Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2022-08-18

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0014. Онтокритические разборки и сборки — 002. Делательно(инженерно)-прагматический подход

Онтокритика: гайд (v. 7.0). Главка 0014

Онтокритические разборки и сборки — 002

Делательно(инженерно)-прагматический подход

Предлагаю различать деятельность и делательность (инженерность). Пусть деятельность будет то, ЧТО человека делает, а делательность (инженерность) — КАК и ИЗ ЧЕГО он делает ту или иную деятельность.

Я до этой главки концентрировался на фундаментальных истоках самоделательности человеческого мира, теперь пришёл черёд разборки повседневного функционирования машины производства человековости и социальности. И наипервейшее, на что я хочу обратить внимание читателей — на принципиальную невозможность создания этой машиной хоть какого-нибудь навечно застывшего в первоявленности и неизменности элемента — даже в вечной твёрдости камня или бетона. На надписи и каменные руины 40-вековой давности смотрит человек сего, а не того дня. На любые следы мира (идеи, тексты, факты, артефакты, события, здания) прошлого смотрит только мир сознания сегодняшнего человека (в терминах К.Поппера — на мир 3 всегда смотрит мир 2) через призмы усвоенных массовых и лично нажитых онтологий — которые, само собой, постоянно меняются, да ещё перетасовываются и скрещиваются.

Но это только одна сторона жизни человека как потока. Другая состоит в том, что сам человек как человек существует только как производимый им поток физических, социальных и когнитивных деланий. Человек — это самогенерируемый поток производства (делания) человековости и социальности. Мы воспринимаем себя и других застывшими в силу того же эффекта, что и в случае двух взаимных наблюдателей, движущихся с примерно одинаковой скоростью в одном и том же направлении — они кажутся друг другу стоящими неподвижно. Напомню несколько астрономических фактов, прямо относящихся к нашим жизням: Земля вращается вокруг своей оси со скоростью 0,5 км/с, вокруг Солнца летит со скоростью 30 км/с, а со всей Солнечной системой несётся вокруг галактического центра со скоростью 254 км/с. А мы любуемся неподвижной гладью озера и незыблемой линией верхушек гор, поросших недвижимыми лесами. Так и люди смотрят на себя и на окружающих: в реальности — бурные потоки, а в восприятии — окаменевшие дубы.

Что наработали сегодня, то сегодня и полопали. Вчерашний день — вчерашняя вода в реке. Да, многое оседает в виде текстов и прочей материальной культуры, застаивается в заводях отдельных социальных групп и целых стран в виде ритуалов, привычек, традиций и т.п. Но самая тормозная сторона человеческой динамичности — инерция привычного действия, усугубляемая массовостью сопряжений бездумных и бессмысленных активностей (практик). Я в одной из предыдущих главок уже указывал на важность и технологическую необходимость умения переходить в стоп-режим максимального неделания, но в модусе рациональной перестройки своей активности, а не в модусе медитативно-майндфульного погружения в болото под лозунгом «пойди туда, не зная куда, чтобы найти то, не зная что». Многие боятся притормаживать и начинать самостоятельное, критическое и рефлексируемое маневрирование и перестройку почти так же, как перспективы начать ходить по канату над пропастью без страховки. Можно ещё этот страх назвать «синдромом акулы», поскольку акулам для снабжения себя кислородом требуется постоянное энергичное движение для процеживания воды через жабры, а остановка грозит им гибелью.

Человеческая деятельность — это почти как газ, стремящийся заполнить любую открывшуюся нишу, любое вдруг обозначившееся пространство. Поэтому пресловутые «окна Овертона» — это примитивная конспирологическая интерпретация атрибутивного свойства человеческой активности, которое (свойство) всё более ярко и остро проявляется по мере роста свобод и устранения ограничений — не только социальных, политических, экономических и технологических, но и онтологических — можно конструировать любые онтологические нововведения и пробовать их обживать. В отличии, правда, от химического газа, «газ» человеческой самоделательности в первую очередь заполняет уже максимально «загазованные» ниши и застаивается в них до состояний спёртости и взрывов.

Этой главкой я первоначально хотел максимально акцентировать (на деле первоначальные цели были — и чаще всего бывают — смутными, но задним числом можно изобразить изначальную зоркость и мудрость) атрибутивную человеческую ауто(само)креативность (ауто(само)инженерность, самосборность), о пробуждении и развитии вторичных проявлений которой по-разному пекутся великое множество людей и организаций, чаще всего начисто игнорируя первичную составляющую, требующую внимания и оцивилизовывания прежде всего остального.

Вторым пунктом плана была прагматичность, т.е. полезная практическая результативность, как главнейший ориентир и критерий совпадения человеческой креативности с реальностью (реальной реальностью). Сразу подчеркну, чтобы ограничить творческую интерпретацию используемых мною концептов: я имею в виду фундаментальную долговременную прагматичность, а не сиюминутные выгоды, погоня за которыми ведёт к разного масштаба катастрофическим последствиям. Альберт Эллис, один из отцов рациональной когнитивной психотерапии, различал рациональное мышление и поведение по признаку стремления к долговременному здоровому гедонизму вместо зависимости от мгновенных и разрушительных удовольствий. Можно по этой кальке ввести концепты долговременного (мудрого, умного) прагматизма и прагматизма немедленного (глупого). Последний, само собой, тоже указывает на удачное вписывание в некоторые свойства реальности, но за счёт игнорирования критически важных структур и качеств реальности, что на длительном отрезке времени неминуемо оборачивается резким ростом негативных последствий (которые, к сожалению, не всегда успевают пройтись по конкретному глупому или психопатологичному прагматику).

Хотел было я после этой главки окончательно перейти к практико-техническим темам онтокритики, но возникла острая необходимость прокомментировать концепцию Дональда Хоффмана, знаменитую TED-лекцию которого про человеческое восприятие реальности я уже несколько лет настойчиво рекомендую для просмотра. 15-я главка (https://ontocritic.org/blog/archives/1308) будет полностью посвящена ему и его взглядам — со вскрытием интереснейших фактов его биографии, имеющих к восприятию реальности им самим, как мне представляется, самое прямое отношение.

Предупреждение: Если этот пост читает кто-то, впервые забредший в мой блог, то я пишу сразу публично, а не шлифую черновики наедине с собой. Черновик пишется прилюдно, я предоставляю свои идеи и тексты для критики на первой же стадии их производства. Вы можете читать только начатый или ещё незавершённый текст, а вчера завершённый текст сегодня или через какое-то время может быть изменён. Если и когда я буду писать новую редакцию этого гайда, то буду писать здесь же, переделывая опубликованные посты-главки.

_

Ссылки на все главки и весь текст одним файлом тут: https://evolkov.net/ontocritic/guide_min/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения