Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-07-31

Математика и физика социальной жизни: почему нет спроса на социальных инженеров и социальных программистов

Сегодня у меня была беседа, в которой мой собеседник высказал тезис, что в системе образования, прежде всего высшего, складывается ситуация, весьма благоприятная для роста материальной состоятельности математиков - в школе особо математике не учат, но она всё больше и больше требуется для получения перспективных профессий и занятия высокооплачиваемых рабочих мест. Рост материального благополучия специалистов сложной интеллектуальной дисциплины в России не может не радовать, но тренировки в критическом мышлении приводят меня в последнее время всё чаще к ассоциациям и открытиям преимущественно с горьким привкусом. Возникли они и в этом случае - читайте дальше.

А тут ещё на всех телеэкранах показывают Silicon Valley, где наш президент пытается уловить дух инноваций, чтобы вдохнуть его в подмосковное Сколково (я начал писать этот пост вечером 25 июня). Озвучиваются миллиардные вложения в разных валютах, рисуются картины интеллектуального и технологического взлёта. А у меня на это, как слюна на солёный огурец, опять выделяются критические вопросы и грустные ассоциации.

Количество и качество плодотворных и высокотехнологичных социальных и когнитивных знаний ничуть не уступает по качеству и плодотворности математическим или физическим, а по жизненной важности первые во многом превосходят последние. Но их или не преподают, или преподают не то и не так и, самое главное, их не делают необходимыми.

Физику и математику делают необходимыми столь полюбившиеся нам гаджеты - от паровой машины до сотового телефона. А социальные и когнитивные знания могут сделать необходимыми и высокоценными и ценимыми друг для друга только сами же люди. Как мне представляется, есть только два института, приспособленных для прямой утилизации этих знаний и для повышения их рыночной стоимости и привлекательности - образование и государственный аппарат. Возможно, правда, при соответствующей доработке и и упаковке продукта возникновение спроса со стороны корпораций на вооружение этими знаниями хотя бы некоторых категорий своих работников.

К чему это я? Да к тому, что новая Россия действительно начнёт становиться новой и обретать хоть сколько-нибудь обоснованную перспективу уверенного прогресса не тогда, когда в Сколково создадут конкурентов iPhone или запустят биотехнологическую линию по выращиванию клонов образцовых граждан России. Нет, это точно не поможет ничему, кроме косвенной и временной компенсации колоссальной социально-когнитивной и социально-технологической отсталости России. Вот когда государство серьёзно возьмётся за создание социоинженерного "Сколково" и заставит образование развернуться к жизни лицом, а не жопой, тогда и можно будет с весомым основанием проявить умеренный оптимизм и укоротить желание быть беспробудным циником.