Сегодня у меня была беседа, в которой мой собеседник высказал тезис, что в системе образования, прежде всего высшего, складывается ситуация, весьма благоприятная для роста материальной состоятельности математиков - в школе особо математике не учат, но она всё больше и больше требуется для получения перспективных профессий и занятия высокооплачиваемых рабочих мест. Рост материального благополучия специалистов сложной интеллектуальной дисциплины в России не может не радовать, но тренировки в критическом мышлении приводят меня в последнее время всё чаще к ассоциациям и открытиям преимущественно с горьким привкусом. Возникли они и в этом случае - читайте дальше.
А тут ещё на всех телеэкранах показывают Silicon Valley, где наш президент пытается уловить дух инноваций, чтобы вдохнуть его в подмосковное Сколково (я начал писать этот пост вечером 25 июня). Озвучиваются миллиардные вложения в разных валютах, рисуются картины интеллектуального и технологического взлёта. А у меня на это, как слюна на солёный огурец, опять выделяются критические вопросы и грустные ассоциации.
Количество и качество плодотворных и высокотехнологичных социальных и когнитивных знаний ничуть не уступает по качеству и плодотворности математическим или физическим, а по жизненной важности первые во многом превосходят последние. Но их или не преподают, или преподают не то и не так и, самое главное, их не делают необходимыми.
Физику и математику делают необходимыми столь полюбившиеся нам гаджеты - от паровой машины до сотового телефона. А социальные и когнитивные знания могут сделать необходимыми и высокоценными и ценимыми друг для друга только сами же люди. Как мне представляется, есть только два института, приспособленных для прямой утилизации этих знаний и для повышения их рыночной стоимости и привлекательности - образование и государственный аппарат. Возможно, правда, при соответствующей доработке и и упаковке продукта возникновение спроса со стороны корпораций на вооружение этими знаниями хотя бы некоторых категорий своих работников.
К чему это я? Да к тому, что новая Россия действительно начнёт становиться новой и обретать хоть сколько-нибудь обоснованную перспективу уверенного прогресса не тогда, когда в Сколково создадут конкурентов iPhone или запустят биотехнологическую линию по выращиванию клонов образцовых граждан России. Нет, это точно не поможет ничему, кроме косвенной и временной компенсации колоссальной социально-когнитивной и социально-технологической отсталости России. Вот когда государство серьёзно возьмётся за создание социоинженерного "Сколково" и заставит образование развернуться к жизни лицом, а не жопой, тогда и можно будет с весомым основанием проявить умеренный оптимизм и укоротить желание быть беспробудным циником.
Социальная инженерия - это метод несанкционированного доступа к информации. Не понимаю, как это соотносится со смыслом текста.
ОтветитьУдалитьСоциальное программировние же, насколько я смог выяснить, изучается в рамках курса социологии в ВУЗах России. Насколько успешно - могу себе представить по своему негативному опыту.
Что может из себя представлять "социоинженерное Столково"? Для меня это звучит как "город хакеров, мошенников и шарлатанов" :)
Социальная инженерия - это методы совершенствования общества, читайте, например, "Открытое общество и его враги" Карла Поппера (написана книга более 60 лет назад, когда о хакерах никто и не слышал). Ваш комментарий в этом смысле - иллюстрация социальной неграмотности всего нашего населения.
ОтветитьУдалитьУ меня достаточно позитивное отношение к проекту Сколково.
ОтветитьУдалитьНаше текущее положение дел в экономике, промышленности и вообще в формировании бюджета страны действительно ужасное. А проект для меня что-то вроде шага вперед, надеюсь он оправдает себя.
Что касаемо социальных и когнитивных знаний, то у меня два предположения на существующее положение дел:
1. Физика и математика - преподаются в школе, мы их постигаем как неотъемлемую часть нашего среднего образования. Социальные и когнитивные знания - это уже сугубо индивидуальный процесс познания, и без опытного учителя люди блуждают в этом всю свою жизнь. Возникают 2 простых вопроса:
-Как их ввести в обязательную школьную программу?
-Где взять "адекватных" преподавателей?
2. Возможно власти нужен управляемый народ, а не здравомыслящий? :)
И еще, если Сколково для меня шаг вперед, то решение обозначенных вопросов - это чудо(не могу подобрать действительно сильной аналогии).
Идея Сколково как просто идея не может вызывать возражений и может только приветствоваться. Скептическое отношение возникает при взгляде на общую социо-культурную ситуацию и на уровень менеджмента в России, прежде всего, кстати, на образование.
ОтветитьУдалитьА как ввести дисциплины и где взять преподавателей - вопросы практических проектов, рассчитанных, конечно же, не на один год. Быстро решить эти проблемы, понятно, не получится, но чем раньше мы начнём идти в этом направлении, тем раньше придём к цели.
На уровне университетов вполне можно скопировать содержание и методику хотя бы курсов критического мышления в США, которые развиваются уже несколько десятилетий. Оттуда же можно на первых порах и преподавателей приглашать.
Евгений, я задумался как такой проект превратить в жизнь у нас в России.
ОтветитьУдалитьРазлажу по тем вопросам, которые я себе задал:
1. Кто из чиновников возьмется за это дело?
Такого рода проекты обычно в качестве эксперимента проводятся в отдельных субъектах РФ. Пойдут ли Министерства образования в данных регионах на данную инициативу, думаю таких не будет, инициатива в нашей стране наказуема. И никто не хочет нести ответственность за весьма "путанный" проект. Остается один выход, достучаться до небес, т.е. до Правительства.
2. Как доказать, что этот проект просто необходим для России, или как раскрыть его для обывателя?
Конечно же результаты от внедрения, и здесь у меня проблемы, какие видимые результаты мы можем получить и соответственно показать, сколько времени необходимо для их реализации. И в конечном итоге, что мы можем получить.
И конечно же, раз уж Силиконовую долину копируем, то почему бы и данную область не позаимствовать, и конечно же взять анализ использования проекта и полученных результатов.
3. Способ донесения проекта до Высшей ветви власти?
Для меня на данный момент сложился только один способ, подписание развернутого проекта и обращения к президенту(премьер-министру) в интернете массами людей, надеюсь такой вариант даст нам возможность достучаться до Небес!
Лошадиные силы локомотива экономики - http://mv74.ru/blog/archives/loshadinye-sily-lokomotiva-ekonomiki/ - пост в блоге Марины Волковой (однофамилица, не родственница)
ОтветитьУдалитьДмитрий, власти как-то понуждать действительно надо, но сначала надо написать уже подробный конкретный проект и попробовать его на грантополучаемость и т.д. Сама идея и какие-то важнейшие элементы мне понятны, но это надо перекладывать на язык чиновничий и язык бизнес-планов, тут я один не справлюсь, да и весь проект требует большой группы специалистов, даже если речь идёт хотя бы о начальной экспериментальной площадке.
ОтветитьУдалить