Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2015-07-27

Вечные дети как главная глобальная угроза для жизни взрослых

Живу уже почти месяц только на даче, а тут интересный демографический контекст: абсолютно преобладают бабушки-дедушки и внуки-внучки младших возрастных групп. Подростков мало, молодёжи вообще нет, как и средневозрастных взрослых. Мы с женой — вузовские доценты, поэтому наслаждаемся двухмесячным летним отпуском не в связи с возрастом, а по профессиональной льготе.

Наблюдать приходится одновременно поведение 3-4-летних мальцов и почти 80-летних стариков. И я дальше буду писать совсем не о той плоской банальности, что старики обречённо впадают в детство.

Да, я действительно хочу сказать, что разница в поведении и уровне мышления между этими двумя указанными объектами наблюдения до смешного невелика. При этом я хочу предложить совсем другую теорию, чем возрастная деградация, в попытке объяснить это явление.

Тренировка критического мышления буквально «открывает глаза», в частности, позволяет находить новые и интересные точки зрения на многое из того, что раньше не вызывало никаких вопросов и сомнений. В социуме предполагается по умолчанию, что количество прожитых человеком лет само по себе придаёт ему некие новые качества (я не про половое созревание и женскую фертильность). Физиологические возрастные изменения очевидны, по ним вопросов нет.

А по когнитивным и поведенческим умениям вопросов море. Психологи и психиатры давно различают биологический и психологический возраста, понимая под последним как раз степень развитости / неразвитости у индивида социальных и когнитивных навыков. Такая дифференциация, однако, применяется  в ограниченном контексте узкого спектра проблем. Что мы можем увидеть, если расширим объект для различения этих двух возрастов на всё народонаселение?

Моё предположение: если применить научно подкреплённые критерии шкалы социально-психологического возраста, то по этой шкале средний возраст населения России окажется около 5-6 лет, а в Германии и США — лет на 10-15 старше. Можно сравнивать по этой шкале и отдельные социальные группы, например, политические и экономические элиты. Боюсь даже прикинуть, какая разница в социально-психологическом возрасте будет между элитами этих трёх стран.

Избирательные права, кстати, я бы предложил давать по достижению социально-психологического, а не биологического, совершеннолетия.

Да, и о моей теории: огромное количество людей в современном обществе, тем более в «развивающихся» или недоразвившихся странах вроде России (и критерии развитости стран сразу становятся яснее и точнее), никогда не дорастают до социально-психологической взрослости (зрелости), а так и проживают детьми, вынужденными выполнять взрослые обязанности и решать взрослые проблемы — на уровне детских навыков. Пенсионеры сбрасывают с себя часть маскировки «под взрослых» и немедленно обнаруживают свой реальный социально-психологический возраст.

У этой теории, как мне представляется, немало перспективных теоретических и практических приложений, но о некоторых из них попробую написать позже.

2015-07-25

ПатрИдиотизм верхов и патрИдиотизм низов: зарисовки

У меня тут вот такой контраст случился. Побывал я тут подряд в двух «патриотических» компаниях. Вчера в одной, сегодня в другой. В «патриотических», в том смысле, что те, которые за «Великую Россию» глотку кому угодно порвут.
Обе компании были убеждены в особой великой миссии России, обе были уверены, что Россия в конце концов покорит весь остальной мир, обе – вот сюрприз – активно недолюбливали Путина.
Но как же эти компании отличались!
Вчера я провел вечер среди российской элиты. Без иронии – элиты, то есть среди людей, сидящих на верхних звеньях российской пищевой цепочки, людей, чьи решения и капризы реально влияют на жизнь многих россиян. Там царило полное и абсолютно трезвое понимание и видение ситуации. Там без тени сомнения говорили «всем и всему крындец», подразумевая, впрочем, под словом «всем» — «всем, кроме нас». Люди все были свои, говорили обо всем предельно откровенно, а со мной еще отдельно оговорили (зная моё пристрастие к фейбсукам) о том, что я могу вынести на публику, а что – не могу.
Основная тема беседы витала вокруг того, как можно и можно ли вообще еще успеть выправить ситуацию. Или как вовремя соскочить и выскочить, если ситуацию выправить не удастся. Путина в этой компании ненавидели лютейшей ненавистью, как человека «просравшего все, что только можно просрать», и говорили о нем исключительно, как о покойнике, который еще жив только по недоразумению. Собственно, по горячим следам этих диспутов я вчера и сделал на фейсбуке запись про Путина и Медведева, так что тут повторяться не буду.
Все сходились на том, что выправить ситуацию, видимо – не удастся, но пытаться надо до упора. Что лучше оставаться здесь, в России, так как они там на Западе потом могут достать и конфисковать все в любой момент. Не сейчас, так лет через 10-15, с них станется. Так что лучше взять ситуацию в России под свой контроль, спустить все на тормозах, вернуть награбленное под необидным предлогом, пойти на все возможные уступки Западу, но остаться при делах, на своих нынешних местах в России. Получить помощь от Запада, на восстановление демократической России, поднять и укрепить экономику. А потом, когда бдительность Запада усыпится, стартануть все заново и с новыми силами. Понимаете, заново стартануть, блин!
Но в этот оптимистичный сценарий мало кто верил, реально всех заботило, чтобы SWIFT не отключили внезапно, чтобы осталось хоть чуток времени ухватить, что еще осталось в России, и успеть вывести за кордон. Но прямо сейчас никто еще пока выводить остатки не спешит, бо еще есть, что пилить.
А еще я понял, что этот «последний вывод» будет сопровождаться такими катаклизмами и такими разрушения, такими горами виртуальных и реальных трупов, что отключение SWIFT может реально стать последним днем РФ.
Это то, что я имею сказать про вчерашнюю компанию.
А сегодня я побывал в другой компании, тоже «патриотической», но совсем другого плана. Состояла та компания, наоборот, из людей, сидящих на нижних звеньях российской пищевой цепочки. Ну не то, чтобы совсем внизу, но где-то там: менеджеры среднего и высокого звена, риелторы, журнализды всяких информагентств, финансовые аналитики, юристы… офисный планктон – короче, который пока еще может позволить себе купить две недели в пятизвездном отеле на Кипре.
И здесь тоже очень любили Россию и очень хорошо знали, кто ее враги: США, Европа и бандеровские фашисты. И всем было очень обидно, что враги хотят захватить Россию, завладеть ее богатствами и ресурсами и поставить ее на колени, а Путин не может дать им серьезного отпора. Никак в этой компании не могли простить Путину, что он на деле оказался слабаком, да к тому же еще экономически и юридически безграмотным. Ну то есть до такой степени безграмотным, что глупость его высказываний была понятна не только финансовым аналитикам и юристам, но даже тупым и безграмотным журнализдам.
Все были готовы терпеть лишения, целый год питаться одной картошкой с мурцовкой и не ездить за границу, лишь бы лишения эти были не зря. Лишь бы в итоге Гейропа и Штаты умылись кровью и проползли на коленях просить прощения. А Путин – подвел. Уже год как нет ни моцареллы с устрицами, ни прошуто с хамоном, а Гейропе со Штатами – хоть бы хрен в задницу: цветут и улыбятся гады. Поэтому Путина в этой компании никто и не любил. Все грозится сорок ракет запустить, да только на словах, а на деле даже Прибалтику назад не вернул, сыкло!
А еще всех возмущала тупость и бездарность российского телевидения. «За дураков нас что ли считают», — возмущалась компания, — «что за дебильные приемы и фейки. Зачем же нас так примитивно убеждать в том, что мы и так знаем. Ну зачем вот ТВ Звезда подделало фотографии, показывающие зверства украинских нациков на Донбасе? Как будто мы без этих фоток в эти зверства не поверим! Что у нас мозгов нет, мы же и так про эти зверства все знаем, зачем нам доказывать очевидное!»
Вот такой взгляд на нынешнюю Россию сверху и снизу. Сбоку пока не заглядывал, но думаю, что там – то же самое.

Андрей Шипилов, российский журналист

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения