Онтодизайн — это конструирование сетевидных визуальных моделей (двух- и трёхмерных карт) для объективизации кусочков когнитивных реальностей, индивидуальных или групповых, и дальнейшей работы над ними и с ними . Объектом онтодизайна может быть что угодно из того, что может являться содержанием когнитивной реальности актуально или потенциально, то есть наличные когниции или те, которые будут конструироваться и изобретаться. Визуализация онтологий не может не быть визуализацией когнитивной реальности, поскольку и внешний, и внутренний мир человека представлены для него исключительно в когнитивно сконструированном виде. Мы не можем ставить задачу создания онтологий объективной реальности, но вполне можем создавать онтологии когнитивных предположений (попперовских теорий) об объективной и субъективной реальностях. Через такие визуальные объективации мы можем эффективнее, полнее и глубже осуществлять слепое ощупывание разных областей этих обеих реальностей и извлекать из такого ощупывания намного больше пользы, чем с использованием уже привычных способов (линейный текст, схемы, инфографика и т.п.).
Чрезвычайно важно, что онтодизайн позволяет заставить видеть то, что мы не хотим видеть, о чём умалчиваем и не хотим задумываться, но что мешает нам вырвать ноги из болота и сдвинуться вперёд в выстраивании более надёжной почвы на многих направлениях социокультурного развития (если мы будем достаточно честны и научно-принципиальны).
Онтодизайн также позволяет вывести социально-гуманитарное знание на уровень передовых наук и современных технологий.
Онтодизайн есть признание неизбывности субъективного и целенаправленного характера любой визуализируемой онтологии и отказ от невыполнимой задачи нарисовать что-то «так, как оно есть». Это и раскрепощает, и налагает ответственность.
Нужно вписывать в онтодизайнерские модели по возможности все предвидимые ловушки, опасности и ошибки и собственные когнитивные ограничения автора и других агентов (акторов).
И нужна новая индустрия онтодизайна для снабжения потребителей готовыми продуктами и полуфабрикатами для разнообразного применения в образовании, коммуникации, науке и политике.
Важнейшие принципы онтодизайна:
В основе — онтологическая триада (два элемента-концепта и глагольная связка между ними, описывающая характер взаимодействия или отношения)
Полнота визуализации и полнота описания (полнота текстового слоя) — частная (кейсовая и задачно-целевая) и общая (теоретическая) (полнота набора элементов-концептов и полнота поясняющих текстов, семантического поля ключевых слов и т.д.)
Полнота онтологии требует включения в неё видимого и невидимого, происходящего и непроисходящего, существующего и несуществующего, деяния и недеяния, знания и незнания и т.д.
Выстроенность детализации и конкретизации концептов и связей.
Удобство (юзабилити) конструкции визуальной модели для восприятия, понимания и дальнейшего использования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий