Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-06

Три первородных должнотраха (РЭПК А. Эллиса)

«Три первородных должнотраха» — так я решил перевести The Three Majors Musts, заголовок текста про три главных иррациональных верования, которыми люди затрахивают себя, свою жизнь и окружающих. Этот замечательный текст размещён на REBT Network — портале, посвящённом рационально-эмоционально-поведенческому консультированию (РЭПК) и А. Эллису

Несколько десятилетий исследований и работы с людьми позволили А. Эллису сократить первоначальную дюжину базовых иррациональных верований до всего лишь трёх, из которых и произрастают все остальные человеческие глупости и нелепости — об обыденных житейских до глобально-политических. Поскольку А. Эллис был большим любителем иронии и юмора, причём «солоноватого», то он часто использовал термин musturbation (должнонанизм) для обозначения способности людей изобретать нелепые варианты того, что они должны себе, что им должны другие и что им должен мир — и как всё плохо, когда должнонанизм не срабатывает. Мне поэтому показалось, что наиболее аутентичным переводом английского существительного множественного числа musts будет «должнотрахи» (один must, соответственно, — должнотрах). Majors в данном контексте означают «исходные», «старшие во возрасту», поэтому опять же наиболее точным прилагательным будет «первородные», тем более, кстати, что они-то и есть реальные человеческие «грехи» (огрехи, ошибки, заблуждения).

Привожу три варианта формулировок должнотрахов. Первый цитируется по The Three Majors Musts (полный перевод с добавлением перечня подверований и следствий по каждому пункту см. здесь):
  1. Я должен преуспевать и получать одобрение других, или иначе я нестоящий (бесполезный) человек.
  2. Другие люди должны делать «правильные вещи» или иначе они нестоящие (бесполезные) и заслуживают быть наказанными.
  3. Жизнь должна быть лёгкой, без дискомфорта или неудобства.
Второй вариант взят из книги «Психотренинг по А. Эллису» (С. 74):
...Вот три основные заповеди, которые создают эмоциональные проблемы:
  1. Я должен делать это хорошо и/или получать одобрение важных для меня людей, а иначе я — просто ни на что не годный человек.
  2. Вы должны относиться ко мне внимательно и справедливо, вы не имеете права разочаровывать или огорчать меня, а иначе вы — плохой человек.
  3.  Мне должны быть предоставлены те вещи и те жизненные условия, которые я хочу иметь, я должен быть предохранён от всех неприятностей, а иначе жизнь становится невыносимой, и я никогда не смогу стать счастливым. 
Самый короткий вариант взят из репортажа о дискуссии с участием А. Эллиса и А. Бека — двух отцов основателей когнитивного подхода в консультировании:
  1. I must do well (Я должен делать (всё) хорошо).
  2.  You must treat me well (Вы должны относиться ко мне (всегда) хорошо).
  3.  The world must be easy (Мир должен быть лёгким (для жизни)).
Верования, которыми мы регулируем своё поведение и эмоции, имеют определённую структуру, и разобраться в ней поможет эта концепт-карта.

2011-02-02

Церковно-приходское образование как особый путь модернизации России

Всё. Приехали. Конечная остановка. Поезд дальше не пойдёт. Глава РПЦ открыто выступил против Конституции РФ, провозглашающей светский характер государства. Выразилось это в объявлении «общечеловеческих ценностей» и «светского гуманизма» «антирелигиозной идеологией», т.е. враждебными религии, и в предложении ввести религиозное образование в школах и вузах. Так это выглядит, по всяком случае, если читать сообщения новостных лент:
Патриарх Кирилл предлагает ввести религиозное образование в школах и вузах
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предлагает ввести изменения в закон «Об образовании» о преподавании в школах и вузах основ «религиозной культуры» в противовес распространению среди учащихся «общечеловеческих ценностей» и «светского гуманизма».

«Имеет смысл ставить вопрос о введении в закон положений, посвященных религиозному образованию. Они, в частности, должны урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре воспитании учащихся в дошкольных учреждениях, средней школе, светских вузах», – цитирует «Интерфакс-Религия» доклад патриарха на Архиерейском Соборе в Москве.
По мнению предстоятеля, слова которого приводит его пресс-служба, недопустимо закрепление в законодательстве «антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые «общечеловеческие ценности» и «светский гуманизм» религиозному мировоззрению». «Газета.Ru»

2011-02-01

Привычка не думать - блог Ильи Весеннего

Привычка не думать - блог Ильи Весеннего

Открытое письмо против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования, разработанного под руководством Л. Кезиной и А. Кондакова | Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Открытое письмо против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования, разработанного под руководством Л. Кезиной и А. Кондакова | Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

2011-01-31

Как выбираем, так нас и имеют...

Читаю совершенно восхитительный блог The Innovative Educator, что в переводе примерно означает «Инноватор образования». Там есть пост The Best Teacher Evaluation System I’ve Heard of! («Наилучшая система оценки учителей, о которой я когда-либо слышал!»), где рассказывается об опыте образовательной модели Sudbury school, в рамках которой учащиеся ежегодно голосуют, кого из учителей оставить преподавать, а кого уволить.

В основе такого подхода лежит следующее базовое предположение (философия):
Adults do not control children's education; children educate themselves (Взрослые не контролируют (не управляют) образование детей; дети образовывают себя сами).
В комментариях затрагивается и сфера политики через ассоциацию выборов учителей и выборов парламентариев и президентов — в том смысле, что раз уж политиков, претендующих на судьбоносные посты и функции, выбирают все и простым голосованием, то что же мешает такую практику и на учителей распространить?

У меня же при чтении возникла другая ассоциация — школьникам, чтобы стать студентами или просто перейти из класса в класс, приходится преодолевать сито тестов и экзаменов (утверждаемых, кстати, теми же политиками), а чтобы стать депутатом или даже президентом, достаточно иметь связи, деньги и команду политтехнологов, а знания и умения самого претендента на кусочек власти никаким испытаниям не подвергаются. И чего же мы хотим от таким образом формируемой власти?

P.S. Выборы преподавателей, с которыми учащиеся взаимодействуют ежедневно не менее года, понять и принять можно. Но существующая система отбора во власть абсолютно неадекватна современным и всё более сложным проблемам общества. Это и ежу понятно...

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения