Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0008
Мир — это процесс взаимодействия процессов. А не свалка ТБО
Сразу вслед за атрибутивной инженерностью жизни спешу жирным шрифтом выделить следующее: все компоненты и явления жизни — это процессы и эффекты взаимодействия процессов. У жизни нет и не может быть застывших, окаменевших «выделенных сущностей», вроде «истинного я/Я», да и просто я/Я нет как некоей вещи в виде отдельно стоящей и всё наблюдающей тумбочки. Следующая по вредности и маразму — после наивного реализма — фундаментальнейшая онтологическая иллюзия заключается в плоском и примитивном представлении мира и самих себя как поля действия и столкновений бильярдных шаров (или как свалки ТБО — твёрдых бытовых отходов).
Инженерия жизни только потому и возможна, что мир — физический, химический, биологический, — фантастически текуч, перемешан и проявляется суммой векторов, а не кучей картошки, хотя и с картофельной кучей всё непросто. (Кот — это жидкость, поскольку заполняет всё удобное пространство на кровати хозяина, как бы хозяин ни пристраивался полежать).
В силу ранее указанных в этом гайде технических ограничений живые организмы вынуждены создавать и использовать сильно-сильно упрощённые и урезанные — относительно предполагаемой полной настоящей реальности — подменители картинок реальности, в которых по технологической необходимости должны преобладать статичные и жёсткоформные элементы и структуры. Вспомните хотя бы — со смартфоном можете и экспериментальные данные тут же получить — о разнице размеров файлов с застывшими фотокартинками и файлов с короткими видеоклипами с примерно одинаковым качеством картинки, а за этим стоит и разница энергозатрат.
В этой главке я хочу нацелить внимание читателей на три наиболее важных и полезных — в прагматическом отношении для человека — аспекта процессно-интерактивной онтологии мира. Первый подсказывает чрезвычайную желательность всех возможных усилий, чтобы тренировать умение включать и удерживать в своём сознании и в его когнитивной работе эту самую процессно-интерактивную оптику вместо залипания в мире плоских статичных карикатур. Сложно, но человек на это способен, а почему, как и при каких условиях — читайте дальше.
Второй аспект — неизбежная открытость всего всему и связность всего со всем, онто-логически следующая из постулирования процессно-интерактивного мира [сеть динамических сетей в поле динамических полей]*. Для живых организмов это означает, что нет отдельных от среды организмов, возможны только организмы-в-среде. [Люди-вне-политики, соответственно, так же невозможны в принципе.]
В наше время любому желающему, например, за вполне посильную сумму доступен личный эксперимент по сенсорной депривации (обесчувствливанию, исключению всех каналов чувственных данных) в виде ставшего коммерческим аттракциона под названием «флоатинг». За короткое время флоатинга вы лишь слегка погрузитесь в адок своей пустоты и можете уже столкнуться с первыми признаками разрушения своей студии виртуальной реальности — и своего я, такого же виртуального на деле.
Катастрофические последствия длительной сенсорной депривации — погуглите — жёстко указывают индивиду как на необходимость постоянно пребывать в тесном контакте с реальной, а не только виртуальной, реальностью, так и на необходимость критики как прощупывания обрывов такого контакта.
Открытая интерактивность — глубокий и универсальный концепт, как я его вижу и предполагаю использовать. Третий аспект мира как процессного взаимодействия специфичен исключительно для живых организмов и дважды специфичен для людей — это способность к самостоятельной произвольной активности. Биологически здоровый организм — тот, который всем собой проактивно работает над наилучшим встраиванием в физическую реальность (фитнес, здоровое питание, разнообразная подвижность, моторика, поисковая любознательность и т.д.). Социально-индивидно здоровый человек — тот, который всем собой проактивно работает над наилучшим самостоятельным онтокритическим встраиванием и в физическую (мир 1), и в социальную реальности (мир 3), а не залипает пассивно, как муха в паутине, в случайных сплетениях случайных результатов хаотической социализации без освоения и применения базальной социальной грамотности.
Далее я перехожу к теме возникновения и работы студии виртуальной социальной реальности.
(*) Интербихевиоризм — последовательно научное направление в психологии, прямо заявляющее своей основой (протопостулатом) предположение об открытой интерактивной природе человеческой психики. Подробнее о постулатах интербихевиоризма см. в двух главах из книги Н. Смита «Современные системы психологии» на моём сайте (в полном тексте есть отдельная глава об этом направлении):
https://evolkov.net/psychol/Smith.N/
Ссылки на все главки и весь текст одним файлом тут:
https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/
Комментариев нет:
Отправить комментарий