Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2016-11-04

Свобода или мораль? или Человечество скоро вымрет

Свобода или мораль?

Автор
Александр Никонов
Александр Никонов
Писатель, публицист, общественный деятель.

Свобода или мораль?
Конечно, любой нормальный трезвомыслящий человек при наличии такой альтернативы, не колеблясь, выберет свободу. А любой ригидный, религиозный, закомплексованный, то есть имеющий серьезные психологические проблемы (в том числе сексуального характера), выберет мораль, то есть внешнюю узду, поскольку понимает, что без внешней узды ему с собой не справиться. Ему нужен кнут. Ему нужна боль — вечная угроза адской боли, чтобы быть или хотя бы казаться приличным человеком.
Людям примитивным, у которых нет нравственных тормозов и внутреннего нравственного стержня, нужны тормоза внешние — в виде морали, как правило, базирующейся на какой-нибудь религиозной идеологии. В силу примитивности им кажется, что мораль, к которой они привыкли, напрямую вытекает из их религии. Хотя, это, конечно, не так. Никакой нет логической связи между христианской мифологией и принципом «не убий» или запретом варить козлёнка в молоке его матери. Эти заповеди из мифологии никак не вытекают, они просто постулируются. Если рассуждать эволюционно, в основе социальной морали лежит естественная животная мораль стадного существа, основанная на эмпатии — то есть естественной приязни особи одного вида к другой особи того же вида, без чего просто не было бы самой стадности, стайности. А мы — вид стадный — иной вид просто не смог бы стать разумным.
Что связывает отдельных особей высокоразвитого вида, — особей, не привязанных друг к другу физически, веревками... что заставляет их держаться вместе? Отношения! Приязнь друг к другу и желание контактировать, общаться с себе подобными. У муравьев эта врожденная социальность доходит до крайности — они умирают в одиночестве. А люди в одиночестве сходят с ума. Социальность — великое эволюционное достижение. Из которого и выросла мораль. И нравственность. Как видите, я их различаю, хотя зачастую эти понятия смешиваются до состояния неотличимости. Да и сам их иногда смешиваю в первом приближении, чтобы быстро донести до слушателей мысль, не тратя времени на углубление в детали.
А сейчас я более точен и понятия эти разделяю. Мораль — это свод неписаных (а иногда и писаных, помните Библию или «Моральный кодекс строителя коммунизма»?) правил, которые разделяются обществом и вытекают (как считается) из главенствующей идеологии. А нравственность — та поведенческая линия, вытекающая из внутренних ощущений, которая диктуется не Старшим Братом, не Огромным небесным колдуном с огромной небесной палкой, не осуждением соседей («А что люди-то скажут!»), короче говоря, не внешней силой, не внешним принуждением, а внутренним нравственным чувством. Основанным прежде всего на эмпатии — сочувственном отношении к особям своего (и даже не своего) вида. Не исключая, разумеется, сочувственного отношения к самому себе, как человеку. Не зря же говорится: не умеющий любить себя — никогда не сможет любить других.
«Начни с себя!» — вот та единственная заповедь коммунистов, которую можно нам, либералам перенять. Потому что она по сути своей совершенно не коммунистическая, эта заповедь. Начни с себя — зарабатывать деньги, устраивать счастливую жизнь и пристойный быт себе и своей семье — в первую очередь. А уж потом, наполнив этот сосуд, можешь заняться благотворительностью, политикой и танцами на льду.
Разница между моралью и нравственностью понятна: нравственному человеку не нужна палка, чтобы оставаться хорошим, у него есть внутренние ограничители. Человеку религиозному она нужна. Эта внешняя палка и есть, собственно, религия с её жутчайшими угрозами вечных пыток для отступников и ослушников.
Между тем, магистральная линия прогресса совершенно ясна — она идёт в сторону внутреннего усложнения человека. Это линия свободы, это линия гуманизации, толерантности (терпимости к инаковым людям, даже не разделяющим твоих воззрений или просто странно выглядящим). Это линия транспарентности, внутренней раскомплексованности (что религиозники иногда называют развратом, и с этой точки зрения наша задача — разврат приветствовать)... короче говоря, линия прогресса, линия цивилизованности — это это линия либеральная, то есть линия освобождения человека от жестокости, которая имманентно присуща всем ригидным идеологиям и прежде всего идеологиям религиозным и пострелигиозным, тоталитарным, типа национализма, марксизма, коммунизма... это линия освобождения от замшелой морали, которая флегматизирует и социум вообще, и отдельного человека в частности обвешивает комплексами, как результат — психосоматическими расстройствами.
Понятно, что старое всегда сопротивляется новому — это обычное следствие общефизических законов сохранения на социальном уровне. И сопротивляется по-разному. Религиозники сопротивляются доносами в прокуратуру, попытками запретить празднование Хэллоуина, террористическими актами, проклятиями в адрес бездуховного Запада (в противовес духовным скрепам и традиционным ригидным ценностям технологически отсталого мира — а мы понимаем, что именно прогресс в области технологий и меняет устои, взламывая старую мораль)... Неорелигиозники, то есть поклонники неорелигиозных культов типа «самого верного учения», как его охарактеризовал дедушка Ленин, тоже крайне недовольны, ибо у них есть свои представления о морали — недалеко, кстати, ушедшие от классических религиозных.
Помню, небезызвестный Кургинян, неоднократно потрясая моей книгой «Свобода от равенства и братства», искренне возмущался: до чего ж дошли, суки, эти либералы, да разве в прежние времена тотальной уравниловки можно было выпустить книгу с таким неполиткорректным названием... Они ведь, леваки, все помешаны на политкорректности — что современные западные, что советские коммунисты. Мы 70 лет жили при красной политкорректности, когда нельзя было говорить то, что думаешь. Это грозило неприятностями — от расстрела в сталинские времена до поломанной жизни и карьеры во времена более вегетарианские. И сейчас на пролеваченном Западе та же история — надо взвешивать слова и думать, что говоришь, иначе в момент жизнь испортят. Не дай бог скажешь что-то, не соответствующее главенствующим моральным догматам! Между прочим, это абсолютно уголовное миропонимание — «за базар ответишь» — что у леваков, что у бандитов. Наверное, потому они и социально близкие. В нормальном обществе, где проповедуется свобода слова, к слову относятся не в пример легче, более терпимо — не как на зоне, во всяком случае. Потому что нормальное общество слова не боится, потому что оно прочное, оно крепкое и его ветром изо рта не разрушишь. А вот общества дикие, общества с магическим мышлением очень следят и за словом, и за символикой. Там вас за сожженную тряпку (например, государственный флаг) могут посадить, потому что в диких обществах тряпка дороже человека. У нас же, либералов, примат человека. Человек мерило всего и высшая ценность. И потому он может говорить и делать все, что угодно, если непосредственно не ущемляет ничьих интересов.
А ведь свобода слова, то есть свобода циркуляции информации в социальном пространстве, конкурентная борьба слов и идей есть базовая ценность цивилизации и единственный залог её развития. Если деньги — кровь экономики, то информация — лимфа социального организма. И, напротив, застой идей, который наблюдается в догматичном морально-идейном пространстве аналогичен застою в организме и ведет к некротизации социальной ткани. К умиранию социума. Совершенно прав был великий историк профессор Ракитов, когда сказал: «Общество, зацикленное на традиции, обречено жить в прошлом».
Мы знаем примеры таких традиционных обществ, застрявших в прошлом — дикари в амазонской сельве, которые до сих пор живут в каменном веке. Зато с духовными скрепами там полный порядок. Можно так жить? Можно! Пальмовые юбочки, копья, средняя продолжительность жизни 20 лет, табу, память предков, деды-воевали, глисты и прочие традиционные ценности.
Возвращаясь к книге и Кургиняну, который мнит себя философом и который считал мой лозунг аморальным (противоречащим морали леваков), скажу: великий лозунг великой Французской революции про свободу, равенство и братство с точки зрения либерализма неравнозначен.
Свобода? Да! Именно освобождение всех творческих способностей каждого человека и лежит в основе прогресса. Каждый участвует в экономике, а не как в рабовладельческих обществах, где в экономику товарного обмена включены только хозяева рабов, а те из обменного процесса выключены и находятся на положении предметов. «Харчно!» — как говорила моя бабушка. А полное освобождение личности — свободу! — дает только либеральное общество с минимальными барьерами, запретами и ограничениями, в том числе моральными.
Братство? Хм... Это поэзия. И как чистая поэтика не подлежит рациональному осмыслению. Нравится, то есть плющит — употребляем. Не нравится, отказываемся: «Никогда мы не будем братьями — ни по родине, ни по матери...»
Наконец, равенство. Здесь интересно. Потому что есть равенство и равенство. Есть равенство юридическое, равенство стартовых возможностей для честного соревнования и наиболее полного выявления всех творческих возможностей личности. Хочешь участвовать в забеге — вставай на финишную прямую и беги. Результат зависит только от твоих стараний и талантов. Если общество хочет добиться от каждого по максимуму, оно не дискриминирует никого в правах, не вешает никому кандалы на ноги. В таком обществе нет аристократов, имеющих априори больше прав, и нет и рабов, имеющих прав меньше или не имеющих вовсе. (Это, конечно, уменьшает разнообразие в обществе: раньше были аристократы и рабы, свободные крестьяне и пр., а теперь — полное равенство, нивелировка. Но это та нивелировка, которая работает на развитие по закону иерархических компенсаций.)
И есть равенство, понимаемое, как равенство результата, как уравниловка. Квоты, так называемая положительная дискриминация, предоставление больших прав за меньшие способности — вот это вот всё. Это чисто левацкая идея, мы ее наблюдали в СССР, собственно, и термин «уравниловка» оттуда. И, как видно, она приводит к тем же результатам, что и неравенство, поскольку надевает на успешных и талантливых кандалы в пользу неуспешных, но принадлежащих к так называемым угнетаемым меньшинствам. То есть в обществе квот и оголтелой политкорректности включается противоестественный отбор — отбор на худших. Вот к чему ведет выключение естественной конкуренции «в пользу бедных».
Уравниловка, квотирование, высокие налоги на богатых — этот есть социальная энтропия, то есть угасание системы, ее хаотизация и умирание, та самая некротизация социальной ткани. Потому что... как биологическая жизнь есть способ существования белковых тел, так и экономика есть способ существования социальных организмов. А в левацких обществах экономика угнетена, а в пределе, когда существует Госплан, экономика вообще отсутствует, потому что экономика — второе имя рынка. Нет рынка — нет экономики, и социальный организм превращается в зомби — ходячего мертвяка, которого дергают за ниточки искусственного плана чиновники и бюрократы.
Двигателем живой экономики является неравенство, то есть разность экономических потенциалов, так же как разность уровней воды в гидродинамике заставляет воду течь и совершать работу, так же как разность электрических потенциалов, называемая в электротехнике напряжением, порождает электрический ток, который совершает полезную работу.
Таким образом, именно и только либеральная модель, которая дает нам это понимание, модель Большого Города, ибо родилась она в условиях города, модель миропонимания и мироощущения, которой противостоит мир Традиции, мир Деревни, мир жестких моральных императивов... только такая модель и является жизнеспособной. Другими словами, в столкновении мира Современности и мира Традиции мы на самом деле имеем столкновение Будущего и Прошлого, Жизни и Смерти, Эволюционного развития и Энтропии. Потому что в условиях живой эволюции топтание на месте есть гибель, здесь нужно постоянно прыгать со льдины на льдину, постоянно бежать вверх по опускающемуся эскалатору естественной энтропии. Жизнь — это устойчивое неравновесие, это перманентная борьба за свою выделенность из среды. И поскольку жизнь меняется, должны меняться и приспособительные механизмы. Старая традиционная мораль, как приспособительный механизм, появившийся когда-то в результате социальной эволюции, сейчас своё отработала и стала тормозом для прогресса. А прогресс, в том числе прогресс моральный, который автоматически следует за прогрессом техническим, есть ни что иное, как просто способ жизни цивилизации, метод выживания в меняющихся условиях.
И вот каким именно образом любые иные модели, кроме либеральной, — устаревшая религиозная или пришедшая ей на смену лево-либеральная, которая прекрасно чувствует себя на Западе — тормозят прогресс и толкают мир в пропасть, мы сейчас вкратце разберём.
Я сейчас даже не буду говорить о торможении экономики, к которому приводят обе модели — одна осуждающая ссудный процент, другая прямо тянущая в социальную энтропию. Поговорим о более важном — о будущем. О простом физическом выживании человечества, как биологического вида.
Увы и ах — наш вид подходит к своему концу. Тысячи лет социальной эволюции грозят закончиться бесславным ничем. Просто в силу генетического вырождения. Последние лет двести у нас из-за развития медицины практически перестал работать естественный отбор. То есть началось накопление так называемых слабовредных мутаций. Те дети, которые раньше не выживали, теперь спокойно доживают до репродуктивного возраста и передают в будущее свои дефектные гены, которые таким образом не вычищаются из генофонда популяции.
Младенческая смертность на 1000 рожденных

Успех? С одной стороны, да. А с другой, как видите, за какие-то полвека практически выключен естественный отбор. Повернули тумблер... Человечество начало поворачивать этот тумблер медицины и санитарии лет двести назад, постепенно выбирался люфт, и окончательный щелчок, как видите, произошел только в прошлом веке.
К чему это приводит, биологи, генетики знают прекрасно. Чарлз Дарвин по этому поводу писал:
...мы строим приюты для имбецилов, калек и больных, мы ввели законы для бедных, наши медики изо всех сил стараются спасти жизнь каждого до последней секунды... Таким образом, слабые члены общества продолжают производить себе подобных. Всякий, имеющий хоть какое-то отношение к разведению домашних животных, подтвердит, что это губительно для человеческой расы.
Конечно! Запущен механизм обратной селекции — на вырождение.
Современные биологи придерживаются аналогичных взглядов. Вот, например, что пишет доктор биологических наук Александр Марков:
вырождение в таких условиях (когда нет никакого отбора — А.Н.) происходит быстро и неотвратимо. Очень скоро мы получим поколение настолько слабое, чахлое, болезненное и бессильное, что никакая суперсовременная медицина не поможет... Без отбора любой вид должен быстро выродиться и погибнуть. Просто потому, что: 1) мутагенез остановить невозможно; 2) большинство не нейтральных мутаций вредны.
И приводит пример экспериментального подтверждения своих слов. Оказывается, в конце девяностых годов в Мичиганском университете нашими бывшими соотечественниками во главе с биологом Кондрашовым был поставлен эксперимент на дрозофилах с выключенным естественным отбором:
Авторы брали от каждой пары мух одного случайно выбранного сына и одну случайно выбранную дочь. Отобранных таким образом мух делили, опять-таки случайным образом, на брачные пары. Из потомства каждой пары опять брали одного сына и одну дочь, и т.д. Отбор при этом не был полностью отменен, потому что некоторые пары вообще не могли произвести потомство, из некоторых отложенных яиц не выводились личинки, некоторые личинки не могли окуклиться, а из некоторых куколок не выводились взрослые мухи. Очевидно, такая судьба постигала тех, чьи геномы были уж слишком отягощены вредными мутациями. Но тем не менее отбор стал гораздо слабее, чем в природе или в обычной лабораторной популяции, где мухи, живущие в пробирках с кормом, образуют брачные пары по собственному выбору и свободно конкурируют друг с другом за пищу и жизненное пространство... Через 30 поколений подопытные популяции мух пришли в жалкое состояние. У них резко упали плодовитость и продолжительность жизни. Кроме того, они стали вялыми и, по словам А. С. Кондрашова, „даже не жужжали“. Генетическое вырождение налицо.
И далее:
Есть основания полагать, что в течение последних 100 лет люди (по крайней мере жители развитых стран) оказались в условиях, напоминающих эксперимент Кондрашова. Благодаря развитию медицины, изобретению антибиотиков, решению продовольственной проблемы и росту уровня жизни резко снизилась смертность (а несколько позже и рождаемость). У жителей развитых стран стали выживать почти все родившиеся дети. Кроме того, слабое здоровье перестало быть серьезной помехой для размножения... По мнению Кондрашова, естественный отбор на человека сегодня почти не действует, по крайней мере в развитых странах. Это значит, что выживаемость и плодовитость людей практически перестали зависеть от их генотипа.
В этой связи хочу привести любопытную статистику, собранную в одной только московской ведомственной медсанчасти, к которой прикреплено более 120 тысяч человек.
Автор приводит данные по ухудшению репродуктивного здоровья за последние 15 лет. И видно, что за этот короткий срок число беременностей, закончившихся выкидышами выросла вдвое — с 0,19 на 100 женщин до 0,42. Растет количество процедур ЭКО, то есть женщин, не могущих не то что выносить, но и просто забеременеть.
За тот же срок процент неблагополучных беременностей вырос с 55 до 69%.
И далее автор делает следующий вывод:
При сохранении существующих тенденций, примерно через поколение, максимум через два (20-40 лет) численность людей, нуждающихся в постоянной медикаментозной коррекции для поддержания трудоспособности достигнет 50-60%, количество инвалидов будет составлять не менее 15-20% населения. Количество женщин, способных рожать без медицинской поддержки не будет превышать 5-10%. Еще через пару поколений подавляющее большинство населения будет нуждаться в постоянном приеме медикаментов для поддержания возможности выполнять социальные функции, кроме этого почти половина населения будет являться инвалидами. Количество способных самостоятельно рожать сократится до 1-2%.
Полная деградация и генетическое вырождение. Исчезновение вида хомо сапиенс.
Что же делать? И при чем тут либерализм?
Ясно что — то, что человечество делало всегда, на протяжении всей своей истории: от нарастающих проблем оно избавлялось с помощью новых технологий. Новые технологии, в свою очередь, приносили новые проблемы, приводили к очередному экологическому кризису, то есть к кризису исчерпания среды. И проблема решалась очередным качественным скачком. Самый яркие примеры тут — Неолитическая революция и переход от дров к углю и пару.
Кстати, это не чисто человеческая черта — переход на новые технологии, не признак разума, а черта общеэволюционная. Эволюция всегда избавляется от экологических кризисов переходом на новые технологии, так было и до человека, так будет и после человека. Человек разумный — просто один из этапов вселенской эволюции. Отравив когда-то атмосферу планеты кислородом с помощью цианобактерий, эволюция перешла на другие конструкции — дышащие кислородом.
Иными словами, нас может спасти генная инженерия, то есть вмешательство в самою основу человеческого бытия, в конструкцию.
Грядет мир постчеловека. Причем даже если бы не генетическое вырождение, нам все равно пришлось бы менять свою биологическую основу искусственно — хотя бы потому, что любой вид конечен, как и индивид. А нам — бесконечность подавай!
То есть выжить человечество может только начав менять себя и отказавшись от своей естественной, «созданной богом» природы. Как относится к этой перспективе Традиция, думаю, объяснять не надо — резко отрицательно. Они даже к презервативам и прерыванию беременности относятся отрицательно, находясь в плену догматов и предпочитая «естественность». И потому с любыми религиями нам не по пути в будущее.
Вот что пишет «Нью-Йорк Таймс» по этому поводу: «Сопротивление репродуктивному клонированию в конгрессе — всеобщее, и если какой-нибудь сенатор или конгрессмен втайне разделяет более мягкий взгляд на эту технологию, шанс, что он или она выразит такое мнение публично, равен нулю. Конгресс решил объявить преступным репродуктивное клонирование, хотя единодушие Конгресса в научных и гуманитарных кругах разделяется не всеми». Почему же тогда они голосуют все равно против? А чтобы «набрать политические очки среди религиозных консерваторов и активистов движения против абортов».
Отсюда и многочисленные попытки запретить клонирование, вмешательство в человеческий геном и так далее. То есть попы и поповствующие упорно толкают нас в средневековье, то есть к краю пропасти, к гибели. И с ними все понятно.
А как относятся к перспективе генетической модернизации человека леваки?
Да точно также! Они против! Они называют евгенику фашизмом и ущемлением прав нерожденных инвалидов! Помните, я говорил, что левачество толкает нас туда же, куда и Традиция — на примере экономики и социальной эволюции — вешают кандалы на ноги обществу. И здесь тоже самое!
Несмотря на то, что лево-либеральные круги на Западе, казалось бы, выступают за прогресс и аборты, они самым парадоксальным образом толкают человечество в сторону генетической деградации! Потому что перегуманизированность крайних левых, их абсурдная защита не только меньшинств, но и прав нерожденных инвалидов пихает человечество аккурат в сторону пропасти. Левые изо всех сил противодействуют позитивной евгенике! В США, например, общественные организации инвалидов требуют, чтобы инвалидов стало как можно больше. И это не шутка. Данные организации заявляют, что сепарация в пробирке хороших генов и плохих есть ущемление прав нерожденных (от дурных генов) инвалидов! Что ставит под сомнение ценность жизни уже живущих инвалидов. Им как бы говорят, будто они — неполноценные.
Американский автор Джон Глэд приводит вопиющее по своему античеловеческому маразму воззвание указанных защитников инвалидских прав:
Главная тема в обсуждении евгеники заключается в том, что кто-то решает на основе открыто заявленных или негласных критериев, какие характеристики имеют право на существование, а какие — нет... Есть ли рациональный способ сделать различия между болезнью Тея-Сакса, бета-талассемией (болезнь крови), серповидной клеточной анемией, болезнью Альцгеймера, фенилкетонурией, неправильной сексуальной ориентацией (если когда-нибудь отыщется способ предсказывать ее), душевными заболеваниями, кистозным фиброзом, церебральным параличом, расщеплѐнным позвоночником, ахондроплазией (недоразвитостью роста), гемофилией, синдромом Дауна, сердечно- сосудистым заболеванием, остеопорозом и ожирением?... Идѐт война характеристик, которая исключит многие свойства из движения за права человека и из равноправия. Этому должен быть положен конец.
Вот так. Дискриминации нерожденных инвалидов должен быть положен конец! Пусть расцветают сто цветов! Пусть вырождение правит бал!.. Не зря я говорил, что мораль неорелигий схожа с моралью религий традиционных. Хотя адепты неорелигий, типа марксизма, не верят в существование Огромного колдуна, а религии традиционные на Мировом волшебнике основываются.
Таким образом, чтоб проскользнуть в будущее между Сциллой консерватизма Харибдой левачества нам нужно четко придерживаться курса на правый либерализм с его релятивистской моралью. Курса на общество, где идеология отнята из рук государства и отдана в частные руки, став личным увлечением каждого и став чем-то похожим на собирание марок. То есть, оглядывая политическую плоскость, мы понимаем, что ни левый либерализм, ни правый консерватизм, равно как и левый консерватизм для попадания в игольное ушко будущего не приемлемы.
Только либеральная парадигма, как лежащая в общеэволюционном русле, общие закономерности которого (типа закона Седова и др.) прослеживаются от самого момента Большого взрыва и наука, их прослеживающая, которая называется Большой историей, Биг хистори, Синергетикой или Универсальной эволюцией, — открывают нам путь к спасению.

2016-11-03

Русское нытьё, или Давайте что-нибудь со всем этим сделаем

Кирилл Мартынов
Вчера в 11:07 ·
https://www.facebook.com/kmartynov/posts/1352937498073348

Американка Нэнси Рис во время перестройки поехала в Россию в качестве антрополога — изучать как живут русские. В 1994 году она выпустила книгу «Русские разговоры» — одну из моих самых любимых. Я о ней пишу регулярно раз в пять лет, и вот, кажется, сейчас снова настал момент — особенно актуальный.

Рис приходит к выводу, что главным жанром русского разговора являются литания — затяжное, хорошо структурированное нытьё, определённым образом кодифицированное и нормированное.

Обычно, когда русские встречаются, то один берётся за голову, и говорит:

— Но ведь в этой стране нельзя жить.

А второй отвечает:

— Ты прав. Все происходящее просто невыносимо. И ведь становится только хуже.

Так они обмениваются мнениями, например, два часа. Тут прибегает Рис и кричит, потрясая кулаками:

— Но ведь надо что-то делать! Давайте что-нибудь со всем этим сделаем.

На неё смотрят как на идиотку, нарушившую обычай.

Три года кризиса — что дальше? 20 длинных трендов в России, в которых мы живём / Яков Миркин

Три года кризиса — что дальше?

Три года кризиса — и мы получили экономику, увязшую в болоте, зыбком, вязком, и когда она выберется на сухую землю – никому не известно. Она еле бредет, но не уходит, чертыхаясь, на дно, потому что во внешних условиях ее существования – штиль. Курс доллара к мировым валютам застыл, еле качаются цены на нефть, и давно уже не прыгают вверх-вниз мировые цены на металлы. Цены на пшеницу, правда, неумолимо ползут вниз – но не она королева нашего экспорта. Зато цены на газ – в плюсе в 2016 г.

Российская машинка исправно качает сырье за границу, кто бы и чем бы ни бряцал, физические объемы экспорта не падают, и, значит, полностью в силе привычная нам модель экономики – «обмен сырья на бусы». Валюта добывается, обменивается на хлеб насущный, а ее часть – исправно вывозится за границу, пусть и в 2-кратно меньших размерах.

Два кризиса, кочки роста над болотом

Пока же внутри экономики, под ее нежными покровами, развиваются два собственных кризиса. В промышленном производстве всё вокруг нуля, но зато большие затяжные минусы во всем, что вокруг населения: реальные доходы, розница, «социалка», инвестиции в инфраструктуру «для нас».

И еще один кризис, обещающий годы тумана – инвестиционный. В производстве конструкционных материалов, в строительстве, в инвестициях в реальных ценах – падение на длинной дистанции. При норме инвестиций (Инвестиции /ВВП) в 18 – 20% - такие экономики, как российская, не растут, не живут, а существуют, тихо жалуясь. В Китае норма инвестиций – 45%, а нам, чтобы выйти на 5 – 7% роста, нужно иметь хотя бы 27 – 30%.

Из России вымело весь запас портфельных инвестиций, накопленных с начала 2000-х гг., четверть иностранных ссуд, выданных крупным сырьевым компаниям. Накопленные прямые инвестиции – минус 40% в 2015 – 2016 гг.

Денежные ручейки из-за рубежа продолжают потихоньку испаряться. В инвестициях – пока что болотная, сочная топь, тем более, что процент заоблачный, кредит недоступен («умеренно жесткая кредитно-денежная политика»), рубль опять переоценен, как до кризиса, его курс мешает росту. Кредиты среднему и малому бизнесу в 2014 – 2016 гг. упали на 17%. При двузначной инфляции, в «реальных ценах» - примерно на 35 - 40%. Как расти регионам, как тянуться вверх средним и малым компаниям в этой жиже?

Где сухие кочки в этом болоте? Сырье – с ним пока более-менее в порядке, крупнотоннажная химия, металлы. Экспортерам помогла девальвация рубля. ВПК, аграрный сектор, фармацевтика. Там искусственно нормализованы условия. Много бюджетных денег, низкий процент (за счет процентных субсидий), кнуты и пряники от государства. ТОРы как резервации. Следствие – кусочный рост или кочки роста, по которым прыгать можно, а вот взобраться на гору нельзя.
Но общий пейзаж – серый. Болотная экономика – по меньшей мере, на 3 – 4 года, и почему она станет потом другой – никто не знает, хотя всегда найдутся пейзажисты, изображающие ее как восход солнца над сопками у китайской границы, поражающий воображение. С такой нормой накоплений, с такой «социалкой», с такими убогими финансами – не растут, живут около нуля.
Да, живут, даже, бывает, сыто живут, пока кто-нибудь не ударит по этому сумеречному миру кулаком.

Что растрясет болото?
Да что угодно. И когда угодно. Глобальные финансы – сейсмическая зона и одновременно оружие массового поражения. Нет ничего более неустойчивого, чем погода на мировых рынках. Они цикличны, то шторм, то жара. Российские финансы составляют меньше 1% мировых. Наша экономика – 1,8% глобального ВВП (2015) и полностью зависит от внешних факторов (сырье, технологии, деньги). Болото – это всегда только временное затишье. Рано или поздно к нему придет или пожар, или великая сушь, или же внезапный ветер обломает сучья на всем, что на нем криво растет.

Здесь — пространство неизвестности, потому что любой шок, возникший как бы ниоткуда, может поставить экономику на колени. И все вернется вновь: и крики тонущих, и призывы быть стойкими, и масса глупостей, которые делают экономические власти во время кризиса, усугубляя его размеры. Кто, например, заставлял ЦБР поднимать ключевую ставку до 17% в декабре 2014 г. с немедленным обвалом рубля, вспышкой бегства капиталов и ударом под дых всей экономике?

Другой «черный лебедь»?

Может быть и другой удар, похлеще. Дело ведь даже не в том, что повторяются сюжеты холодной войны, и не в том, что не в первый раз в какой-то локальной войне почти лицом к лицу оказались противоборствующие стороны. А в том, что тормозов гораздо меньше, чем тогда, и непосредственной памяти о войне 1939 – 1945 гг. уже нет, и способы обработки массового сознания гораздо жестче, и сама война укоренилась в тех игрушках, которыми забавляется человечество. И, наконец, представления о слабости противника, о том, что называется гарантированное – или негарантированное взаимное уничтожение - могут быть катастрофическими.

Сегодня это почти физическое ощущение рисков – из тех, что прилипают к коже. Они нарастают, просто накоплением материальных сил и средств, стоящих друг против друга. Всё выше возбуждение образом врага, скалящего зубы. И в общем-то понятно, что лучше бы сдать немного назад - и той, и другой стороне.

Невелика эта честь — однажды проснуться в закрытой стране, пусть она самая великая, в которой началась военная истерия. Экономика в ней будет совсем другая – мобилизационная, налоговая, с нечеловеческим лицом.

Если мы тихо проживём 2017–2020-е годы: что дальше?

Никогда не стоит забывать, что Россия — крупнейшая сырьевая экономика мира (первые места по многим видам сырья (добыча и экспорт) + быстро развивающийся аграрный сектор, ставший экспортером) + 12-е место в мире по номинальному ВВП. По-прежнему удерживаются высокие технологии в секторе вооружений (2-е место в мире по экспорту), в мирном атоме (крупнейший экспортер), в космической промышленности (экспорт в США ракетных двигателей). И так далее. Жизнь сложнее - и интереснее, чем она представляется.

Но все-таки дальше то – что? Внутри каких больших трендов мы находимся? Они полностью заданы исходником по формуле: 
«коллективное поведение» (мы как коллективный человек, наши традиции, ценности, общие особенности поведения во многом определяют то, что с нами происходит. Иногда кажется, что наше общество - столетиями один и тот же «коллективный человек», создающий схожие сюжеты в истории) 
+ модель экономики (огосударствление, олигополии, сверхконцентрация собственности и доходов, неофеодализм, сырьевая модель, зависимость от импорта технологий, оборудования и товаров для населения) 
+ «личность» элиты, как плоть от плоти народной (ее «модель мира», приоритеты, комплексы, интересы, «коллективная психология»).

20 длинных трендов в России, в которых мы живём:

1) упрощение – мышления, решений. Поразительно простые суждения, приводящие профессионалов к жалкому пожиманию плечами, а разумных людей – к судороге сознания. Вроде бы так нельзя, а, оказывается, можно.

2) замыкание – экономики, людей, по мелкому мазку. Этого нельзя, и этого нельзя, а то вроде бы можно, но так, чтобы сделать было нельзя. Обрезание – по ниточке - связей и оборотов с внешним миром, создававшихся годами.

3) либо ты с нами, либо – нет. Капсулирование российской общины за рубежом. Сделать невыгодным даже приезжать домой. Рассечение активов – на «там» и «здесь».

4) консолидация, пакетирование, уплощение – активов, собственности. Их заталкивание сотнями в крупнейших, сверхконцентрация в одних руках. Монополии, олигополии как главная форма существования.

5) вязкая, зыбкая, слабая экономика, подверженная инсультам. Строительство заднего двора для Китая (сырье на оборудование и технологии). Продолжение сырьевой модели, зависимой от всех ветров.

6) милитаризация, гонка. Только кажется, что после волны перевооружения, заканчивающейся в 2020-х гг., настанет черед гражданской экономики. Структурное решение – высокая доля военных расходов и ВПК в экономике – на долгие годы. Переделка вызовет жестокую ломку. До начала 2020-х гг. – стимул, потом - всё больший вычет из народного потребления. Новые стройки века с гигантскими котлованами, как в начале 1980-х гг.

7) искажение реальности, вменение искусственной. Массовая обработка картинками и штампами хорошо поставленным дикторским голосом

8) рост административной экономики – до 75 – 80%. Государственно-монополистический капитализм, с феодальным оттенком, где мелкому бизнесу позволено трудиться на ниве народного потребления. Массовые переделы собственности в каждом поколении, с обращением к арсеналу всех сил и средств государства, висящих на брючном ремне.

9) перерастание страдания в смех. Новое поколение великой российской литературы – от новых Гоголей и Достоевских до прихода мессий Булгакова и Зощенко, с заходом к Гроссману.

10) убывание рынка до мелких и малых внизу. Рыночная свобода в конце пищевой цепочки – только в мелком производстве, там, где пасутся зайцы и антилопы, но не бродят львы и тигры

11) известкование жил, снижение степеней свободы. Чудо надзора, сверхбыстрый рост административного бремени. Количество правил и заборов ставит мировые рекорды.

12) куклы, клоуны и зомби. Маргиналы, иррационализм, дурачество, временами переходящие в идиотизм, может быть, природный, потому что так сыграть нельзя. Они, как вешки, рассыпаны повсюду, и их россыпь становится все гуще

13) рост разрыва в технологиях (не в частностях, не в отдельных успехах, а в целом). Для восстановления технологической базы на своей (собственной!) основе нужна другая политика – роста, а не деления сжимающегося пирога. И другая модель экономики, которая полагается на свободно ищущих, рискующих, творческих людей.

14) вымывание сильных, растворение талантов. Побег в себя или наружу. Привычка затаптывать сильных, жесточайший негативный отбор, ведущийся уже сто лет, не ведет к возрастанию мощи общества и государства.

15) сверхконцентрация в Москве, капсулирование регионов. 60 – 80% денежных ресурсов в московском регионе, каждый десятый, живущий в столичной агломерации, 20% ВВП России, уровень жизни и доход на душу, как в развитой стране, ожидаемая продолжительность жизни на 5 с лишним лет выше, чем в среднем по стране – что-то в этом неправильно. Котел, втягивающий в себя и не выпускающий обратно – при человеческом опустынивании центральной и северо-западной России.

16) снаружи - рост сил и средств, физически соприкасающихся, способных вызвать мировую вспышку. В финансах все знают, что, когда наступает сверхконцентрация рисков, они рано или поздно становятся реальностью.

17) не по-людски, разрыв этики и действительности, двоемыслие. Массовое сознание, пропавшее в толкованиях фактов. Торжество спецпропаганды и методов токарной обработки общественного сознания. Свобода слова в потопе слов. Вербализация общественного сознания: больше государства, больше патернализма, больше орднунга, больше величия, больше золота, мягко облегающего российские тела

18) сверхволатильность. Большое кирпичное тело, то падающее, то пытающееся куда-то взобраться, вечно воспаленное собственным воображением, от которого во все стороны летят куски. Одна из самых волатильных экономик мира, один из самых рискованных финансовых рынков, даже когда они застывают и кажется, что немного подросли

19) ослабление – тупиковая ветвь. Величию здесь не на чем встать. Любой, кто заперся у самого себя, хотя и высовывается время от времени, крича что-то в форточку, будет неизменно ослаблен. Ход в Азию очень ограничен

20) очередной занос. Сто лет нас раскачивало – от большевизма к рыночному фундаментализму, а сегодня неумолимо ставится очередной занос – к неофеодализму, с его баронскими склоками, служивым классом и оглушенным населением.
Пока точки поворота не видно.

И вместе с тем:
1) еще открытая экономика
2) информационно открытая
3) великая экономика
4) много умных
5) осень – золотая и красная (была)
6) масса идей
7) много значительных, любимых, безукоризненных людей
8) молодая кровь – технократы закипают в кастрюле
9) еще много форточек
10) общество сложнее, чем его понимаешь
11) энергия бурлит в крови, растекается по улицам Москвы
12) всё родное
13) каждый лист пахнет так же, как в детстве
14) бывают чудеса
15) бывают повороты
16) бывают циклы
17) бывает эволюция
18) и никогда не убывает надежда

2016-11-01

Автофата-моргана (самоубийственное самозаговаривание)


Важный текст вспомнил Павел Гаврилов:
«Синдром автофата-морганы (самозаговаривания) означает, что производители вымысла сами заражаются вымыслом; это может привести к так называемому полному внутреннему отражению и поглощению в процессе бюроциркуляции, к социошизофрении (одно говорят, в другое верят), а также к еще более сложным патологоинформационным синдромам. В нормальной (усредненной) цивилизации загрязнение информационной среды ложью достигает 10-15%; если оно превышает 70%, появляются так называемые дребезжащие колебания с циклом 12-15 лет, а при загрязнении свыше 80% отфильтровать чистую правду уже невозможно, и начинается коллапс». (с) Станислав Лем

2016-10-31

Судьба России: Светлой памяти Дня народного единства / Московский комсомолец

Судьба России

Светлой памяти Дня народного единства

30 октября 2014 в 18:36, просмотров: 91230
Судьба России

фото: Алексей Меринов
Наши граждане воевали на Украине. Сомнений в этом нет. Можно называть их добровольцами или ещё как-нибудь.
Некоторые наши добровольцы там погибли. Сомнений в этом нет. Большую (надеемся) часть погибших вывезли оттуда в Россию и похоронили, можно сказать, тайно. Во всяком случае, делалось всё, чтобы не было шума.
Тайно уезжать — ладно. Но тайно хоронить?
Добровольцы — значит, заслужили почести.
Родина признаёт добровольцев достойными гражданами. Устами госТВ восхищается ими, и в некотором смысле посылает в бой. А если и не посылает, то одобряет — это уж точно.
…Некий странный тип прибил яйца к брусчатке на Красной площади. Нормальные люди его если и не осуждают, то не одобряют уж точно. Но ведь он прибил свои. А кто-то бестрепетно распоряжается чужими.
Матери и жёны украинцев, погибших на Украине, плачут. Это показывают по нашему ТВ. Матери и жёны граждан России, погибших на Украине, тоже, конечно, плачут. Но это по ТВ не показывают.
То, что я должен сказать
Сто лет назад знаменитый и благополучный эстрадный певец Александр Вертинский сочинил и спел романс, написанный под впечатлением гибели трёхсот московских юнкеров. Романс называется «То, что я должен сказать».
Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть недрожавшей рукой?

Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искаженным лицом

Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их ёлками, замесили их грязью

И пошли по домам — под шумок толковать,

Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.

И никто не додумался просто стать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!

Бесконечные пропасти — на месте. Осторожные зрители — тоже. Беспокойство о продуктах — тоже. А в священника никто не швыряет обручальным кольцом, потому что закапывают без отпевания.
Слушайте песню Александра Вертинского "То, что я должен сказать""
Власть использует наивных мальчиков, и они даже не успевают понять, что их светлые подвиги оборачиваются ступенями, которые ведут в бесконечную кровавую пропасть. Кто б мог подумать, что исполнитель томных романсов так убийственно точно сформулирует правду.
А его слова «в бездарной стране» — ещё хуже. Ведь все понимали, что Вертинский имеет в виду только государственную власть. Ведь это он не о Пушкине, не о Чайковском, не о Волге, не о лесах и степях.
Этот романс сочли выпадом против властей. Автора для объяснений вызвали в ЧеКа (так звали бабушку ФСБ). Рассказывают, будто Вертинский сказал: «Это же просто песня. Вы же не можете запретить мне их жалеть». Чекисты ответили: «Надо будет, и дышать запретим!». Он понял и эмигрировал. Так что теперешние отмены концертов — это ещё по-божески.
* * *
...Допустим, мы застаём некое общество в неустойчивом состоянии.
Условно честных-отважных там поровну с трусливыми врунами. Одни пытаются жалеть погибших, другие (государственники) угрожают задушить. Одни лезут на рожон, режут правду-матку, другие: «молчи, не высовывайся, угождай, льсти».
Кто успешнее делает карьеру?
Кто быстрее размножается: послушный обыватель или строптивый правдоискатель?
Ответ очевиден.
Родители передают детям не только гены, но и взгляды, поведение. Одни — честь, другие — лесть. И постепенно льстецов становится больше, а людей чести — меньше.
Есть ли некий момент, когда количество переходит в качество? Пока Лесть и Честь поровну, они сосуществуют, хотя и враждуют. Ч — публично (Чацкий), Л — тихо, доносами, клеветой (Молчалин).
Чацкому хорошо, если он видит единомышленников. Пусть их всего сто против ста тысяч. Но когда он один… Быть одному страшно и трудно. Не встать, когда все встают при гимне; открыто проголосовать против всех (как единственный депутат «Единой России» голосовал против людоедского закона).
* * *
...Вдруг слом, 1917-й, отмена религии, отмена закона, отмена собственности, уничтожение классов — массовые убийства по социальному признаку.
Сразу к власти пришли безграмотные.
Нам внушали, будто правительство Ленина — самое высокообразованное в истории России; университетские дипломы. Даже если так, то ведь это только в Кремле. А кого они назначали на местах (в провинции)? Кровавая ЧеКа была такой не потому, что туда специально набирали садистов, а потому, что набрали юридически неграмотных — не знающих, слыхом не слыхавших о правах личности и пр. Они спокойно решали дела просто — пытками и пулей в затылок. Топором.
Потом 70 лет террора, тотальной лжи, тотальной пропаганды. Во время войны честные-отважные просились на фронт, трусливые окапывались в тылу.
Кто оставался в живых, размножался, воспитывал детей? И как их воспитывала семья Молчалиных, общество молчалиных?
* * *
Главред «МК» Гусев в эфире «Эха Москвы» сказал:
— Вся сила политиков заключается в том, чтобы обойтись без крови и пытаться достичь самого главного — власти. Да, сейчас это сделать очень трудно. Но я абсолютно уверен, что наше общество придёт к этому. Когда люди моего возраста, когда и дети мои, к сожалению, тоже должны будут уйти из этой жизни — тогда подойдёт поколение людей, которые не будут заколдованы советской идеологией, социалистической идеологией, идеологией диктатуры. Они всё-таки выйдут на открытую, широкую дорогу демократических преобразований, в которых живёт весь мир.
О чём говорит этот опытный человек? О каком времени? Ему сейчас за 60, и лет через 20, 30 (не будем скупиться) это поколение действительно уйдёт. Их детям примерно от 15 до 30. Если продолжительность жизни радикально не изменится, то они уйдут из жизни лет через 70. И вот тогда, значит, подойдёт это самое Поколение Надежды, которое выйдет на открытую широкую дорогу…
Откуда?! Откуда они подойдут? С другой планеты? Эти другие — вот они, уже живут. И ведут себя тише воды, ниже травы. И неужели нынешние чиновники заколдованы советской социалистической идеологией? Посмотрите на них. Вы видите в их глазах какую-нибудь идеологию? Беда в том, что её вообще нет. Никакой.
Студенты — и в Париже, и в Гонконге — самые бунтующие. У нас они — самые равнодушные. И детей своих вырастят такими. Власть может даже не стараться, не тратить усилий; дети всё перенимают сами, впитывают.
«Болотные» протесты на две трети — пенсионеры. На треть — средний возраст. А дети (17—25) — в автобусах с пивом ездят по избирательным участкам, хихикают. Зарабатывают в день выборов три–пять тысяч рублей продажей себя, своего гражданского долга, своих убеждений… Стоп.
Нет. Сказать, что эти юноши и девушки продают свои убеждения, — всё равно что сказать, будто проститутка продаёт невинность. Но она продаёт себя и вагину, а невинности нет. Продавать нечего.
Так и у этих — нет моральных убеждений. Напротив, они уверены, что убеждения — выдумка, обман. «Раз у меня их нет, раз я не знаю, что это такое, — тот, кто мне о них пытается сказать, обманщик».
...Рождаются-то хорошие. А вот моральные не рождаются. Мораль, совесть — не врождённое. Если их не выращивать… Сорняки всё заглушат. Чтобы собирать хлеб, надо непрерывно работать — сеять, жать, пахать. Если нет — сорняки задушат всё: и пшеницу, и помидоры.
Дети недавно хотели быть либо футболистами, либо ментами, либо бандитами. Абитуриенты хотели в бизнес. Сейчас студенты хотят на госслужбу. Этот выбор продиктован честью? Жаждой служить Отечеству?
Нет. Деньги, власть, сладкая жизнь — это всё.
Они уже пришли на госслужбу. Они уже создали (точнее, сгустили до предела) атмосферу, которая глушит случайных Чацких.
Огнетушитель искры божией
По сравнению с прежними веками, даже с двадцатым, — дети растут у телевизора, видят жестокость запредельную, видят бесстыдство как норму. Их психика искалечена уже к шести годам.
Знакомый аргумент:
— Дети не смотрят ТВ! Они теперь в интернете.
— А с какого возраста?
К тому времени, когда дитя пересаживается от телевизора к компьютеру, оно уже изуродовано. Мягко говоря, ему уже привили жестокость, тупость, аморальность.
Гусев говорит: вот умрём, и будут другие. Придут чистые, моральные, умные.
Хорошо бы. Но…
Мы, нынешние, выращиваем этих «будущих». Ко времени нашей смерти дети и внуки уже встроены.
Дети губернаторов — в бизнес, дети генералов — в силовые структуры и в банки; дочь судьи — судья, муж дочери судьи — прокурор, отец мужа дочери судьи — начальник местной милиции. И так по всей России.
Бог даром, что ли, уничтожил Содом? Он же понимал, что если оставить грудных — они не способны выжить. А если оставить 10-летних, то они уже всему обучены. Мораль — не врождённое!
* * *
Германия была под Гитлером всего 12 лет. После катастрофического поражения, безоговорочной капитуляции, ограбленная (победители вывозили не только часы, картины и т.п., вывозили заводы вместе с инженерами)… После всего этого Германия пошла круто вверх. Сейчас она самая развитая и богатая в Европе. Но там, после безоговорочной капитуляции, провели денацификацию (типа люстрацию). И не сами немцы отстранили от власти членов нацистской партии. Денацификацию им провели оккупанты: наши союзники по антигитлеровской коалиции. Западных немцев вернула в норму внешняя сила.
Потерпевший крушение поезд сам на рельсы не возвращается.
А ГДР (советская Германия) ещё 40 лет была коммунистической. И как же трудно было западным немцам ассимилировать восточных братьев, когда СССР отпустил их на свободу. Экономика ФРГ чуть не надорвалась, когда в Западную Германию влилась Восточная — родные люди, с тем же языком, с той же историей… С нашей точки зрения, восточные немцы умели работать превосходно. С точки зрения западных немцев, они не умели работать. А всего-то 40 лет.
А мы — с 1917-го. Прошло почти сто лет, уже нет тех, кто мог бы вырастить, передать… Старики? Их мало. Моральные? Их очень мало. А главное — их не слушают, они дураки, не знают апгрейда, не умеют чекиниться, сёрфить — идиоты.
* * *
Война на Украине? Что ж, не первый раз. Помните, Пушкин:
Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою.

Неужели с поляками воевать можно, а с западными украинцами нельзя?
...Страны и народы мирятся. Если уж — после двух мировых войн! — Франция обнимается с Германией… Если уж последние 25 лет лучшим нашим другом была Германия…
Всё наладится, если править будет мудрость, а не жадность, наглость, подлость. И главная беда — не внешняя: не санкции, «холодная война» и т.п.
Люди вроде бы обеспокоены происходящим в стране. Но спросишь «что волнует?» — ответ: цены, курс рубля, «слияние» школ и больниц, беспомощное правительство. Но всё — на уровне быта, на уровне денег.
В телевизоре (который круглосуточно воспитывает детей) спектакль/фильм/беседа прерывается так грубо, как и вообразить нельзя. Рекламная пауза! Это несколько минут.
Что происходит со зрителем, когда врывается реклама? Фрустрация, удар по нервам. Кто-то матерится, кто-то привык. А проходит ли всё это даром?
Презрение к душе, к человеку — вот что воспитывается. Значит, можно перебивать даже гения. Значит, реклама любой мочалки-прокладки-жвачки важнее, чем Шекспир. Деньги важнее души — какой ещё может сделать вывод человечек, растущий под голубым солнцем ящика?
И полное неуважение к людям, которых в самой важной волнующей дискуссии даже о судьбах России — в любой момент! наплевав на высокие мысли, горящие глаза — рекламная пауза!
Человечество, презирающее всё человеческое, уже выращено.
У Чехова в «Трёх сёстрах» полковник Вершинин (который совсем не похож на главного редактора) несколько раз говорит о том, что «через 200–300 лет жизнь на земле будет прекрасной, изумительной». Мол, после нас придут другие, хорошие; а высокообразованные, знающие три-четыре языка (как три сестры), станут большинством.
Ему и в голову не приходило, что высокообразованные будут сотнями тысяч уезжать из России.
Те, которые остались, выращивают детей. И об этом в «Трёх сёстрах» говорит другой персонаж, брат этих сестёр. Он мечтал стать профессором, а стал мелким чиновником в муниципалитете.
АНДРЕЙ. Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны... Город наш существует уже двести лет, в нём сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других, ни одного подвижника ни в прошлом, ни в настоящем, ни одного учёного, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал бы зависть или страстное желание подражать ему. Только едят, пьют, спят, потом умирают... родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством, и жёны обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не слышат, и неотразимо пошлое влияние гнетёт детей, и искра божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери...
Ну и кто прав? Полковник, обещающий светлое будущее, или несостоявшийся профессор?
И сто, и двести лет назад колонисты бежали от развращённого общества на другие континенты. Надеялись там создать счастливое государство, город солнца. Монахи бежали в пустыню, в скит.
…Теперь в каждой квартире стоят два огнетушителя искры божией. Не стоят, работают круглосуточно. Обучившись перед телевизором, провалившись в компьютерные игры, человечки приходят в жизнь абсолютно без всякой идеологии. Без идей. Рассчитывать, что такие человечки изменят жизнь к лучшему, трудно. Поезд, рухнувший в пропасть, сам не вернётся не рельсы.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения