Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-05-22

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса (часть 4)

Я уже поминал (нелестным словом) в своём блоге программу РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Центральная идея этой программы, подчёркнутая в самой формулировке названия, - не нужен отдельный курс критического мышления, главное - это метод, применяемый в рамках уже существующих школьных предметов. При этом метод вроде как существует в виде отдельного предмета, но лишь для педагогов, обучающихся его применению в своих дисциплинах. В чём проблема?

А проблем несколько, и очень существенных. Во-первых, мышление - само по себе обширное по содержанию и важнейшее по функциям явление, достойное отдельного внимания и глубокого изучения гораздо больше, чем многие обязательные школьные и вузовские дисциплины.

Во-вторых, действительно базовые и универсальные знания и умения размазываются по частным предметам, от чего проигрывают и эти частные предметы, и основательность и качество базовых навыков мышления. "Университетское" КМ, кстати, появилось именно как программа концентрации и выделения этих самых базовых знаний и умений научного (умелого) мышления из отраслевых дисциплин в специализированные курсы.

В-третьих, в результате такой стратегии РКМЧП "школьное" КМ (продвигаемое сейчас в российские вузы) оказывается выхолощенным набором дидактических "штучек", почти не связанных между собой и совсем потерявших связь с фундаментальнейшим теоретическим и практическим основанием, из которого их экстрагировали (или экстрадировали?).

Идея моей программы состоит в признании неразрывной связи методов и порождающего их содержания. Из этого принципа следует, что умелое мышление и умелое социальное поведение (вместе образующие социальную грамотность) имеют достаточное по объему и важности содержание, чтобы получить статус самостоятельных образовательных дисциплин и изучаться напрямую, а не быть раздёрганными на кусочки паззлов, к которым никто не удосужился приложить хоть какую-нибудь инструкцию по сборке.