Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-05-25

"...происходит углубляющийся процесс иррационализации культуры и общественной жизни"

В заголовке - фраза из пресс-конференции Валерия Кувакина, члена Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Он же, оказывается, является автором учебного пособия по критическому мышлению "Теория практического мышления", размещённого в свободном доступе. Неслучайно он в своих ответах несколько раз настаивает на обучении критическому мышлению в школах и вузах (выделение жирным шрифтом - моё):
"...я думаю, что уже в старших классах и в вузах нужно вводить уроки или курсы критического мышления (что весьма популярно в США). Молодежь должна знать цену той информации, которой ей забивают голову СМИ, она должна иметь хотя бы начальные знания о том, как отличать науку от ее подделки".
 "Лично я считаю большой исторической ошибкой нынешнего руководства России желание превратить РПЦ (М) в государственную религию, то есть в государственную идеологию, что так же прямо противоречит Конституции. Такая политика неизбежно приведет к росту социальной напряженности, к закреплению архаичных форм мышления, к резкому торможению прогресса во всех областях жизни, особенно в образовании, науке и высоких технологиях. Думаю, что в школы и вузы нужно вводить не курсы по основам "традиционных религий", а такие дисциплины как "современное научное мировоззрение", "основы современного гуманизма" и "критическое мышление". Но кто же при нынешней политике допустит такое?"
"В своих ответах я, надеюсь, показал, что без широкого, философского или культурологического подхода мы обречены на узкий эмпиризм и чисто технические объяснения мошенничества, на непонимание сущности, причин возникновения и бытования лженауки и шарлатанства. Комиссия – это коллектив экспертов, которые обмениваются информацией и вырабатывают свое мнение с учетом данных специалистов других наук. Кстати, одним из принципов критического мышления является правило – спроси эксперта (лучше – экспертов). Ведь очевидно, что на современном уровне развития науки немыслимо быть энциклопедистом и открывать все заново".
Упомянутое выше пособие В. Кувакина опубликовано в составе дисциплин Центра образования, действующего на сайте Российского гуманистического общества и Научно-просветительского фонда "Центр исследований им. академика В.Л. Гинзбурга".
Общая программа обучения, перечень учебных дисциплин
Программа обучения центра образования Российского гуманистического общества (ЦОРГО) разрабатывается как уникальная дистанционная образовательная услуга РГО и ведущих университетов России.
Цель программы - обеспечить ее участников новейшими знаниями в уникальных областях гуманитарных наук, предоставить возможность повысить квалификацию специалистам российских образовательных учреждений всех уровней, дать образцы креативных идей и инновационных программ, которые с успехом могут быть использованы как в педагогической и научно-исследовательской работе, так и во многих областях профессиональной деятельности прежде всего по специальностям: социальная педагогика, социальная работа, государственное и муниципальное управление и др.
Основные дисциплины учебной программы:
  • · Социальная работа.
  • · Государственное и муниципальное управление.
  • · Культурная динамика.
  • · Философия.
  • · История русской философии.
  • · Гуманистика:
  • а) гуманистическая антропология;
  • б) позитивная психология;
  • в) гуманистическая педагогика;
  • г) гуманистические стили и методы мышления.
  • · Современные паранормальные верования и парапрактики.
  • · Научные и ненаучные формы знания.
  • · Проблема демаркации между наукой и лженаукой.
  • · Научная экспертиза заявлений о паранормальных и сверхъестественных феноменах.
  • · Глобалистика.
  • · Социальные риски и риски повседневности.
  • · Неизвестность, проблемы ее опознания и использования.
  • · Стратегии модернизации ценностных структур внутреннего мира человека.
  • · Технологии внутриличностного общения.
  • · Коммуникативные и социальные стратегии.
 По идее программа неплоха, но сделана во всех отношениях в столь устарело-традиционной форме и методологии, что перспектив у неё в таком виде я никаких, к сожалению, не вижу. По методам подачи, используемым образовательным и сетевым технологиям эта программа напоминает предмет этнографии старинной жизни, а не продукт передовой современной научной мысли. Создатели сей программы полностью упускают из виду, что именно такая педагогика и дидактика и создали плодородную почву для расцвета нынешнего попсового мракобесия. Печально...

А на закуску - книга Г. Шевелева "Легко ли стать "целителем"?".

P.S. За ссылки на материалы к этому посту большое спасибо Михаилу Вершинину.

2010-05-22

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса (часть 4)

Я уже поминал (нелестным словом) в своём блоге программу РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Центральная идея этой программы, подчёркнутая в самой формулировке названия, - не нужен отдельный курс критического мышления, главное - это метод, применяемый в рамках уже существующих школьных предметов. При этом метод вроде как существует в виде отдельного предмета, но лишь для педагогов, обучающихся его применению в своих дисциплинах. В чём проблема?

А проблем несколько, и очень существенных. Во-первых, мышление - само по себе обширное по содержанию и важнейшее по функциям явление, достойное отдельного внимания и глубокого изучения гораздо больше, чем многие обязательные школьные и вузовские дисциплины.

Во-вторых, действительно базовые и универсальные знания и умения размазываются по частным предметам, от чего проигрывают и эти частные предметы, и основательность и качество базовых навыков мышления. "Университетское" КМ, кстати, появилось именно как программа концентрации и выделения этих самых базовых знаний и умений научного (умелого) мышления из отраслевых дисциплин в специализированные курсы.

В-третьих, в результате такой стратегии РКМЧП "школьное" КМ (продвигаемое сейчас в российские вузы) оказывается выхолощенным набором дидактических "штучек", почти не связанных между собой и совсем потерявших связь с фундаментальнейшим теоретическим и практическим основанием, из которого их экстрагировали (или экстрадировали?).

Идея моей программы состоит в признании неразрывной связи методов и порождающего их содержания. Из этого принципа следует, что умелое мышление и умелое социальное поведение (вместе образующие социальную грамотность) имеют достаточное по объему и важности содержание, чтобы получить статус самостоятельных образовательных дисциплин и изучаться напрямую, а не быть раздёрганными на кусочки паззлов, к которым никто не удосужился приложить хоть какую-нибудь инструкцию по сборке.

Умелое (критическое) мышление и умелое социальное поведение: открытый семинар-тренинг 29-30 мая в г. Королёв (Моск. обл.)

Открытый семинар-тренинг "Умелое (критическое) мышление и умелое социальное поведение" состоится: 29-30 мая в г. Королёв (20 мин. на маршрутке от ВДНХ). Желающим участвовать необходимо иметь с собой ноутбук с установленной программой Freeplane (+ Java), а также завести Google-аккаунт с подключение к Google Wave. Новичкам рекомендуется внимательно почитать материалы этого блога и моего сайта. Запись в группу: sem1nar@mail.ru, тел.: +7-926-206-13-43 (Марина).

Примерный план (может быть по ходу скорректирован по согласованию с участниками):
  • Презентация дистанционного курса "Умелое (критическое) мышление и социальная грамотность" и результатов первых занятий.
  • Презентация ряда новых идей и разработок Е. Волкова.
  • Групповая рефлексия по интересам и целям участников.
  • Умелое мышление и умелое социальное поведение: применение знаний и умений в решении личных проблем (самопомощь и самообучение), на рабочем месте, в обучении (образовании) и в консультировании (психотерапии).
  • Возможности и особенности применения метода сократических вопросов, критического мышления, РЭПК и визуально-картографических методов в решении личных и профессиональных проблем, в обучении (образовании) и в консультировании (психотерапии).
  • Демонстрационные сессии и работа с кейсами участников с применением указанных методов.
  • Сетевые методы обучения и совместной работы по проблематике семинара.
До скорой встречи на семинаре!

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения