Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2016-06-17

Иллюзия изобилия или кризис содержания / Михаил Балакин

Михаил Балакин
23 ч ·
https://www.facebook.com/balmihal/posts/202312093499509

Иллюзия изобилия или кризис содержания

В настоящее время складывается впечатление, что мы живем в эпоху изобилия. Имея даже средний доход, кажется, можно найти всё, что угодно: товары, информацию, услуги. 

Несмотря на кажущееся разнообразие предложения на рынке, при более внимательном рассмотрении мы видим, что все эти товары есть копии одного и того же, не имеющие существенных качественных различий и лишь незначительно отличающиеся друг от друга оформлением. Любой желающий может убедиться в этом, просто попытавшись найти какую-либо одежду не соответствующую моде сезона, а с чётко заданными характеристиками. Например, когда в моду вошли джинсы с заниженной талией, то найти джинсы с высокой талией было достаточно сложной задачей, надо было охотиться за ликвидациями очень старых запасов. И так обстоит дело практически со всеми товарными категориями.

С информацией дела обстоят аналогичным образом. По любому вопросу есть масса страниц выдачи, но вот содержательно — это, в лучшем случае, набор определений и упоминаний. Так формируется иллюзия изобилия информации, когда на самом деле это всего лишь повторение одного и того же разными, а иногда теми же самыми словами. И такая иллюзия может по праву считаться глобальным трендом современного общества. В информационном пространстве это выражается в склонности к бесконечному повторению одной и той же информации. Первопроходцами, несомненно, в этой модели были Майкрософт, со своим регулярным выпуском все более «тяжелого» софта, стимулированием покупки все более мощных компьютеров и так далее. А ведь на самом деле ничтожное количество людей найдут десяток принципиальных различий между, например, MS Office Word третьим и десятым, кроме расхождения в системных требованиях почти на порядок.

В сфере бизнес-технологий мы видим ту же тенденцию — авторы новейших методик изобретают названия частным способам применения разработанных ранее технологий, приемов и даже их элементов, а затем вкладываются в их патентование и маркетинг, но не усовершенствование как таковое. В результате мы получаем нескончаемое множество «инноваций», «новейших открытий», «авторских методик» и т.д. Так как один из эффективных способов продвинуть себя — создать свою патентованную методику работы. В результате мы получаем ситуацию, когда одна и та же услуга продается под 3-5 названиями, а у нас складывается ощущение, что вокруг изобилие. В то время как на самом деле с каждым днем нам всё сложнее становится всерьёз разбираться, где здесь зерно истины.

Механизм, поддерживающий такое положение дел, — стремление во всех случаях сохранить лицо. Ведь никак нельзя показать, что ты не знаешь очередной «новейшей» «самой продвинутой» методики. А если усомниться в её оригинальности, то тут же получишь целый ворох упреков в консерватизме, узости взглядов и тому подобных, чего хочется избежать всеми силами, поэтому самый простой способ — это согласиться. И так постепенно ты сам начинаешь верить в эти инструменты и использовать эти понятия. В итоге язык становится складом надуманных, пустых понятий, которые лишь размывают представления о реальности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения