Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-12-12

Депрограммирование — как это происходило. Документальные научные наблюдения

Депрограммирование: исследование одного случая. Личные наблюдения за работой группы депрограммистов — это часть диссертации на степень PhD Стива Дуброу-Айхеля (Steve K. Dubrow-Eichel), в которой подробно описаны его личные наблюдения за работой группы депрограммистов с молодым кришнаитом Кеном. Публикую сегодня полный текст перевода на своём сайте. В моём архиве есть и вся диссертация на английском языке (вдруг кто-то возьмётся за перевод остальных глав).

2010-12-11

Шкала группового психологического насилия

Сегодня я на своём сайте опубликовал перевод статьи о Шкале группового психологического насилия (The Group Psychological Abuse Scale), включая саму Шкалу и ключи. Желающие могут попробовать доработать её до российской модификации (уже есть испанская, статьи о которой переведены на английский).

2010-12-07

Критическое Сколково, или Как перестать наступать на грабли слишком часто

В воскресенье 5 декабря вполне успешно, как мне кажется, завершился первый экспериментальный тренинг ошибок, который я проводил в Москве. Эта двухдневная работа подтолкнула меня к одной идее, которой я и хочу поделиться.

В посте «Уроки кризиса — формула решения проблем» я уже приводил формулу решения проблем и одновременно формулу эволюции в варианте К. Поппера. Напомню её полный вариант (расшифровку см. по ссылке):
ТТ -> P1 -> ТТ1 -> ЕЕ -> Р2
где EE — устранение ошибок (error elimination).

Моё предположение (и предложение) состоит в том, что надёжным показателем конструктивного и перспективного развития любого общества (и отдельного человека или организации) может служить наличие и развитие систем выявления и исправления ошибок. Сразу подчеркну, что я имею в виду не стихийные или размытые социальные и политические механизмы, вроде разделения властей, демократии с оппозицией, масс-медиа и структур гражданского общества, а создание и поддержку особой профессиональной дисциплины — эрратологии — и соответствующих профессиональных же структур и организаций, прямо нацеленных на реализацию указанной функции — на выявление и исследование ошибок и заблуждений в критически важных сферах и институтах и на разработку мер по их исправлению и предотвращению. Коротко о некоторых элементах эрратологической деятельности я тоже уже писал почти год назад в посте «Уроки кризиса — совершенствование форм и методов работы над ошибками и технологий извлечения уроков».

Вполне возможно и выделение в явном виде консультирования по ошибкам в различных вариантах (индивидуальное и оргконсультирование).

Ничего утопического и нереалистичного в идее создания такой специализированной отрасли знания и практической деятельности я не вижу, поскольку работа по выявлению и исправлению ошибок давным-давно существует в многочисленных частных формах, но в современных условиях напрашивается переход на новый уровень и к новому качеству. Без такого перехода надежды на решение всё усложняющихся  проблем, модернизацию, прогресс и продолжение эволюции в социальной форме становятся, можно сказать, всё более беспочвенными.

Препятствий к развёртыванию полноценной и полномасштабной профессиональной работы с ошибками немало и к тому же весьма тяжёлых. Это в первую очередь эрратофобия и критикофобия, глубоко укоренившиеся в человеческой культуре и сознании индивидов. Со стороны многих, кто имеет власть и деньги, неизбежна реакция страха утерять свои привилегии. Со стороны политических, идеологических и религиозных фанатиков возможны обсуждения исключительно ошибок их оппонентов, но никак не их «абсолютных истин». Всё это так, и список препятствий и противников можно продолжать на много постов, однако практически ничего не мешает заняться развитием теоретической и прикладной эрратологии тем, кто уже обладает необходимым для этого уровнем здравого сознания и настоящей заинтересованностью в улучшении своего будущего и будущего всех окружающих (и настоящего тоже).

Кстати, вот и конкретный, и весьма показательный критерий реального «личностного роста» для любого, кто на него претендует, — составление списка допущенных ошибок  при участии в псевдотренинге «личностного роста», благодаря которым оказались успешными манипуляции ведущих. Эта способность индивида называется самокритикой (справка для тех, кто, возможно, и не знает о существовании такого слова в русском языке) и на деле является высшей точкой человеческого роста. Вторая (или первая, неважно) высшая точка — способность воспринимать и учитывать внешнюю критику.

При чём тут Сколково, спросите? А при том, что только то государство и тот государственный аппарат, которые смогут поддержать и поставить на должном — профессиональном и организованном — уровне эрратологические технологии (критику и самокритику, проще говоря), имеют хоть какие-нибудь шансы начать соответствовать своему предназначению и потребностям своего общества в 21-м веке. Где возникнет первый эрратологический технопарк, туда и нужно эмигрировать.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения