В последние дни мне подряд попались две англоязычных статьи с энергичной критикой обучения критическому мышлению: одна этого года (Why schools should not teach general critical-thinking skills) и другая ещё от лета 2007 г. (Critical Thinking. Why Is It So Hard to Teach?)
Оба автора явно хорошие специалисты по теме. Первый — Carl Hendrick
is head of learning and research at Wellington College in Berkshire. He is also an English teacher completing a PhD in English education at King’s College London.
Второй — Daniel T. Willingham is professor of cognitive psychology at the University of Virginia and author of Cognition: The Thinking Animal as well as over 50 articles. With Barbara Spellman, he edited Current Directions in Cognitive Science. He regularly contributes to American Educator by writing the “Ask the Cognitive Scientist” column. His research focuses on the role of consciousness in learning.
Должен заметить, что статьи со столь серьёзной профессиональной критикой преподавания критического мышления встречаются чрезвычайно редко, и даже эти две статьи разделяют девять лет, а других я и не припомню.
...И только я начал писать эту заметку, как Stephen Downes (Writer, philosopher, educator, journalist. Specialist in online learning and new media technologies. For social networks, papers, presentations and newsletter please visit my home page at http://www.downes.ca) опубликовал в своём блоге пост на ту же тему и в ответ тем же самым авторам — On Teaching Critical Thinking.
Я мог бы ограничиться отсылкой к статье S.Downes, но для русскоязычной публики перескажу основные тезисы и попробую кое-что добавить от себя, а сам текст заокеанского коллеги помещу в конце данного поста.
В первую очередь S.Downes характеризует себя как человека, обучавшего критическому мышлению задолго до того, как кому-то пришла в голову мысль назвать его «умением 21-го века». Его, соответственно, задевает бесконечный поток статей, утверждающих, что мы не должны обучать КМ в школах (далее курсивом буду выделять переводы прямых цитат из статьи).
«Критики критического мышления, как мне кажется, не понимают ни того, что такое КМ, ни того, почему мы должны обучать ему». S.Downes приводит определение КМ, данное Carl Hendrick:
«...цель [КМ] — оснастить учащихся набором общих подходов к решению проблем, которые можно приложить к любой данной области; они восхвалялись бизнес-лидерами как необходимый набор диспозиций для 21-го века».
S.Downes замечает на это, что КМ не является ни набором общих подходов к решению проблем, ни диспозицией (чертой личности). И да, КМ применимо к любой данной области, а восхваление бизнес-лидерами тут совсем не при чём.
Мой комментарий (ЕВ): точнее было бы сказать, что Carl Hendrick использовал сильно урезанное и упрощённое (слабое) описание КМ вместо полного и сильного. И я вижу одну из основных проблем критиков обучения КМ не только в зауженном представлении о нём (это обычная ошибка людей, избежавших обучения КМ), но и в узком представлении о general skills.
...И только я начал писать эту заметку, как Stephen Downes (Writer, philosopher, educator, journalist. Specialist in online learning and new media technologies. For social networks, papers, presentations and newsletter please visit my home page at http://www.downes.ca) опубликовал в своём блоге пост на ту же тему и в ответ тем же самым авторам — On Teaching Critical Thinking.
Я мог бы ограничиться отсылкой к статье S.Downes, но для русскоязычной публики перескажу основные тезисы и попробую кое-что добавить от себя, а сам текст заокеанского коллеги помещу в конце данного поста.
В первую очередь S.Downes характеризует себя как человека, обучавшего критическому мышлению задолго до того, как кому-то пришла в голову мысль назвать его «умением 21-го века». Его, соответственно, задевает бесконечный поток статей, утверждающих, что мы не должны обучать КМ в школах (далее курсивом буду выделять переводы прямых цитат из статьи).
«Критики критического мышления, как мне кажется, не понимают ни того, что такое КМ, ни того, почему мы должны обучать ему». S.Downes приводит определение КМ, данное Carl Hendrick:
«...цель [КМ] — оснастить учащихся набором общих подходов к решению проблем, которые можно приложить к любой данной области; они восхвалялись бизнес-лидерами как необходимый набор диспозиций для 21-го века».
S.Downes замечает на это, что КМ не является ни набором общих подходов к решению проблем, ни диспозицией (чертой личности). И да, КМ применимо к любой данной области, а восхваление бизнес-лидерами тут совсем не при чём.
Мой комментарий (ЕВ): точнее было бы сказать, что Carl Hendrick использовал сильно урезанное и упрощённое (слабое) описание КМ вместо полного и сильного. И я вижу одну из основных проблем критиков обучения КМ не только в зауженном представлении о нём (это обычная ошибка людей, избежавших обучения КМ), но и в узком представлении о general skills.
Комментариев нет:
Отправить комментарий