Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-05-13

Критическое мышление (настоящее, не РКМЧП) для ежедневного применения по капле в день: КМ-капля № 0007 — притчевое дополнение к КМ-каплям №№ 0003 и 0004

Встретил недавно в сети притчу как раз на тему случайного и непредвиденного, спешу поделиться ею с теми, кто пользуется моей КМ-капельницей. Итак:
Это история фермера, у которого убежала лошадь. В этот же вечер собрались соседи, чтобы посочувствовать ему,  называя случившееся большой неудачей. Он сказал: «Может быть».
На следующий день лошадь возвратилась и привела с собой шесть диких лошадей, и соседи приехали восхвалять его удачу. Он сказал: «Может быть».
И затем, на следующий день, его сын попытался запрячь и поездить на одной из диких лошадей, но был сброшен и сломал ногу. Снова соседи приехали, чтобы предложить своё сочувствие по случаю такой неудачи. Он сказал: «Может быть».
На другой день чиновники по воинской повинности приехали в деревню, чтобы набрать молодых людей для армии, но из-за сломанной ноги сын фермера был забракован. Когда соседи приехали, чтобы поговорить о том, как всё оказалось к счастью, он сказал: «Может быть».
В качестве дополнения — притча «Мудрый старик и завистливые односельчане».

P.S. Тут же по случаю попалась схожая притча:
У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, оценивая всё, что бы с ним ни происходило, имел привычку говорить: «Это хорошо!»
Во время охоты друг заряжал ружья для короля. Но однажды сделал что-то не так, и при выстреле у короля оторвало палец. Увидев это, друг, как обычно, изрёк:
– Это хорошо.
– Нет, это совсем не хорошо! — возразил король и приказал поместить друга в тюрьму.
Через год случилось так, что во время охоты короля и находившихся с ним слуг взяли в плен людоеды. Они привели их к себе в деревню, где собирались изжарить и съесть. Но вдруг один из них заметил, что у короля не хватает пальца. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. И короля отпустили.
Вернувшись домой, король сразу же освободил друга:
– Ты оказался прав. Это было хорошо, что я остался без пальца.
Король рассказал другу о происшедшем и выразил сожаление, что продержал его год в тюрьме.
– Нет, — сказал его друг, — это хорошо! Если б я не был в тюрьме, то оказался бы на охоте вместе с тобой.

2011-05-11

Реформа существующей системы образования бессмысленна

Реформа существующей системы образования бессмысленна: единственный верный выход - в формировании принципиально иной системы обучения, позволяющей гражданам учиться не так, как хочет государство, а так, как хотят они сами и как требует современная жизнь. Конституционное право на образование на деле осуществляется лишь как обязанность учиться тому и так, как предпишет государство. Верх нелепости, что в Конституции не закреплена СВОБОДА ОБУЧЕНИЯ, без которой право на образование полностью превращается в обязанность быть изнасилованным средним и вузовским быдлообразованием. Последнее слово не должно обижать никого из работающих в этой сфере (я сам такой), поскольку является лишь констатацией того очевидного факта, что система образования, построенная по типу госмонополии и с фантастически неэффективным менеджментом, годится в современных условиях только на роль пресса для штамповки "правильных винтиков" из учащихся (что получается у неё всё хуже и хуже, но о чём кое-кто сильно тоскует и хватается за реформу, как за спасительную соломинку), всё остальное ей совершенно не по силам ни при каких реформах.

Полная приватизация не решает проблемы - как показывает опыт США, частные монополии в высшем образовании превратились в машины по деланию денег в ущерб обучению и образованию и создают предпосылки для финансового краха ещё более тяжёлого, чем ипотечный пузырь в 2008 г., что создаёт тупик с другого конца.

Отчётливо ясно одно - необходимо максимальное обеспечение СВОБОДЫ ОБУЧЕНИЯ для всех категорий учащихся, что предполагает максимальную СВОБОДУ ОБРАЗОВАНИЯ, т.е. многообразие форм и разновидностей предоставления обучающих программ. Для занятия рабочих мест вполне достаточна система квалификационных испытаний на предприятиях и в учреждениях. Тесты и экзамены в системе образования должны быть ТОЛЬКО ДОБРОВОЛЬНЫМИ!

2011-05-10

Системная сборка критического мышления: тренинг — 02. Ремоделирование некритического в критическое

Это будет уже второй тренинг (в разрабатываемой мною с 2004 г. серии тренингов КМ), в котором предполагается не описание и отработка общих базовых положений КМ или отдельных его инструментов и направлений применения, а работа по системному применению КМ к индивидуальным задачам и проблемам участников.

Будут предложены как вводные упражнения, позволяющие понять и почувствовать КМ как целостность, так и специфические системные инструменты КМ для повседневной жизни и профессиональных задач. Участники смогут поработать над индивидуальными задачами и проблемами с помощью системного применения КМ.

Если первый системный тренинг был во многом экспериментальным, то второй видится мне гораздо яснее и конкретнее, поэтому слово «эксперимент» из названия исчезло, хотя каждый шаг в программе тренингов КМ в России — это шаг в неизвестное. У этого тренинга есть общая тематическая рамка — «Ремоделирование некритического в критическое». Смысл этой формулировки — в перестройке (ремоделировании) устоявшихся и привычных (шаблонных, стереотипных) индивидуальных моделей восприятия мира и самого себя, моделей поведения и мышления на основе критических технологий и критических «чертежей». Будет применяться внешне простая, но весьма практичная и действенная техника одновременно и пошагового, и целостного «перекраивания» на критический лад тех актуальных и проблемных сфер мышления, поведения, чувств и деятельности, которые выберут индивидуально для себя участники тренинга. В программе возможны незначительные модификации и дополнения с учётом предварительных пожеланий.

Предварительная программа направлений работы на тренинге:
  • Ремоделирование в критическое — примеры и освоение техники.
  • Ремоделирование в критическое — групповые упражнения.
  • Ремоделирование в критическое — индивидуальные проекты.
  • Когнитивные техники и визуальные средства КМ в системном анализе и комплексном решении проблем.
  • Опыт и знания — на карту! Капитализация мудрости для личного использования: картирование индивидуальных баз знаний.
Время и место — 10-11 сентября, Москва, школа ОРТ, ул. Новослободская, 57. Запись в группу: sem1nar@mail.ru, тел.: +7-926-206-13-43 (Марина).

Критическое мышление (настоящее, не РКМЧП) для ежедневного применения по капле в день: КМ-капля № 0006 (примени сократово выспрашивание)

Самый до сих пор неосвоенный людьми инструмент, одновременно и самый важный, и самый эффективный — это задавание вопросов, выспрашивание. Единственный в истории человек, достигший в науке и искусстве задавания вопросов поразительных результатов почти 2,5 тысячелетия назад, — Сократ, — до сих пор стоит одиноким мемориальным пиком в памяти человечества, да так крепко, что его именем назвали само это умение вопрошанием делать из людей неграмотных почти мудрецов. Сократово выспрашивание — правильное название этого блока знаний и умений (а не «сократовский диалог», как часто пишут).

Итак, КМ-капля № 0006 (примени сократово выспрашивание).

Берёте классифицированный список с примерами формулировок сократовых вопросов и начинаете применять сначала одну первую категорию (вопросы прояснения (уточнения)) хотя бы несколько раз в день, затем через несколько дней или неделю добавляете в свой арсенал вопросы второй категории (вопросы для исследования допущений) и далее последовательно доводите свою вопросовооружённость до владения всеми шестью категориями.
Ресурсы моего производства — раздел «Вопросы» на моём сайте + посты блога по тегу «вопрос».

2011-05-09

Оружие массового... обучения: Путешествие школьного учителя через Тёмный Мир навязчивого ошколивания

Джон Тэйлор Гатто, которого я уже упомянул в предыдущем посте, в 2008 г. опубликовал книгу "Оружие массового обучения: Путешествие школьного учителя через Тёмный Мир навязчивого ошколивания" (Weapons of Mass Instruction: A Schoolteacher's Journey through the Dark World of Compulsory Schooling). На болгарский язык первую часть названия перевели как "Оружие массового обезличивания". В своём блоге я уже упоминал его книгу "Скрытая история американского образования" (The Underground History of American Education). Увидят ли эти  и другие книги Дж. Гатто свет на русском языке, предсказывать не берусь, но необходимость в этом - огромная.

Бойкот ЕГЭ по-американски: Bartleby Project 2011

В Соединённых Штатах развёрнута кампания по бойкоту государственного (в США это уровень отдельного штата) тестирования школьников, получившая название Bartleby Project 2011. Не думаю, что эта новость заслужит хоть какое-то внимание российских СМК, чтобы не развращать российских школьников «дурным» заокеанским примером.

Американских школьников призывают в начале тестирования написать на своих документах одну фразу: «Я предпочитаю не проходить ваш тест». И всё. Если 5% всех школьников (их в США 60 млн.) совершат такой поступок, школьное тестирование как институт будет поставлено под убийственный вопрос.

Для информирования и агитации школьников созданы видеоролики: What is the Bartleby Project? (1), What is the Bartleby Project? (2), What is the Bartleby Project? (3),  Bartleby Project 2011: Do not take your state tests!. Эти ролики фактически представляют из себя инструкции по разрушению системы школьных стандартизированных тестов как таковой. Название кампании и саму идею подкинул в американское общество Джон Тэйлор Гатто (John Taylor Gatto), в своё время признававшийся  несколько раз лучшим учителем Нью-Йорка и штата Нью-Йорк, но уже 20 лет назад начавший непримиримую борьбу против сложившейся системы школьного образования.

Бартлби — герой рассказа «Писец Бартлби» Германа Мелвилла, пересказывать сюжет которого я не буду, чтобы не лишать удовольствия тех, кто прочитает его впервые.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения