Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-12-20

Критическая педагогика, критический менеджмент, критическая социальная психология и т.д.

Критическая педагогика (critical pedagogy), критический менеджмент (critical management), критическая социальная психология (critical social psychology), критическая социология (critical theory) — всё это названия отдельных веток так называемой «критической теории» (ссылка уже дана), т.е. направления социогуманитарной мысли и исследований, ведущего свою родословную от критического запала марксизма и других «разоблачительных» концепций двух предыдущих столетий. Критике в этом ракурсе подвергаются иллюзии и предрассудки, укоренившиеся в соответствующих областях науки и социума в качестве «общепринятых» и «само собой разумеющихся» истин, правил и норм.

Критическая социальная теория, безусловно, по ряду аспектов вполне заслуживает суровой ответной критики, но многие поставленные ею вопросы заслуживают, как минимум, серьёзного и внимательного рассмотрения и учёта. Не надо путать это явление и движение с движением критического мышления, но между ними есть немало общего, а критическая социальная теория является фактически применением части базовых принципов критического мышления к социогуманитарной науке и практике.

Остаётся добавить, что на русском языке до сих пор практически ничего не издано по указанным «критическим» дисциплинам (я не беру в рассчёт классиков социальной критики, вроде М. Фуко), хотя на Западе вышло и выходит огромное количество «критических» книг и статей, содержащих немало ценного для науки и общества.

НО!!!! И это очень важная заковыка — критические теории не очень критичны по отношению к самим себе и сильно заражены социоцентризмом (группоцентризмом), что радикально ограничивает качество и поле их критичности.