Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-04-29

Критическое мышление (настоящее, не РКМЧП) для ежедневного применения по капле в день: КМ-капля № 0001 (помысли о своём мышлении)

Я начинаю капать на мозги своих читателей КМ-каплями — каплями критического мышления. Получится ли эта процедура ежедневной, сказать не берусь, но буду придерживаться максимальной частоты. Капля камень точит, а также находит путь там, где не пройдут и бульдозеры.
КМ-капля — это капля из моря знаний и умений критического мышления. Поскольку маловато тех, кто готов сам пробиваться к этому морю и сразу начинать в нём плавать (последний глагол получился двусмысленным), то всем остальным, у кого всё же есть хотя бы малейшее желание познакомиться — не торопясь и лениво — с КМ, предлагается капельница моего блога.
Итак, КМ-капля № 0001 (помысли о своём мышлении). Подумайте на досуге в течение дня о том, как вы думаете (мыслите, размышляете, организуете внутренний диалог с самим собой). Вопросы и темы для такого мини-наблюдения и мини-анализа могут быть следующие (вопросы примерные и мои, вы можете использовать любые другие, но учитывайте, что не все вопросы одинаково полезны и не все ведут в нужном направлении):
  • Задумывался ли я ранее о том, как думаю?
  • Если да, то какие делал выводы и какие практические меры использовал?
  • Если нет, то какие выводы можно сделать из этого открытия?
  • Ваши размышления хаотичны и беспорядочны или же вы легко можете сосредоточиться и организовать свои мысли планомерно и логично?
  • Есть ли у вас планирование размышлений на день?
  • На основании чего вы строите свои размышления: на фактах и логике или чувствах и субъективных предпочтениях?
  • и т.д.
Вопросы я набросал как импровизацию, но скоро на сайте выложу свою давнишнюю разработку по самоанализу мышления. Предупреждаю также, что КМ-капли могут в дальнейшем редактироваться и немного дополняться, в том числе по результатам обратной связи.

3 комментария:

  1. Отличная идея. Предлагаю практикующим тут же и отписываться о результатах, например, в конце дня.

    ОтветитьУдалить
  2. — Задумывался ли я ранее о том, как думаю?
    — Задумывался иногда.

    — Если да, то какие делал выводы и какие практические меры использовал?
    — После прочтения в одной из книг фразы «Думать надо быстро» я стал от случая к случаю следить, не «торможу» ли я (стадия осознания, так сказать), стал сосредотачиваться, пытаясь решить проблему, а не рассуждать о проблеме.

    — Если нет, то какие выводы можно сделать из этого открытия?
    — Оказывается, можно «прокачать» один из решающих скилзов — скорость и качество мысли.

    — Ваши размышления хаотичны и беспорядочны или же вы легко можете сосредоточиться и организовать свои мысли планомерно и логично?
    — Бывает, что мои мысли хаотичны и беспорядочны. Не думаю, что могу прямо-таки логично организовать свои мысли, но я умею сосредоточиться и организовать мысли так, что буду доволен результатом.

    — Есть ли у вас планирование размышлений на день?
    — Этого точно нет. Хотя время от времени я говорю себе: «Так, сейчас лучше подумать о Другом, а об Этом я подумаю, как буду ехать обратно». Вот такое мини-планирование.

    — На основании чего вы строите свои размышления: на фактах и логике или чувствах и субъективных предпочтениях?
    — Мне думается, что на фактах и логике.

    ОтветитьУдалить
  3. А разве надо противопоставлять логику и чувства? Мне нравится их синтез.

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения