Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2009-03-14

Критическое мышление — зачем отдельно?

По предыдущему посту был задан интересный и важный вопрос:
chetvericov комментирует... Зачем нужен курс критического мышления, когда всё высшее образование по идее должно быть направлено на его формирование? В особенности курсы типа методологии, истории науки и прочие.
Во-первых, в вопросе уже есть оговорка «по идее», что подразумевает несовпадение с ситуацией «на деле». В российском высшем образовании (тем более в среднем) критического мышления нет ни «на деле», ни «в идее». В психологическом образовании, добавлю, его особенно нет. Уже поэтому приходится ставить вопрос о появлении такого предмета.

Во-вторых (этот пункт должен быть скорее первым), о чем вопрос задан? Я имею в виду встречный вопрос моему читателю: что он вкладывает в понятие «критическое мышление»? У меня есть предположение, что мы пока говорим о разных явлениях. Надеюсь, мой собеседник уточнит, что он читал по критическому мышлению из рекомендованного мною и сверх того.

Я же воспользуюсь случаем, чтобы уточнить описание того явления, о котором говорю. Критическое мышление как специфический образовательный предмет —продукт, во многом инспирированный идеями критического рационализма К. Поппера, который начал создаваться и развиваться примерно с 1970-х годов в университетах США. Это не отраслевая, а проблемная междисциплинарная концепция, в чем её огромное преимущество перед отраслевыми дисциплинами. И это очень хорошо разработанная не только теория, но и технология применения методов и приобретения навыков. О полноценном, «университетском» варианте КМ можно прочитать в книге Р. Поля (Paul R.), студенческие переводы некоторых глав из которой (ещё не полностью отредактированные) я только что разместил на своем сайте — Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире. Содержание раздела по КМ на моем сайте см. здесь.

6 комментариев:

  1. Уточняю: из выложенного у Вас на сайте прочитал "Критическое мышление: принципы и признаки. Введение", проглядел сейчас перевод Поля Р., также до этого читал К. Поппера.
    Возможно, мы действительно говорим о разных вещах, свои мысли по поводу критического мышления вообще я изложил здесь: http://chetvericov.ru/zametki/kriticheskoe-myshlenie-2/
    Однако, если мы говорим о специфическом образовательном продукте, то мне кажется, что все-таки курс методологии вполне сопоставим с предлагаемым Вами, хотя в нем, возможно, отсутствуют многие полезные практические и теоретические моменты. Более того, мне кажется, что курс методологии шире, чем курс критического мышления, поскольку он менее привязан к критическому рационализму, впрочем, на этом положении я не настаиваю.
    Перевод книги Поля меня, кстати, неприятно поразил обилием слова "должен".
    С уважением, Андрей Четвериков
    http://chetvericov.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей, а в ПДД Вас слово "должен" тоже напрягает? А в логике и математике?
    Сравнение методологии с КМ некорректно. Разница между ними та же примерно, что и между философией и логикой. Философия всегда будет "шире". КМ - это междисциплинарная прикладная концепция и технология, без нее методология не может быть реализована применительно к конкретным проблемам и ситуациям. Вы не сможете методологическими идеями рубить деревья и завинчивать гайки.
    И КМ не привязано к критическому рационализму именно в силу вышесказанного, а лишь получило оттуда первичный концептуальный толчок.
    И какие работы К. Поппера Вы читали?

    ОтветитьУдалить
  3. В ППД, логике и математике слово должен носит характер конвенции. Соглашаться с ней или нет - вопрос личного выбора. Вы хотите ввести определить как люди должны думать?

    Мне кажется, необходимо уточнить, что мы понимаем под методологией. С теоретической стороны:
    "Методология — система принципов, методов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и их отношений". (вики)
    С практической стороны у нас курс методологии включал в себя критическое рассмотрение различных подходов к предмету психологии, что требовало анализа также и их философских основ. Это не позволяет рубить деревья, впрочем позволяет анализировать подходы к тому "как эффективно рубить деревья с точки зрения психологии".

    У меня возникает впечатление, что основное разногласие между нами по этому вопросу заключается вот в чем. Вы предполагаете, что необходим специальный курс, на котором бы люди учились думать. Я предполагаю, что все образование только на это и направлено, от детского сада до ВУЗа. Может быть Вы правы в том смысле, что проще сейчас ввести отдельный курс, чем поменять все образование. Но

    "Логика и рост научного знания".

    ОтветитьУдалить
  4. Слово "должен", как и любое другое, может обозначать разные явления и аспекты. Строго говоря, все слова человеческого языка - конвенциональны. Дискутировать о словах бессмысленно, содержательно можно обсуждать лишь явления. Слово "должен" в логике и в учебнике по критическому мышлению описывает примерно одно и то же явление - требование соблюдения определенных процедур и правил для достижения того или иного результата.
    Поэтому вполне оправданно во многих случаях предлагать людям рекомендации, как они ДОЛЖНЫ думать, чтобы результат думания был бы не абсурдным и не бессмысленным (и т.д.). Образование на думание (мышление) направлено в минимальной степени ( я об этом напишу в отдельном посте), и это мягко говоря.
    У Поппера нет работы "Логика и рост научного знания" - так назвали сборник избранных переводов его работ, изданный в СССР в 1983 г. Основные его работы издали в России лишь после 2000 г. (кроме "Открытого общества...", изданного в 1992 г.), и то мизерными тиражами. Можно сказать, что Поппера Вы читали очень ограничено.

    ОтветитьУдалить
  5. Евгений, Вы путаете "вы должны" и "вам необходимо(нужно)".
    Должен -- значит, обязан по договору, либо ожидается, либо неизбежно произойдёт. A необходим(нужен) для Б -- значит, все пути к А ведут через Б.
    http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/05/us175602.htm?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD&stpar3=1.1
    http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/05/us175612.htm?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD&stpar3=1.4
    http://slovari.yandex.ru/dict/dal/article/dal/03040/67501.htm?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD&stpar3=1.7

    ОтветитьУдалить
  6. Это Вам кажется, что я путаю. Внимательнее следите за контекстом дискуссии. И слова можно употреблять в нескольких значениях (сколько Вам нужно ссылок на учебники и словари?), главное - не путать явления и вещи.

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения