КОРНИ-проект, ОНТОКРИТИКА, Онтокритика: гайд, канал Онтокритика: социограмотность и социопрофессионализм + группа, блоги Онтокритика, Teletype, www.youtube.com/@envolk
Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить
Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер
Поиск по этому блогу
2010-11-11
2010-11-09
Периодическая таблица иррациональной чепухи и Карта современной науки
"Периодическая таблица иррациональной чепухи" (The Periodic Table of Irrational Nonsense) и "Карта современной науки" (Modern Science Map) - интересные визуальные проекты британского блогера Crispian Jago (Science, Reason and Critical Thinking - блог Наука, разум и критическое мышление). Лучше один раз увидеть... поэтому не комментирую.
Настоящее критическое мышление в средней школе: программы для всех классов
В продолжение темы про полноценное критическое мышление и как бы «критическое мышление» под брендом РКМЧП (см. Почему в РКМЧП сомнительна претензия на критическое мышление) даю ссылки на программы и учебно-методические материалы для всех классов средней школы (с 1-го по 12-й классы американской школы) по варианту настоящего критического мышления, разрабатываемого и продвигаемого Foundation for Critical Thinking:
- K-3: Remodeled Lesson Plans (перевод см. здесь)
- 4-6: Remodeled Lesson Plans
- 6-9: Remodeled Lesson Plans
- High School: Remodeled Lesson Plans
2010-11-07
Социальное воздействие, социально-психологическая эксплуатация, экспертиза, масс-медиа, саентология
На моём сайте "Социальное воздействие и критическое мышление" опубликованы несколько статей:
- Волков Е. Н. Масс-медиа (медиасредства) и воспитание: техника, процесс и содержание с точки зрения эпистемологии, социальной психологии и социологии.
- Волков Е. Н. Социально-психологическая эксплуатация как техническая сторона социального взаимодействия и деструктивные аспекты использования человека человеком.
- Волков Е. Н. Необходимость государственной социальной политики в обеспечении базовых социальных знаний и навыков.
- Волков Е. Н. Глобальный кризис как кризис верований: предложения к массовому повышению грамотности граждан в работе с проблемами и кризисами.
- Волков Е. Н. Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза манипулятивного воздействия: социально-психологические и когнитивные аспекты.
- Волков Е. Н. Экспертные инструменты определения степени социальной патологии культовых групп (на примере экспертизы церкви саентологии).
2010-11-05
Стратегии и технологии социального воздействия в превенции девиантного поведения
На моём сайте опубликован текст доклада "Стратегии и технологии социального воздействия в превенции девиантного поведения".
Почему в РКМЧП сомнительна претензия на критическое мышление
Я уже давно обещал более подробный критический разбор РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо, aka RWCT — Reading and Writing for Critical Thinking). Полагаю, что представители и адепты РКМЧП достаточно сертифицированы, чтобы адекватно отнестись к критике через призму своего критического мышления.
Первое, что меня весьма неприятно удивляет в работах отечественных представителей РКМЧП, это упорное замалчивание — или демонстрация непозволительной неинформированности — существования другого, более раннего и гораздо более интересного и глубокого, направления в движении критического мышления, представленного Foundation for Critical Thinking. Одного этого факта достаточно, чтобы сделать сомнительным присутствие КМ в аббревиатуре РКМЧП.
Следующий настораживающий факт — резкое расхождение в описаниях истории критического мышления в варианте РКМЧП (Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов) и варианте Foundation for Critical Thinking (A Brief History of the Idea of Critical Thinking). Дело доходит до того, что в изложении российских специалистов честь создания технологии critical thinking приписывается основателям RWCT, что совершенно неверно (например, в тексте «Педагогические технологии современной системы образования» утверждается: «Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит)». В такой формулировке ставится знак тождества между РКМЧП и critical thinking, что является, мягко говоря, дезинформацией).
RWCT как организация была основана в 1997 г., а ещё в 1990 г. Американской философской ассоциацией был опубликован Delphi Report (доклад, подготовленный методом Delphi) «Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction» (см. перевод на рус. язык основных тезисов). В этом докладе и были закреплены основные характеристики, содержание и направления исследования и развития critical thinking. Там же можно познакомиться и со списком настоящих авторов этой замечательной разработки.
Ещё один факт явно некритического поведения и мышления представителей РКМЧП в России — игнорирование и замалчивание колоссальных наработок по КМ в университетах США как по обучению, так и по тестированию. В результате в российские вузы продвигают катастрофически урезанный и обеднённый «школьный» вариант КМ (РКМЧП). При всём моём отвращении к конспирологии не могу не задать вопрос: «Кому выгодно продвижение в вузы России технологии обучения, опускающей университеты на уровень средней школы, а не поднимающей до передовых высот академического образования?» Возникают и другие вопросы: «Где серьёзные исследования, доказывающие необходимость внедрения в высшее образование России технологии, заимствованной из средней школы, а не из университетской среды? Где объективное сравнение разных подходов и накопленного опыта и честное информирование о наличии чрезвычайно весомых альтернатив?»
Так и приходится вспоминать превратившиеся в оскомину цитаты из классиков: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа...»
И напоследок. Противопоставление метода деятельности (так называемого деятельностного подхода) содержанию обучения, поставленное во главу угла в РКМЧП («Учителя РКМЧП уверены, что настоящая подготовка школьников и студентов к гражданству в открытом обществе лежит в плоскости методов, а не содержания обучения»), хотя и «звучит гордо», но является на деле опасным заблуждением, как любой перекошенный в одну сторону подход, который превращает всё, к чему он применяется, в Тришкин кафтан. В методике и практике РКМЧП этот принцип приводит к отказу от прямого и отдельного обучения критическому мышлению в рамках особого предмета (который как раз преподаётся в американских университетах): КМ растворяется в традиционных учебных дисциплинах. Я уж и не говорю о той банальной истине, что содержание содержанию рознь, но в результате возникают как минимум две серьёзные проблемы:
P.S. Добавляю ссылки на материалы по полноценному КМ на русском языке по просьбам читателей моего блога:
Ещё один факт явно некритического поведения и мышления представителей РКМЧП в России — игнорирование и замалчивание колоссальных наработок по КМ в университетах США как по обучению, так и по тестированию. В результате в российские вузы продвигают катастрофически урезанный и обеднённый «школьный» вариант КМ (РКМЧП). При всём моём отвращении к конспирологии не могу не задать вопрос: «Кому выгодно продвижение в вузы России технологии обучения, опускающей университеты на уровень средней школы, а не поднимающей до передовых высот академического образования?» Возникают и другие вопросы: «Где серьёзные исследования, доказывающие необходимость внедрения в высшее образование России технологии, заимствованной из средней школы, а не из университетской среды? Где объективное сравнение разных подходов и накопленного опыта и честное информирование о наличии чрезвычайно весомых альтернатив?»
Так и приходится вспоминать превратившиеся в оскомину цитаты из классиков: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа...»
И напоследок. Противопоставление метода деятельности (так называемого деятельностного подхода) содержанию обучения, поставленное во главу угла в РКМЧП («Учителя РКМЧП уверены, что настоящая подготовка школьников и студентов к гражданству в открытом обществе лежит в плоскости методов, а не содержания обучения»), хотя и «звучит гордо», но является на деле опасным заблуждением, как любой перекошенный в одну сторону подход, который превращает всё, к чему он применяется, в Тришкин кафтан. В методике и практике РКМЧП этот принцип приводит к отказу от прямого и отдельного обучения критическому мышлению в рамках особого предмета (который как раз преподаётся в американских университетах): КМ растворяется в традиционных учебных дисциплинах. Я уж и не говорю о той банальной истине, что содержание содержанию рознь, но в результате возникают как минимум две серьёзные проблемы:
- Как качественно обучать критическому мышлению на некачественном содержании?
- Как осознавать и выделять принципы и навыки КМ так, чтобы уметь их переносить и применять в любой ситуации и к любому содержанию?
- Содержание метода — разве это не содержание? Или обучение методу — это бессодержательное обучение?
P.S. Добавляю ссылки на материалы по полноценному КМ на русском языке по просьбам читателей моего блога:
- Общий каталог материалов по КМ на моём КОРНИ-сайте — http://evolkov.net/critic.think/
- Критическое мышление: да что же это такое?, или КМ как явление и как ярлык из двух слов / Волков Е.Н. — http://evolkov.net/critic.think/described.crit.think.html
- 35 аспектов критического мышления: стратегический список — http://evolkov.net/critic.think/basics/35dimensions.of.critic.think.html
- Словарь терминов критического мышления. Руководство для обучающего по терминам и концептам критического мышления — http://evolkov.net/critic.think/Paul.R/Paul.R.Critical.thinking.41.html
- Переводы учебных материалов для полноценного КМ (в процессе) — http://translatedby.com/evolkov/all/all/any/ (или наберите там в поиске «критическое мышление»)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Избранное сообщение
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Популярные сообщения
-
Все хотят УСПЕХА. Ещё больше люди хотят ГАРАНТИРОВАННОГО успеха. Никто не хочет знать и не хочет обучать(ся) единственному СЕКРЕТУ, действи...
-
Лилия Шевцова 4 ч. https://www.facebook.com/ShevtsovaLilia/posts/2139593202964166 ВЛЯПАЛИСЬ Как назвать ситуацию, когда ты думаеш...
-
Андрей Ростовцев: «Страной управляют прохиндеи с фальшивыми диссертациями» В России появились тысячи фальшивых ученых-экспертов, что са...
-
Понравилось мне раскрывать секреты — « Секрет гарантированного успеха » прочитали уже 50 тысяч человек. Задумался я после такого внимания: ...
-
Нашёл чудесный сайт: «How Karl Popper Has Made a Difference in Our Lives. Testimonies from the five continents» (Как Карл Поппер изменил наш...
-
Онтологическая основа критического мышления, или Как убить обман Сегодня отовсюду звучит словосочетание критическое мышление . Я натолкну...
-
Автор: Евгений Белошицкий — http://pkmateur.blogspot.com/2009/05/visual-understanding-environment.html См. также: Онтограф...
-
«Три первородных должнотраха» — так я решил перевести The Three Majors Musts , заголовок текста про три главных иррациональных верования, к...
-
Обнаруживаю сегодня, что «самый известный среди психологов писатель» Н. Козлов приглашает народ на свой тренинг « Логический анализ текста ...
-
Черниговская и её научпоп https://vk.com/@g_equality-chernigovskaya-i-ee-nauchpop Мы несколько раз сталкивались с просьбами написат...