Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-05-04

Критическое мышление (настоящее, не РКМЧП) для ежедневного применения по капле в день: КМ-капля № 0004 (обрати внимание на непредвиденное)

Вспышка полемики на тему КМ-капли № 0003 о случайности подсказала мне тему следующей капли.

Итак, КМ-капля № 0004 (обрати внимание на непредвиденное).

Специальное предложение для непризнающих случайное: попробуйте соотнести осознаваемые вами и предвидимые/предвиденные условия и последствия любых свои планов и проектов (осуществлённых и предстоящих) с неосознаваемыми и непредвидимыми/непредвиденными условиями и последствиями, как уже проявившимися, так и потенциальными, этих же планов и проектов. Попробуйте честно ответить себе на вопросы:
  • В какой степени вы вообще озабочены существованием этой подводной части айсберга?
  • Какие практические выводы вы готовы сделать из проделанного анализа?

5 комментариев:

  1. Чем меньше случайностей - тем лучше составлен план. Думаю, дальнейшая дискуссия бессмысленна.

    ОтветитьУдалить
  2. Опа-на! Снова КМ-капля попадает в "яблочко"! Даже капля критического мышления для некоторых оказывается непереносимой, если попадает на "больную мозоль", т.е. на элементы некритических предрассудков...

    ОтветитьУдалить
  3. — В какой степени вы вообще озабочены существованием этой подводной части айсберга?
    — Очень редко я учитываю существование айсберга. Крайне редко я размышляю над тем, что же еще я могу не предвидеть — в силу ограниченности или незнания (или еще чего-то).

    — Какие практические выводы вы готовы сделать из проделанного анализа?
    — Следует задумываться над тем, что я не бог и могу что-то не знать и не предвидеть. В процессе такого раздумывания можно хотя бы в общих чертах нащупать то, где меня ждет неожиданность. Следует вообще быть готовым к неожиданностям: будь то «неоправдание» моих ожиданий от человека или вообще непредусмотренная ситуация. Все-таки, когда готов к иному повороту событий, легче, чем когда «нежданчиком» нагрянет.

    Наверное, про это «легче» и говорилось в прошлой капле. Когда понимаешь, что нельзя знать ВСЁ, действительно спокойнее. Вспомнился сад Рёан-дзи.

    ОтветитьУдалить
  4. Т.е. получается, чем больше случайностей проанализировано - тем лучше план, даже с оговоркой, что все будущие случайности просчитать невозможно. Это как подписывать договор не ознакомившись с трактованием некоторых случайностей.

    ОтветитьУдалить
  5. В предыдущей капле 003 Ольга Неклесова указала на теорию вероятности. Теория вероятности - это наука, изучающая закономерности массовых СЛУЧАЙНЫХ явлений (событий). А вот методы обработки и анализа экспериментальных данных (событий и явлений), полученных в результате наблюдений над массовыми СЛУЧАЙНЫМИ явлениями - это математическая статистика. В процессе наблюдений мы группируем СЛУЧАЙНОСТИ в "кучки" т.е. строим (воображаем) функцию распределения случайных событий. А потом переворачиваем все с ног на голову - функцию распределения случайных событий называем причиной их, появления ))).

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения