Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2016-08-21

Обучение языку и обучение критическому мышлению

Язык и мышление кажутся людям чем-то само собой разумеющимся, чем-то легко и незаметно данным от рождения. Люди с определённого возраста осознают себя как говорящих и думающих (не буду здесь употреблять концепт мышления, желательно различать думанье и мышление). В реальности оба инструмента являются исключительно искусственными предметами научения в течение нескольких лет, причём в основном на весьма примитивном уровне. В силу ряда свойств и явных функций (аудиальность и визуальность вкупе с необходимостью обеспечения стандартного массового применения) язык стал отдельным основным предметом всех систем образования довольно давно (хотел бы я представить, как адепты РКМЧП предлагают спрятать обучение языку в другие предметы ;) ).
Попытки убрать из школьного курса языка многие элементы его анализа и специальную терминологию его описания (филолого-лингвистическую) должны быть жёстко контролируемы, чтобы учащиеся получали отчётливое представление о языке как сложно устроенном искусственном инструменте.

В этом смысле мышление принципиально отличается от языка только немотой и невидимостью. Можно, конечно, сослаться на то, что речь и текст являются аудиальной и визуальной формами объективации мышления, но огромная часть явлений (феноменов)  мышления остаются непроговорёнными и неотекстованными). И фундаментально язык является служебным средством мышления, а мышление является более важным, более глубоким и более значимым во всех отношениях явлением, чем язык.

И настала эпоха прямого специального научения мышлению как обязательному основному предмету в системе образования. Нужно перейти от языка к мышлению как стандарту современной грамотности и любого профессионализма. В США учёные начали это осознавать и практически реализовывать почти 100 лет назад (90 лет первому тесту критического мышления), а за последние полвека научно-образовательное сообщество США достигло в этом направлении впечатляющих результатов. Россия и в целом б. СССР отстают в данном отношении почти катастрофически.

Необходим принципиальный переход к принципиальной фундаментальности (КОРНИ).

Методоложества а ля Щедровитянство является тупиковой попыткой обойти мировую культуру научной деятельности и научных разработок через формирование секты приобщённых.