Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-22

Продвижение критического мышления: что делает задачу очень трудной

Объективная ценность этого курса такова, что переоценить её невозможно, но субъективное восприятие у людей является единственной "руководящей и направляющей" силой, поэтому снова повторю перечень главных. на мой взгляд, препятствий:
  1. В СНГ только единицы (буквально) тех, кто уже попробовал "вкус" этого пока крайне экзотического продукта.
  2. Русскоязычных сетевых ресурсов нет (кроме пока ещё капель информации на моём сайте и в этом блоге). Доступные ресурсы - только на английском (РКМЧП, как я уже писал, совсем не КМ).
  3. Нет публикаций и переводов (кроме одной книги Д. Халперн и нескольких глав из книги Р. Поля).
  4. Нет опыта успешной рекламы и продажи тренингов и курсов КМ.
  5. КМ очень резко расходится с привычными стереотипами мышления и поведения (пропасть разрыва).
  6. КМ - это радикально новое мировоззрение и большая и сложная работа по овладению знаниями и навыками "высокого порядка" (high order thinking).
  7. В существующей системе образования на всех уровнях и в системе повышения квалификации нет ничего, что хоть как-то способствовало пониманию и освоению КМ.
Вот с этой "базы" и приходится начинать. Тем интереснее будет, если удастся что-то сделать.

Как в России имеют психологию: ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая

ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая
Автор - g_zharkov
Психология отраслевая vs психология общая

На прошлой неделе был в Коломне на очень интересной конференции по психологии духовности и нравственного воспитания. В соответствии с темой было много "православных" педагогов и психологов и очень много военных (недаром во времена оны один из крупных чиновников вопрошал меня - почему Вы пишете "гражданско-патриотическое воспитание", правильно ведь - военно-патриотическое).

На конференции имхо очень ярко проявилось коренная разница подходов психологий, основанных на обслуживание той или иной конкретной институции (школы, армейского командования, церкви) с общепсихологическими принципами:

1.эмпиризма - все-таки в наших вузах нас учили, что психология должна быть основана на ИССЛЕДОВАНИИ, то есть проверке альтернативных гипотез и установлении, а не декларировании неких закономерностей. В отраслевой же науке не так - сказано обосновать ту или иную программу, срок обучения или модель воинской службы - обоснуем. Если получается плохо (как в свое время с обучением 6-леток или призывной армией), тем хуже для реальности. Потом разработаем программы коррекции, если кого-то постулируемая программа изуродует.<

2.субъектности - если в армии нужны агрессивные, будем формировать агрессию. Если религиозная практика формирует тяжелейшие невротические симптомы - значит невроз это благословение Божие. Если у ребенка острая эмансипационная реакция на обязательное тестирование на наркотики - тем хуже для него. То есть выбора у личности вообще нет, так же как и необходимости в личностных смыслах

3.безоценочности и принятия различий - острее всего подвергалось нападкам само понятие "толерантность" При этом показательно, что и военные психологи и священнослужители продемонстрировали полную девственность в знании даже самых распространенных психологических теорий и парадигм - при этом требуя, чтобы мы знали и Писание и уставы воинские (это, кстати, без проблем, но притчу о милосердном самаритянине в контексте пособничества терроризму мне никто так и не прокомментировал)...

Думаю, что при встрече с организационными психологами/управленцами и любыми другими "узкими специалистами" произойдет тоже самое

2011-02-17

Предлагаю тему максимально патриотичного курса для школьников

Предлагаю тему максимально патриотичного курса для школьников - "Как выявлять и выкорчёвывать коррупцию в России на всех уровнях". Кто возражает - прошу назвать фамилии и адреса.

Патриотизм и национализм — близнецы-братья

В связи с дискуссиями вокруг скандального федерального стандарта для старших классов средней школы хочу обратить внимание на тему, которую, видимо, мало кто решается сделать предметом широкого обсуждения — все в основном шумят по поводу набора обязательных предметов. Но вполне возможно, что главная "бомба" в этом стандарте — курс на разжигание национализма в форме "патриотизма".

В области психологии и человеческих отношений давным-давно стало аксиомой представление о необходимости формирования БЕЗОЦЕНОЧНОГО и спокойного восприятия любого человека (других или самого себя) в качестве человека как такового — и точка. А родина или жизнь — такие же явления, как и человек. Человек есть человек, жизнь есть жизнь, родина есть родина — ничего сверх самого факта своего существования эти явления в себе не содержат. НИКАКИХ поводов для оценок, любви/нелюбви, гордости/презрения и т.п. ни одно из этих явлений само по себе не даёт никоим образом.

Кстати, желающим ГОРДИТЬСЯ своей родиной дарю цитату из В. Даля:
ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. ...  Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. ... Гордиться чем, быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; | хвалиться чем, тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся? ... Гордовать кем зап. брезгать, небречь, презирать, гнушаться. Гордыбака, фордыбака об. тамб. кур. костр. бахвал, самохвал и наглец; дерзкий крикун, спорщик, грубиян. Гордыбачить, фордыбачить, неуместно и дерзко молодцевать, пускаться на грубые выходки, бахвалить и грозить.
Что может быть оправданным предметом оценки и эмоционального отношения? Только ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ, ПРОЦЕССЫ, т.е. конкретные ФАКТЫ. Один и тот же человек способен совершать и хорошие, и плохие поступки, на территории одной и той же родины могут происходить в любом количестве и замечательные, и отвратительные события. Я восхищаюсь победой своих соотечественников всех национальностей в Великой Отечественной войне - и я ненавижу поведение и поступки И. Сталина, убившего миллионы безвинных людей.  Если вы гордитесь своей родиной ВООБЩЕ и её "большой патриот" без малейших навыков КРИТИКИ И САМОКРИТИКИ, в силу чего делаете одни только глупости (поскольку ничего другого не умеете) и фактически её разрушаете, то вы - самый опасный её враг.

Нужно помогать детям и взрослым обучаться ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕМУ, т.е. РАЗЛИЧАЮЩЕМУ (логичному и критическому) взгляду на вещи, чтобы они максимально аккуратно и точечно выбирали объекты траты или возбуждения своих чувств, а на первое место всё же ставили холодный научный анализ, неприступный для "патридиотических" манипуляций.

В эпилоге напомню мысль К. Поппера о том, что национальные государства — самая большая глупость человечества. И совсем на закуску — мысли замечательного московского педагога Льва Соболева:
— Постоянно витает идея о том, что школа должна учить детей патриотизму. Будет ли это предмет «Россия в мире» или какой-то другой, не важно. Как можно научить патриотизму?
— Мне кажется, что патриотизму учат не специальные уроки, а жизнь. И если дети видят, что профессор получает меньше дворника и что каждый пятый, который хоть что-то собой представляет, старается уехать, то никакие уроки не помогут. Это мировоззрение, которое складывается под влиянием всего. Не того, что ребенку говорят, а того, что он видит.
— Вот как раз же считается, что школа должна формировать мировоззрение.
— Школа формирует мировоззрение не правильными речами, а своими людьми. В 1977 году ко мне приходили умная девочка или мальчик. И ребенок был убежден, что всё, о чем сейчас пишут в газетах, говорят по радио и телевизору, — ложь. И был близок к тому, чтобы сказать, что весь мир — бардак и нет в нем правды. А потом вдруг видит, что у Толстого и Достоевского эта правда есть. Более того, он видит, что учитель, который с ним разговаривает, считает ложью те же вещи, что и он сам. Но этим мир не исчерпывается. Вот это воспитывает. А слова, сами по себе правильные, сочинения на патриотическую тему только увеличивают ложь, приучая к двоемыслию. Это была главная беда советской школы, от которой мы, слава богу, избавились. И если мы к этому вернемся, тогда мы проиграем по всем показателям — материальным, идейным, нравственным… Сейчас я могу сказать: да, время циничное, многим стало жить намного тяжелее, но мы же свободны. Мне не нравится телевизор — я его не включаю. И не ходит парторг, не говорит: «А где у тебя в кабинете ленинский уголок? Где стенд “Навстречу съезду”?»
— Вы затрагиваете тему патриотизма на уроках или считаете, что это личное дело каждого?
— Конечно, личное дело. Гордиться тем, что ты родился в России, то же самое, что гордиться тем, что ты родился белым. Или мужчиной. Это как-то странно. Если ты любишь свою страну, то сделай так, чтобы людям — хотя бы тем, которые рядом с тобой — было лучше. На уроках я стараюсь не цитировать позднего Толстого, который писал, что патриотизм — вредное чувство, потому что все, что разъединяет людей, — вредно.
— Разве патриотизм разъединяет?
— Конечно. Если я люблю свою землю, а ты, эстонец, любишь свою, то что у нас с тобой общего? Я остался здесь, работаю и надеюсь, что приношу пользу, — вот вам патриотизм, как я его понимаю.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения