочков — и не для использования человеком железок и кремния для себя, а для использования человеком человека в себе для себя. Я нацеливался не просто на выборку и (пере)сборку определённых знаний, а на выборку и (пере)сборку знаний с прямым и универсальным практическим применением, т.е. на создание прагматического инструмента для повседневного применения.

   Что я ожидал и ожидаю от завершённой и удовлетворительно работающей материализации инструмента «онтокритика»? Сам же ставлю неверный вопрос: ожидать что-либо можно только от людей, а не от неживых вещей. От себя я ожидаю достраивание и начало испытаний онтокритики на добровольцах, и если хотя бы несколько человек получат хорошие результаты, а кто-то освоит её постоянное релевантное применение, то мои мечты перейдут в статус «сбывшиеся». Для себя я пользуюсь онтокритикой давно, ещё даже не зная, что она будет так называться и как она точно выглядит. Это кайфище, в чём-то схожий с кайфом от эффектов осознанного здорового образа жизни для биологического тела (десятилетия личного опыта), поскольку онтокритика — это осознанный здоровый образ жизни для индивидо-социального «тела» человека.

   Как я связываю фундаментально-базовые концепции человечности и социальности с повседневной прагматичностью? Не я связываю, я всего лишь указываю (хороший анекдот про двух осветителей и про «как подсветить» невесту одного из них) на реальную фундаментальную зависимость повседневной человеческой практики от базовых представлений о человечности и социальности в сознании каждого индивида, как осознанных, так и неосознанных.

   Из указанной фундаментальной зависимости вытекает и прямой прагматизм осознания и рефлексии базовых онтологических постулатов об устройстве человечности и социальности: индивид получает возможность взять под личный контроль — и ответственность — всю технологическую цепочку производства собственной жизни, а не только какие-то части в беспорядочной координации. Взять власть над собой в собственные руки при одновременном максимальном признании и принятии реальности, чтобы владеть собой реальным для выстраивания реальной человеческой жизни в физической реальности с минимумом бед и гадостей и с максимумом благополучия и комфорта — именно такая постановка задачи вдохновляла и продолжает вдохновлять меня.

   Научное знание себя «от нулевого цикла» в связке с тренированным онтокритическим мышлением, помимо подлинного личного самоуправления, способно дать человеку существенное улучшении понимания, как именно он (и все другие) делает всё, что он (и все другие) делает — от повседневного образа жизни и быта до любой профессиональной деятельности. Такое прояснение, предположительно, позволит — но только тем, кто сам себе позволит, — резко сократить (вос)производство всяческих глупостей и нарастить разумную эффективность и человека-индивида, и всех его массовок.

   Первые два пункта задач этого текста я вроде бы выполнил, остался третий. Онтокритика радикально противоречит (надо попробовать новый глагол, только что придуманный — критикоречит) не только глубоко въевшимся в мозги народонаселения старинным глупостям, но и ряду исторически «свежих» и признающихся прогрессивно-передовыми онтологических конструкций. Её честное освоение, принятие и применение с практически 100%-й вероятностью будет приводить к сильному конфликту с самим собой сегодняшним (я придерживаюсь концепции конфликта как именно внутриличностного противоречия — https://evolkov.net/conflict/Volkov.E/Volkov.E.Confl.Probl.Man.html). Опыт тех пока нескольких человек, кто начинал работать ещё с первыми релизами онтокритики, никаких исключений не даёт. Можно, конечно, пойти по образцу отношений лисы с виноградом или просто игнорировать, не читая, не пытаясь понять и не вступая в дискуссию. Это и будут наиболее частые из самых распространённых проявлений человеческой свободы.

   Научение онтокритике (критически важным научным знаниям о человеке в социуме) с детства может, предположительно, дать индивиду ясное и вдохновляющее представление о себе как об открытом свободном проекте с приоритетом личной ответственности и самоделательности — и помочь выработать автоматическое умение вступать в конструктивный диалог и в прагматическую коллаборацию для научения и перенаучения, т.е. для осознанной перестройки своего я. Тем же, кто уже основательно отравлены господствующей культурой и системой образования, онтокритика долго будет даваться непросто — или будет ими отвергаться во имя избегания боли конфликта.

   Последний пункт предисловия — про мою работу по запросам, о которой в прямом общении я рассказываю долго и сложно. Итак:

  1. Я фактически давно отказался от консультирования по конкретным проблемам и в обозримом будущем не планирую возвращаться к такой практике. Почему? Долго расписывать все мои оправдания, но самое главное — стремящаяся к нулю эффективность из-за очевидной теперь для меня базальной социальной неграмотности.
  2. На любые запросы (про исключение — ниже) я теперь отвечаю и буду отвечать предложением базового курса-тренинга онтокритики как необходимой основы в решении индивидом любых личных проблем. Проблемы из запроса, конечно же, могут служить кейсами в курсе онтокритики, но основной предмет — принципы и техники онтокритики. «Выпускной» работой в моём курсе-тренинге может быть самостоятельное применение онтокритики к актуальным личным проблемам с моей тренерской поддержкой. Такая консультативно-обучающая технология давно применяется в когнитивно-поведенческом подходе, я предлагаю только несколько иную концептуально-техническую часть.
  3. Даю и продолжаю давать информационно-справочные консультации по культам (сектам), могу оказывать психологическую поддержку в режиме «телефона доверия», но недолго и нечасто.

   Будут вопросы, комментарии и отзывы по тезисам предисловия — будут дополнения, уточнения и исправления.

   Нижний Новгород, 2023.09.06.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения