Настоящее критическое мышление: кто и как его саботирует и фальсифицирует
Писал об это проблеме давно, вот моя справка:
2024.03.13 The Foundation for Critical Thinking, точнее, президент фонда Линда Элдер (Linda Elder) опубликовала в сообществе YouTube-канала фонда очередной крик души на тему НАСТОЯЩЕГО КМ (критического мышления) (он, крик, не первый, но особенно громкий и развёрнутый). Даю ссылку на перепост этого крика в сообществе моего канала и публикую перевод на русский язык, который планирую разместить полным текстом или ссылкой на всех своих ресурсах.
https://www.youtube.com/post/UgkxCQyt99Tzk22uDrNCrelV1bbMfoEHQwx8
«Как философы, другие университетские профессора и бизнес-шарлатаны саботируют критическое мышление
Сообщение в блоге доктора Линды Элдер, 11 марта 2024 г.
Недавно мы просматривали, редактировали и начали публиковать некоторые из наших старых архивных видео и аудио, включая аудиозапись 8-й Международной конференции по критическому мышлению и реформе образования, спонсируемой Центром критического мышления и моральной критики, нашим дочерним учреждением:
https://www.youtube.com/watch?v=lFLG3...
В этом видео вы можете услышать давнее вступление Джеральда Носича, а также некоторые комментарии Ричарда Пола (перевод некоторых глав из его учебника критического мышления здесь: https://evolkov.net/critic.think/Paul.R/) 1988 года о состоянии критического мышления в образовании (перевод примеров перестройки школьных занятий на основах настоящего критического мышления здесь: https://evolkov.net/critic.think/remodel/; и здесь: https://evolkov.net/critic.think/learn_teach_CT/think_critical_about_teach.html), а также несколько ярких личных историй из его собственного опыта высшего образования.
К сожалению, многое из того, что Ричард обсуждает в этом программном докладе с точки зрения проблем школьного образования, всё ещё распространено сегодня, спустя 44 года после того, как он основал Центр критического мышления. В 1980-х годах, когда были сделаны эти комментарии, Ричард предполагал, что критическое мышление постепенно, но неуклонно будет внедряться и интегрироваться в школьное образование на всех уровнях. Он представлял себе, что центры критического мышления будут созданы сначала по всей стране, а затем и на международном уровне. Этого не произошло.
В некотором смысле, проблема отсутствия критического мышления в школьном и высшем образовании усугубилась с тех пор, как у нас уже была глубокая и многосторонняя (rich) концепция критического мышления, из которой можно было выстраивать что-то ещё (лучше) (from which to draw). Это верно по нескольким причинам. Одна из основных причин заключается в том, что область неформальной логики в философии изначально присвоила название «Критическое мышление», так что критическое мышление в академических кругах продолжает замусоливаться (dogged by — весьма грубое выражение, почти «иметь в собачьей позе») аргументацией и теорией ошибок, которые являются вторичными или периферийными, а не первичными концепциями в критическом мышлении (и обе были распространены до того, как концепция критического мышления вышла далеко за рамки узкого поля зрения философов).
Кроме того, университетские профессора из областей, не относящихся к философии и критическому мышлению, всё чаще заявляют о своей экспертности в области критического мышления, хотя эти вузовские преподаватели практически не имеют знаний ни о тщательно разработанных концепциях и принципах критического мышления, ни о том, как напрямую развивать умения, способности и черты характера, специфические для критического мышления, в мышлении учащихся. Эти представители высшего образования относятся к области критического мышления так, как будто они (без изучения критического мышления) от рождения разбираются в критическом мышлении. Например, сейчас мы часто видим такие названия курсов в высшем образовании, как «Социология и критическое мышление», «Психология и критическое мышление», «Литература и критическое мышление». Подобную позицию и поведение, как в ситуации с критическим мышлением, те же самые академические специалисты никогда бы не стерпели в случае проявлений претензий на экспертизу в их дисциплинах от представителей иных областей знания.
Поскольку критическому мышлению не удалось утвердиться в качестве области исследования, отличной от других академических отраслей, мы всё чаще слышим, что не существует выстроенной (established) концепции критического мышления, – когда есть общедоступная (shared) концепция, базирующаяся на первопринципах критического мышления. И что ещё хуже, поскольку термин критическое мышление заинтересовывает (привлекает) публику как что-то естественно желательное (какими бы расплывчатыми ни были её представления о нём), мы всё чаще видим шарлатанов, продвигающих рекламу, цифровую или прочую, в которой они заявляют о своей компетентности в области критического мышления. Бизнес-лидеры и университетские руководители сбиты с толку ложными или частичными концепциями, которые преподносятся публике как критическое мышление.
Чтобы узнать больше об истории, концепции и проблемах продвижения (распространения) критического мышления, прочитайте эти статьи из журнала Inquiry: Critical Thinking Across the Disciplines:
https://community.criticalthinking.or...
https://community.criticalthinking.or...
https://community.criticalthinking.or...
#criticalthinking
#criticalthinkingskills
#критическоемышление
Комментариев нет:
Отправить комментарий