Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-04-07

Конец света приближали как могли..., или Об эволюционной роли критического мышления

Мода на тему «конца света» то вспыхивает, то угасает. Конец мира (человеческого) для кого-то — тема анекдота, а для кого-то — тема всей жизни, причём содержание этой темы варьируется от апокалиптического религиозного бреда до вполне здравых научных рассуждений о вероятностях и сроках космических катаклизмов, рано или поздно прервущих существование тонкой плёнки разумной плесени на одной из космических песчинок.

При всей популярности дискуссий об экологических глобальных проблемах, в частности, о вкладе человечества в изменение климата (глобальное потепление), исчезающе мало звучит тема преждевременного самоуничтожения людей их же собственными стараниями. Понятно, такой угол зрения для не(само)критического общества и его индивидов — самое неприятное и неудобное, что только можно придумать. В таком поведении много схожего с поведением любого небросающего курильщика и прочих наркоманов, желающих вдоволь «насладиться» быстро проходящими разрушительными «радостями» и не желающих думать о даже ближайших слегка отдалённых последствиях.

Единственное надёжное профилактическое средство против САМОЙ ВАЖНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ — НЕ(САМО)КРИТИЧНОСТИ, — естественно, критическое мышление. Я в самых первых постах своего блога писал о формуле эволюции (формуле решения проблем), в которой определяющим, критически решающим процессом является EE (error elimination) — ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК.

Критическое мышление, таким образом, — это не предмет вкусового пристрастия или индивидуального своевольного выбора. Нет. Это решающий инструмент выживания — и не только в глобальном смысле, но и самом обыденном повседневном и индивидуальном, — а из этого на самом деле и складывается всё глобальное. Мы будем жить — как человеческий род и как его отдельные члены — настолько долго и настолько комфортно, насколько быстро и хорошо мы успеем освоить и применить критическое мышление. Это очевидный и более чем обоснованный вывод.

5 комментариев:

  1. но если применить принцип критичности к самому "критическому мышлению" то непредубежденному исследователю быстро откроется отсутствие фундамента под действиями его приверженцев, т.е. противопоставление к.м. некому принципу "некритической веры" очевиден,но это противопоставление никак не может быть реальным фундаментом активного действия, поэтому размывание такой активности и породило упование на критическое мышление
    Проиллюстрировать такую ситуацию могли бы эти строки:
    "Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить"
    поэтому деятельная позиция Христианства сводится к фильтрованным парадигмой критического мышления "новостям",
    и само критическое мышление при этом вырождается в сектантство, которое напрочь отрицает духовное начало действия.

    ОтветитьУдалить
  2. 2 darik - Комментарий ни о чём или как минимум очень сумбурен. Критическое мышление - это не о неопределимой и неуловимой "духовности", а об очень конкретных знаниях и умениях. Мне плевать, в чём "начало" действия (хотя у меня есть на самом деле концепция на сей счёт - см. первый посты моего блога), меня интересует прежде всего, насколько оно умело, уместно и продуктивно для той или иной реальной проблемы.

    ОтветитьУдалить
  3. как по мне)), то это обычная ситуация когда одна из сторон указывает на недостаточность осознания мотиваций и последствий применения догмы, а другая сторона отказывается признать как минимум догматичность своей концепции.
    я сумбурно и ни о чем(увы) говорил о депресивности догмата критики, каковой догмат - критическое мышление, всего лишь рефлексия на "простом решении", в ответ на " проблему раздражителя веры" но ведь это понятие - вера вовсе не отражает спектр неосознанных взаимодействий(!), и мягко говоря, упрощении осознанного взаимодействия сознания с миром духа - собственно веры, я пытался намекнуть)), что вера - необходимое условие "компрессии" созидательного творчества.
    а реальность борьбы со следствиями может быть неоспорима, сверхпродуктивна и мастерски умела)), особенно если называть одну и ту же (по своей причине) проблему разными именами...
    к примеру: вера в критичесое мышление это грандиозный шаг в научном познании мира)))..
    для сравнения: эсхатология Христианства например, четкая онтология добра,блага...
    вобщем разумному достаточно

    ОтветитьУдалить
  4. 2 darik - Рефлексия веры в КМ в критическом мышлении развита настолько, насколько это реально доступно. Хотелось бы большей ясности мысли и большего знакомства с основами КМ с Вашей стороны - много времени приходится затрачивать на "перевод" и хотя бы приблизительную интерпретацию.

    ОтветитьУдалить
  5. мне нетрудно перевести для Вас понятие Христианской эсхатологии на удобный для Вас язык - это учение о конечности мира зла, что по сути означает утверждение о вечной бытийности добра в которую возможно перейти не только через кризис-суд но и через милость к злому!..
    а насчет предельной рефлексии - это к брадатому Зенону, у него этот вопрос был прояснен в апориях(!!), для внимательного к рефлексии взгляда..

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения