Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2012-12-13

Триумф активных бездельников и агрессивных импотентов | Александр Рубцов: Власть подзуживает убогих

ВЕДОМОСТИ - Александр Рубцов: Власть подзуживает убогих

Власть подзуживает убогих

От буксующей модернизации к прогрессирующему мракобесию

Александр Рубцов
Vedomosti.ru
13.12.2012

Говорят, язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли, но часто он же предательски выдает. Поэтому за речью надо следить — если мы хотим что-то важное про себя вовремя понять.

Еще недавно «модернизация» не сходила с уст модного начальства и группы передовиков-интеллектуалов. Редкий выпуск приличной газеты был без статьи с этим звонким словом в заглавии или хотя бы в тексте. Теперь тандем выдавливает из себя это слово через силу, лишь когда без него вовсе скандал. Про «нефтяную иглу» забыли — страну сажают на иглу идеологическую. Зато идею «сменить вектор» реализуют — правда, в обратную сторону.

Разворот от буксующей модернизации к прогрессирующему мракобесию виден и на уровне событий, в резонансных новостях с идейной нагрузкой. Сколковский «авангард модернизации» уведомляет, что кадровое ядро экономики будет пополняться не из вузов. Осталось пополнять в обход вузов также и кадры науки. Открывают кафедры теологии, будто других проблем в образовании нет. Чудаки с нагайками рвутся регулировать уличную торговлю и светскую жизнь, выставки и театры. Неосторожным пророчеством завтра обернется шутка моего друга из ARD (первый канал немецкого ТВ): казачий батальон ГИБДД проверяет наличие иконок на торпедах, без чего ОСАГО недействительно. Новые идеи по части запретов и санкций уже и вовсе за гранью добра и зла. Из всех щелей лезет мрак, собирающийся под потолком и сгущающийся до черноты. И понятно, что оно не само полезло: есть чем воодушевляться и к чему притягиваться. Завтра лидер нации поедет фотографироваться уже не к рокерам, а в казачий разъезд, закрывать вернисаж или спектакль по Набокову?

Триумф бездельников

Казаки здесь имя нарицательное. Власть подзуживает убогих, которые сами ничего не могут — только приставать к другим. Триумф активных бездельников и агрессивных импотентов. От какого реального большого и нужного людям дела отрывают себя эти лбы, патрулирующие столицу, на какие деньги они здесь торчат и с чего вдруг им передают функции государства, в бюджет которого мы платим налоги? А в это время форум «Казачий круг» уже описывает ситуацию наотмашь: «Самое печальное, что поднявшаяся в последнее время волна скандалов и откровенного идиотизма, связанного с казачьим именем, но сотворенная чаще всего ряженой сволочью, сильнейшим образом ударила по всем казакам… Население РФ реагирует теперь на слово “казак” с раздражением, доходящим до ненависти». Далее выносим казаков за скобки — и получаем в общем виде отношение нормальных людей ко всей этой духовности в рясах и лампасах, к этой «культурной политике» и «идеологической работе», к вакханалии мелочного контроля и злобного вмешательства. Ряженая сволочь — сказано «до седла», но архетипично.

Понятно, что в такой атмосфере трудно выговаривать слово «модернизация», не подавившись. Наш белый человек на черном BMW с айфоном год назад вдруг объявил себя консерватором. Не иначе поэтому на Руси теперь по утрам так темно.

Но более удручает другая темень. Про модернизацию забыли не только начальники, но и сами эксперты, включая фронду. Интеллектуальное сообщество, смотрящее на власть сверху вниз и даже брезгливо, в плане смыслов оказывается ведомым и вторичным. Сверху сказали «модернизация» — и пластинка завелась; выплюнули это слово, как выпавший зуб, — и все о нем тут же забыли, будто модернизация нужна не стране и по жизни, а лишь для позирования руководства. Все тут же без особого концептуального давления сдали позиции и переместились на зады обороны — отмахиваться от подступающей черной сотни.

Считается, что в стране, в которой власть с мрачным удовлетворением наблюдает исход людей с мозгами и энергией, говорить о модернизации нелепо. Но тем самым мы своими же руками сдаем власти инициативу и повестку дня в говорении о важном — тот главный рубеж свободы, который, казалось бы, не отнять и на котором победа всегда будет за нами, потому что это наше дело. Когда все забывают, что говорилось с главных трибун еще вчера, не так заметны скорость падения и путь деградации, пройденный всего за год. Вопрос уже не о срыве в мракобесие, а о том, каким оно будет: тотальным или с отдушинами, людоедским или не совсем. Когда нет авангарда, не оценить и глубины тыла, в который нас всех заталкивают.

Суждения о том, что разговоры о модернизации в новом контексте бесполезны, не кажутся мне осмысленными. Также я не понимаю, почему суды не завалены тысячами гражданских исков по поводу вопиющих нарушений властями и экзекуторами от власти всех возможных норм и кодексов, включая Уголовный. То, что эти иски обречены, не аргумент: массив отклоненных обращений надо иметь. Это как нужные слова, которые остаются в тексте, даже когда их вычеркиваешь. Возможно, властям было бы не так комфортно фабриковать дела против протестного актива, если бы на каждое такое дело был ответ сотнями встречных исков, подкрепленных неубиенными свидетельствами и уликами, — «список Болотной».

Ступени модернизации

Сейчас полезно вспомнить, что тема модернизации развивалась ступенчато. Сначала речь зашла о преодолении технологического отставания. Потом поняли, что задача нерешаема без модернизации экономики. Экономика потянула за собой институты, всю институциональную среду. Далее пришлось признать, что для этого нужна модернизация политики, в свою очередь требующая пересмотра идеологии, изменений в сознании, ревизии целей и принципов, критики мифологии и архетипов. (Это в теории. На практике не был сделан шаг даже на вторую ступеньку: все еще пытаются что-то инновационное сгенерировать, не задумываясь о том, что со всем этим богачеством потом делать в экономике и институциональной среде, которыми любые инновации органически отторгаются.)

Зато движение вспять, наоборот, началось сразу сверху, с высот духа и глубин сознания, с культуры и идеологии. На Минкульт бросили потомственного рекламщика, по очень душевной простоте не скрывающего, что история для власти — не сфера ответственного познания, а инструмент промывания мозгов с последующим их загаживанием пропагандой, плюющей на факты и совесть. Религию и церковь тоже взяли в оборот. Когда власть не может сказать людям ничего внятного и разумного, ей остается делать вид, что там много чего есть за душой, хотя большего бездушия, чем мешать веру с политикой, не бывает. В итоге в массе воцерковленных и в самой клерикальной среде зреют ровно те же настроения, что и в казачьем кругу про своих ряженых.

Соответственно, и борьба с реакцией начинается с этих уровней — с тех пластов сознания, где хранятся идеи и принципы, понятия о «моральном» и «духовном», нормы и представления о допустимом. И в том числе — модели будущего. В этих пространствах идейной реакцией все заранее проиграно: там нет мозгов и перьев, а если бы и были, нет содержаний. Более того, там засада с инерцией прошлых лозунгов: воевать с идеей модернизации — самих себя высечь, поддерживать ее — подпиливать свои же «новые устои», вступая в карикатурное противоречие со своим же главным трендом. Но этой возможностью в оппозиции почти никто не пользуется — видимо, от непонимания того, что слова и идеи обладают собственной силой, даже когда они выглядят утопическими и вовсе не из этого времени (судя по истории, высшую силу они как раз в таких ситуациях и набирают).

Сейчас для интеллектуального сообщества наступает момент истины. Выясняется, есть ли оно вообще (именно как сообщество) и есть ли у него голос в принципе — или это будет молчание ягнят. Это вопрос ответственности и мужества. Момент переломный: если до сих пор вина падала прежде всего на власть, то теперь, когда реакция стала открытой, историческая ответственность все более смещается на само общество. Похоже, власть уже махнула рукой на проблему «учебника истории»: в любом случае описание этого правления, особенно второй его половины, будет убийственным. Но люди культуры и знания, в том числе пишущие о политике и истории, могли бы задуматься о том, что о них напишут завтра их же преемники. Боюсь, там будет не только о Путине.

Автор — руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН

2012-12-10

РФ — Рабовладельческая Федерация? Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации

Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации

КМ-капля № 0015: Логика самообмана от пресс-секретаря президента

Обнаружил сегодня очень неплохой логический разбор «Почему Дмитрий Песков считает россиян идиотами?»: про заявление пресс-секретаря ВВП Д. Пескова о том, что нынешнее протестное движение в России — «бунт сытых». Очевидно, что такая абсурдная версия имеет две цели: подкрепление иллюзий сторонников ВВП и подкрепление иллюзий самого ВВП. Какая из этих двух целей первоочередная, трудно сказать, мне даже кажется, что вторая. А Д. Песков россиян вообще ни за что не считает, потому что у него заказчик и потребитель — одно и тоже, до сблёва знакомое лицо. Да и россияне скоро не будут играть никакой роли в РФ — Рабовладельческой Федерации.

И ниже сам разбор:
Выступая сегодня на сходке доверенных лиц президента, Дмитрий Песков, его пресс-секретарь, вновьсделал сенсационное открытие.  Оказывается, протестная волна, прокатившаяся по России в 2011-2012 гг. вызвана не нарушением хода выборов и не их фальсификацией, и даже не беспрецедентно высоким уровнем коррупции, которая парализует страну, и уж тем более не закручиванием гаек репрессий, а … тем, что граждане при путинском режиме стали жить лучше.
Ведь не успел Владимир Владимирович встать у кормила, как жить стало лучше и веселее.  В результате, как пояснил Песков, «у нас значительно сократился процент тех, кто живет за чертой бедности».  По оценке пресс-секретаря Путина, в России сейчас бедных около 25%, xoтя раньше было много больше.   «Рывок был сделан невиданный, никому это еще не удавалось за столь короткий период … И как только мы это сделали, у нас появились и сытые, сытые стали недовольными, они хотят быть причастными к управлению страной».
Оставим на совести референтов Пескова предоставленную статистику.  Возможно, бедных в России действительно 25%, но по оценкам аналитиков (Институт Социологии РАН, а также «Риком-Траст») несмотря на приток триллионов нефтедолларов с 2000 г. за чертой бедности в стране живет более 50% населения.  Рост зарплат не догоняет рост стоимости минимальной потребительской корзины.  Только в этом году скрытая приватизация бюджетной сферы и повышение тарифов естественных монополий на 15-20% спровоцировала рост платности государственных услуг, скачок социальной инфляции на 18% и падение уровня жизни 55% населения, получающих менее 15 000 рублей в месяц».
Но не в статистике, в конце концов, дело.  Гораздо более меня интересует другой вопрос: почему Песков считает, что в России живут одни идиоты?  Что значит «недовольство у нас из-за сытости»?  Быть может, доверенные лица президента, хотя им (и только им, как считает, Песков) позволено критиковать Самого-Самого, и купятся на этот претенциозную белиберду.  Но мой рассудок оскорблять не надо. 
Господин Песков, опомнитесь, возьмите, наконец, мозги в руки и задумайтесь над тем, что вы поведали.  По вашей логике получается, что если бы за чертой бедности в России жило больше людей, то на Болотную площадь пришло бы меньше?  А если бы за этой чертой жило все население России (не считая олигархов и чиновничьей элиты, которая и так всегда одобряла курс Единой России), то в стране вообще не было бы недовольных?  То есть, путь ко всеобщему счастью – это всеобщая нищета? 
Именно так и считал Пол Пот.  Однако опыт Кампучии, а также маоистского Китая, да и Советского Союза показал, что бедность – плохое решение.  Самые стабильные страны – это страны с весьма высоким уровнем жизни и дохода на душу населения: Скандинавские государства, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Канада, США, Сингапур, Япония, Тайвань, Южная Корея.  А наиболее популярное место для проведения революций — страны Третьего мира. Протесты и революции есть следствие нищеты, а не "сытости" и не процветания.  Но если «доверенные лица» готовы согласиться с Песковым и признать обратное, то зачем они тогда вообще нужны?
В свое время Путин заявил, что причиной коррупции являются сами бизнесмены. Желание Пескова не отставать в плане абсурдных открытий от Босса и Учителя понятно.  Но совершенно не обязательно переоценивать уровень идиотизма в стране и быть первым учеником.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения