Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2015-04-17

Российская экономика на минном поле / Яков Миркин


Президентская прямая речь - что это было. 
Моя колонка в новом медийном проекте page42


Яков Миркин

Это был поединок одинокого человека со всем светом. Своих не сдавал, в чем-то был прав, в чем-то не очень, а в чем-то – совсем далек от того, что называется реальная жизнь.

Он отчаянно защищал свою президентскую рать – правительство и центральный банк. Искусно создавал картину того, что, хотя «раньше было не очень», но сейчас уже почти всё в порядке – укрепляется, становится на ноги и даже начинает расти. 
А если что-то не так, то уже всё сделано, чтобы привести это в полный блеск.

Только вот вопрос – кто защитит его самого? 
Четверть века неудачного экономического проекта в России. За это время мы не смогли нормализовать даже инфляцию и процент.
Почти четверть века двузначного роста цен, двузначного процента.

Что такое российская экономика? Это экономика 1 (одного) трамвая и 4 (четырех) троллейбусов в месяц. Великая промышленность России производит в год 1 (одно) пальто на 140 человек, 1 (одну) пару трикотажных носков / колготок на одного человека, 1 (одно) платье на 20 женщин, 1 (одну) пару брюк на 12 человек. 
В месяц мы производим чуть больше 200 металлорежущих станков на всю страну (Росстат).

Это экономика, потерявшая за четверть века сотни научных школ и ставшая тем, что называется «обмен сырья на бусы». Ставшая критически зависимой от импорта. «Станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%)». По оценке замминистра Минпромторга (Российская газета, 5.08.2014).

Это экономика «слонов», олигополий. В щели между ними еле-еле пробивается средний и малый бизнес. С минимумом инноваций. 
Огосударствленная. Глава Банка России только что заявила на банковском съезде, что 60% банковского сектора огосударствлено.

Средненькая. 
Продолжительность жизни – 123-е место в мире (ВОЗ, 2012). В Китае живут на 5 лет дольше, чем в России. Уровень человеческого развития – 57 место (ООН, 2014). Конкурентоспособность - 64-е место (ВЭФ, 2013 – 2014).

Уникальная офшоризованная экономика. В течение двух десятилетий мы – страна вывоза капитала
Нет другой экономики, в которой бы 70 – 80% прямых иностранных инвестиций, «входящих» и «выходящих», шли бы через офшоры (IMF CDIS). Она, по сути, - операционный цех, где прибыли и активы держатся за границей.

Мелкая финансовая машина. Монетизация, насыщенность кредитами - в пределах 40 – 45% ВВП (развитые экономики – 90 – 120%, Китай – монетизация больше 180%). 
Доля инвестиций в ВВП – всего 20,6% (Китай – 46%) (2013).

Сверхвысокое налоговое бремя (37% ВВП). Это – уровень континентальной Европы, растущей со скоростью 0 – 1,5% в год. Китай – 22,6% (доходы правительства / ВВП). С такими налогами быстро расти невозможно.

Очень дорогое государство. Конечное потребление государства / ВВП - 18,0% (2013). В США – ниже. В Китае – 13,4%.
Опять переоцененный рубль (ниже 50 руб. за доллар). «Крепкий рубль» - тормоз развития в течении 2 десятилетий. Уникальный, накопленный разрыв между номинальным и реальным эффективными курсами рубля.

Это падающая экономика, находящаяся под сильнейшим внешним давлением. 
Экономика, которая требует «Нового курса». Прагматичности. Честности. Гениальных финансовых инженеров. Опережающего роста и догоняющей модернизации, потому что очень отстала.

Она требует «экономического чуда». Как это сделать – огромный международный опыт. Другая экономическая и финансовая политика. «Государство развития» (developmental state). Центральный банк развития (developmental central banking).
Техническое руководство для этого – в только что изданной книге («Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика» (под ред. Я.М.Миркина) (2014). М.: Магистр, ИМЭМО РАН).

Но у экономического чуда должен быть автор, а у него команда.
И как ни защищает одинокий пловец своих, когда он говорит публично, но это должна быть другая команда – по идеологии («прагматичный либерализм»), по операционной способности, по чувству реальности, просто по целям, которые эти люди ставят в жизни.
Не удержание позиций – а наглый, безудержный рост. 
Высвобождение энергии бизнеса и среднего класса, которые сами всё сделают.

Но может ли быть «экономическое чудо» в России?
И кто будет его автором?
Нужно ли учитывать, что в основе дзюдо – восточная философия и что она должна давать основу для неожиданных переворотов? 
Может ли это случиться с российским президентом?
Может ли он стать автором экономического чуда, российским Дэн Сяопином?
Ведь никто в конце 1970-х годов не мог предполагать, что бывший генеральный секретарь Коммунистической партии Китая сможет перевернуть судьбу своей страны.

Всё это открытые вопросы на том минном поле, по которому бродит, склонив голову, российская экономика.

2015-04-16

Особнацреализм и ТВ-реальность

Был соцреализм (социалистический реализм), теперь вводят особнацреализм (особливый национальный реализм), т.е. велят видеть особливую национальную реальность всеми органами чувств и видами искусства (ТВ-реальность — ТакВелено-реальность).

Нет обломов — нет дипломов: Роджер Шэнк о научении и образовании

«Основной принцип моего взгляда на образование состоит в том, что если вы не столкнётесь с провалом (ошибкой), вы ничему не научитесь. Я не имею в виду под провалом получение оценки «F» (неуд.). Я имею в виду, что если вы не провалитесь (ошибётесь) при попытке сделать что-то, вы провалитесь в научении». Роджер Шэнк

Заново открыл для себя Роджера Шэнка (Roger Schank). Одна приведённая цитата чего стоит! И про дистантное обучение очень верно пишет: это прямой тренинг автодидакта, а не набор видеолекций и тестов:
No More MOOCs
When most people think about online education they think of MOOCs (Massive Open Online Courses). While MOOCs get a lot of press for being free, the reality is that MOOCS take all the things people dislike about learning and put them online: hundreds of thousands of students now sit and watch videos of lectures, and take tests and quizzes. 
Our short courses are all learn-by-doing, and are mentored by experienced practitioners and teachers with whom students interact online. Our courses aren't free, but that's because we're not uploading a bunch of videos and tests and calling it a class. We're designing engaging, real-world experiences that cost money to build and use real online mentors to help students complete their projects, and in return our students will gain real-world skills that they can put to immediate use.
Буду внимательно изучать идеи этого интересного человека. И теперь есть эпиграф к моему курсу «Эрратология».

2015-04-11

Ах, какая была держава!

Ах, какая была держава!
Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над миром плыли!
Ах, как были открыты лица,
Как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица!
Как величественны парады!
Проходя триумфальным маршем,
Безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим,
Закаленным в боях героям -
Не деляги и прохиндеи
Попадали у нас в кумиры...
Ибо в людях жила - идея!
Жажда быть в авангарде мира!
Что же было такого злого
В том, что мы понимали твердо,
Что "товарищ" - не просто слово,
И звучит это слово гордо?
В том, что были одним народом,
Крепко спаянным общей верой,
Что достоинства - не доходом,
А иной измеряли мерой?
В том, что пошлости на потребу
Не топили в грязи искусство?
Что мальчишек манило небо?
Что у девушек были чувства?
Ах, насколько все нынче гаже,
Хуже, ниже и даже реже:
Пусть мелодия гимна - та же,
Но порыв и идея - где же?
И всего нестерпимей горе
В невозможности примирений
Не с утратою территорий,
Но с потерею поколений!
Как ни пыжатся эти рожи,
Разве место при них надежде?
Ах, как все это непохоже
На страну, что мы знали прежде!
Что была молода, крылата,
Силы множила год за годом,
Где народ уважал солдата
И гордился солдат народом.
Ту, где светлыми были дали,
Ту, где были чисты просторы...
А какое кино снимали
Наши лучшие режиссеры!
А какие звенели песни!
Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе
Ранним утром заре навстречу!
Эти песни - о главном в жизни:
О свободе, мечте, полете,
О любви к дорогой отчизне,
О труде, что всегда в почете,
И о девушках, что цветами
Расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме,
И о с детства знакомом крае,
И о чести, и об отваге,
И о верном, надежном друге...
И алели над нами флаги
С черной свастикой в белом круге.
Юрий Нестеренко

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения