Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-04-08

Критически важные вопросы: попытка сформулировать ключевой вопрос к образовательному проекту

Существуют ли в достаточно разработанном и практически применимом виде такие современные знания о человеке и обществе, которые, с одной стороны, являются базовыми (фундаментальными) как минимум в двух смыслах - в смысле наиболее общих и исходных научных знаний и моделей и в том смысле, что они составляют, независимо от нашего осознания или незнания этого факта, базис (фундамент) нашего реального мышления и поведения, и неправильное понимание или незнание которых в очень существенной степени определяет наши мысли, поступки и чувства; а, с другой стороны, пока в основном отсутствуют в адекватном и практически эффективном виде в нашей культуре и системе образования, в результате чего мы в подавляющей своей массе оказываемся от них изолированными и бессмысленно страдаем из-за этого? Подчеркну, что имею в виду именно научные знания и концепции, а не псевдонауку и эзотерику.

Моя гипотеза, что ДА, мы сейчас имеем дело именно с такой ситуацией очень опасного разрыва между достижениями социальных и когнитивных наук, с одной стороны, и системой образования и сложившейся культурой - с другой. 

2010-04-07

Критическое мышление об образовании: если бы так учили футболу...

Продолжаю читать статьи Ричарда Гарликова (Richard Garlikov) и хочу привести одно очень меткое его высказывание, под которым готов подписаться хоть десять раз:
Our society confuses schooling with education... The problem with schooling is that what is taught and tested in schools is trivial. Standards which only appear to be important and meaningful, but which are actually neither, are established only because they are objective and easily measured for large quantities of students. The standards chosen are also ones that can be taught to students in institutional settings because they do not require personalized or individualized instruction or monitoring for student understanding. Students and schools are then graded on how close they come to meeting these pseudo standards.  If we coached football in the same way we teach academic subjects, everyone would be graded on written knowledge of proper technique, and no one would care if anyone actually played well. Multiple choice football exams would replace games on weekends.
Перевод:
Наше общество путает пребывание в школе (ошколивание) с образованием... Проблема с ошколиванием (schooling) состоит в том, что то, что преподается и тестируется в школах, тривиально. Стандарты, которые только кажутся важными и значащими, но которые не являются ни тем, ни другим, установлены только потому, что они объективные и легко измеряемые для больших количеств учащихся. Выбранные стандарты - это те, которые могут преподаваться учащимся в институциональных условиях, потому что они не требуют персонифицированного или индивидуализированного обучения или отслеживания понимания со стороны учащихся. Учащиеся и школы оцениваются на основании того, насколько они приближаются к этим ложным стандартам. Если бы мы обучали футболу таким же образом, как преподаем академические предметы, все были бы оценены на основании письменного знания надлежащей техники, и никто бы не беспокоился, играет ли хоть кто-нибудь действительно хорошо. Тесты по футболу с многовариантными выборами заменяли бы игры по уикэндам.

Критическое мышление: философия и практика обучения по Ричарду Гарликову (Richard Garlikov)

Вчера обнаружил весьма интересный и содержательный сайт американского философа Ричарда Гарликова (Richard Garlikov), посвящённый философии этики и науки, а также философии и практике образования. Вот несколько названий статей, размещённых на нём:

2010-04-03

Критическое мышление и социальная (культовая) зависимость: почему нынешнее образование не спасает

Журналистка "КП" попросила меня дать комментарий на дневник Чеди Даан о детстве в коммуне-культе В. Столбуна (публикация должна появиться в ближайшем номере "толстушки" в четверг). Первый мой ответ был таким:
У меня последние лет шесть на все подобные истории напрашивается один комментарий - пока в среднем и высшем образовании стрежневыми предметами не станут критическое мышление, логика, научная социальная и когнитивная психология и рационально-когнитивные методы эмоционального и поведенческого саморегулирования, подобные истории будут повторяться бесконечно во всё новых и новых воплощениях (см. Уроки кризиса - конкретные проекты для образования).
Это ещё одна история о том, что люди в основном страдают не от безнравственности, а от глупости (невежества, неграмотности) - см. здесь.
А когда от глупости взрослых так страдают дети - это просто чудовищно. Суперчудовищнейшую же степень невежества взрослых демонстрировал ДЕТСКИЙ писатель Э. Успенский, яростно защищавший В. Столбуна (см. интервью в "Новой газете").
А что бы не вспомнить про ещё одного такого же "великого педагога" - М. Щетинина, за которым тоже тянется шлейф "славы" чуть ли не хуже?
После этого я получил уточняющие вопросы:
Евгений Новомирович, а скажите: как по вашему, почему жертвами данной истории стали вполне интеллигентные, образованные люди? Не маргинальная, не мистически настроенная, не дремуче необразованная, а нормальная столичная семья? Почему, действительно, такое невежество демонстрируют уважаемые люди вроде Успенского? Необходим какой-то ликбез для обывателей, чтобы объяснить - где психология, где психиатрия, а где тяжелая ересь больного человека? Кстати, по вашему мнению, Столбун был психически нездоров? Как ему удалось подчинить себе такое количество людей и так глобально заморочить головы общественности? В чем его сила? Да, и как защитить свою семью от подобных личностей?
Мой ответ на эти вопросы:
Интеллигентные и образованные люди как раз наиболее предрасположены по своему мировоззрению и образованию к наибольшей глупости - к сочетанию наибольшего нравственного мечтательства с наибольшей уверенностью во владении истиной и достаточными знаниями для решения любых проблем. В упомянутой лекции К. Поппера последний сформулировал самую главную и решающую причину основных человеческих бед - "смесь доброты и глупости является причиной наших затруднений".
"Наше нравственное воодушевление часто ошибочно, ибо мы не способны понять, что наши чрезмерно упрощенные нравственные принципы часто весьма трудно применить к сложным ...ситуациям, к которым мы их применяем". И буквально прямой комментарий К. Поппера к обсуждаемому нами случаю: "Этот пример показывает, как опасна добродетель, когда она соединяется с недостатком рациональной критичности".
Наше образование не учит самому главному - точному пониманию его бесконечной ограниченности и катастрофической недостаточности для решения проблем за пределами узкого профессионального ремесла. Поэтому у нас спикер парламента начинает проталкивать в массы "живую воду" или что-то ещё более фантастическое, а детский писатель рассуждает о компетенции медиков и психиатров. Разъяснить обывателю, где психология, а где психиатрия - вряд ли возможно, в этом и сами профессионалы до конца не разобрались. Объяснить же разницу между здоровыми (научными) идеями и идеями утопически-патологическими в полной мере можно только тем, кто получил знания и навыки, необходимые для понимания такой разницы, например, обучался критическому мышлению. При нынешнем содержании образования эту разницу могут уловить и объяснить очень немного людей. Вот в этом-то и сила Столбуна и ему подобных - в полуобразованном невежестве большинства, которое некритично полагается на ложное представление об уровне и качестве своих знаний и мышления. А был ли он (В. Столбун) болен или здоров - какая разница в данном случае? Он сотоварищи выявлял и выявляет нездоровье сознания окружающих, как лакмусовая бумажка определяет щёлочь или кислоту. И защитить свою семью можно только одним образом - обучением критическому мышлению.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения