Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2025-03-23

Социальное конструирование реальности: как читать науки о человеке — введение

Социальное конструирование реальности: как читать науки о человеке

Социальное конструирование реальности: как читать науки о человеке

Онтокритическое чтение сложных нужных социогуманитарных текстов

«Что охраняешь, то и имеешь». М.Жванецкий

Проблемы производства, применения и (не)донесения научного социального знания

  • Производство научного социального знания как элитарно-цеховое изготовление «чистого» знания для избранных (интеллектуальных и властных элит). Nicholas Maxwell — полвека борьбы за переориентацию науки и университетов на wisdom vs. knowledge (на практически полезную людям и обществу мудрость).
  • Социоинженерное использование преимущественно для изготовления и применения техник и технологий манипуляции, а не для настоящего просвещения, посвящения и приобщения к открытой и честной социальной инженерии.
  • Недоведение произведённых научных социальных знаний до высококачественного и максимально практичного ширпотреба.
  • Любые знания по-настоящему присваиваются и осваиваются только при определённом уровне самостоятельных усилий научения.

Проблемы мифа «естественной» социальности

  • Люди не живут по генетической программе, а делают всю социальную жизнь каждый раз заново.
  • Люди делают свою жизнь как знают и как умеют (как деды научили).
  • Все люди делают всю жизнь всех людей (планета крошечная).
  • Вероятность шансов на позитивное будущее, тем более на улучшающееся будущее, может быть повышена ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО через максимально массовое и максимально быстрое переключение первичной и всех вариантов вторичной социализации с модели «естественно-данности» на модель осознанной и квалифицированной социальной инженерии.
  • Проблема базовой социальной и инженерной (не)грамотности, следовательно, должна быть признана как критически ключевая и должна начать разрешаться как одна из самых первоочередных.
  • Пока доступно только индивидуальное и мелкогрупповое подключение к передовому процессу.

«Даже демократию надо реформировать». Лех Валенса

Проблемы ремонтно-инерционной социоинженерии

  • Нет осознанного и признанного реперного основания для планомерной работы.
  • В результате — всполошная активность только во время и сразу после пожаров.
  • Компартментализация (трайбализация), т.е. межгрупповая вражда вместо сотрудничества.
  • Идеологизация вместо инженеризации.
  • Власть и ресурсы в руках инженерных дилетантов и инженерно безграмотных групп.
  • Символический (и можно добавить эпистемологический) «капитализм» у Musa al-Gharbi (см. символический универсум у П.Бергера и Т.Лукмана).
  • Хизер Марш с её Binding Chaos (эпистемические сообщества и мосты знания) и социоинженерными проектами.
  • Можно начать индивидуально осваивать азы социальной грамотности и социальной инженерии. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие улучшения в большинстве случаев гарантируются.

   Попытка вступления в тему — https://youtu.be/AgufqA3S...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения