Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-05-22

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса (часть 4)

Я уже поминал (нелестным словом) в своём блоге программу РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Центральная идея этой программы, подчёркнутая в самой формулировке названия, - не нужен отдельный курс критического мышления, главное - это метод, применяемый в рамках уже существующих школьных предметов. При этом метод вроде как существует в виде отдельного предмета, но лишь для педагогов, обучающихся его применению в своих дисциплинах. В чём проблема?

А проблем несколько, и очень существенных. Во-первых, мышление - само по себе обширное по содержанию и важнейшее по функциям явление, достойное отдельного внимания и глубокого изучения гораздо больше, чем многие обязательные школьные и вузовские дисциплины.

Во-вторых, действительно базовые и универсальные знания и умения размазываются по частным предметам, от чего проигрывают и эти частные предметы, и основательность и качество базовых навыков мышления. "Университетское" КМ, кстати, появилось именно как программа концентрации и выделения этих самых базовых знаний и умений научного (умелого) мышления из отраслевых дисциплин в специализированные курсы.

В-третьих, в результате такой стратегии РКМЧП "школьное" КМ (продвигаемое сейчас в российские вузы) оказывается выхолощенным набором дидактических "штучек", почти не связанных между собой и совсем потерявших связь с фундаментальнейшим теоретическим и практическим основанием, из которого их экстрагировали (или экстрадировали?).

Идея моей программы состоит в признании неразрывной связи методов и порождающего их содержания. Из этого принципа следует, что умелое мышление и умелое социальное поведение (вместе образующие социальную грамотность) имеют достаточное по объему и важности содержание, чтобы получить статус самостоятельных образовательных дисциплин и изучаться напрямую, а не быть раздёрганными на кусочки паззлов, к которым никто не удосужился приложить хоть какую-нибудь инструкцию по сборке.

3 комментария:

  1. И как Вы собираетесь продвигать свою программу в стране,где думающие люди крайне нежелательный элемент?Дураками и бедными проще управлять.
    РКМЧП гораздо безопаснее,поэтому ликвиднее.
    Не превратится ли " Критическое мышление " в "Тайное знание"?

    ОтветитьУдалить
  2. Продвигаю так, как сами видите. "Тайным знанием" критическое мышление не может быть по определению. А трудным знанием оно является, поскольку требует труда для освоения - как всё мало-мальски ценное и основательное.

    ОтветитьУдалить
  3. Тайным знанием оно станет, если произойдет всеобщая деградация уровня мышления и утеряются накопленные знания.

    Кстати, если почитать труды по философии математики с шагом с 50-100 лет, то видно, что мышление ученых и умение пользоваться языком радикально отличается в лучшую сторону в каждой более поздней работе. Это навевает предположение, а не возможен ли обратный процесс, особенно со всеми этими нововведениями с непредсказуемыми последствиями типа социальных сетей.

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения