Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2023-03-09

О роли пропаганды / Дмитрий Лучихин

О роли пропаганды

Дмитрий Лучихин

Из FB

Я конечно не раз уже высказывал ту мысль, что никакая пропаганда не превращает хороших людей в подонков. Никакая ложь не способна обмануть, если нет желания обмануться. 

Ключ к последнему утверждению сформулировал ещё Толкин: "нетрудно придумать зелёное солнце, трудно придумать мир в котором оно было бы естественным". Так и с ложью. Трудно солгать так, чтобы учесть всё нюансы психологической достоверности. И если ложь не ложится " бальзамом на душу", любой человек очень хорошо чувствует, что что-то здесь не так. Даже если не может самостоятельно сформулировать что именно. 

Помимо изрядно поистершейся темы о роли телевизора в грехопадении, возникла ещё тема отравления пропагандой молодого поколения. Не то что бы я всерьёз теперь рассчитывал на то, что "они другие", но роль пропаганды в этом ничтожна. Если вообще есть. 

И для начала, давайте попробуем понять почему.
Действия любого человека, включая сюда активную позицию, мнения и оценки событий - полностью и исключительно определяются его мотивациями. Попросту - желаниями. Но поскольку не всё мотивы корректно описываются понятием желание, добавим сюда намерения, интересы, устремления. 

То есть вообще ни разу не возможностями, не предложениями или "убедительными аргументами". Нет, понятно что из возможного и невозможного человек выбирает первое. Но при равном наличии заинтересованности. Иначе говоря, если человек не хочет есть, возможность съесть один продукт и невозможность другой - не имеет уже никакого значения. Если человек больше всего хочет провести вечер дома, то возможность пойти в цирк и невозможность в кино, для него равно параллельны. 

Информация, одним из видов которой и является пропаганда, бессодержательна, просто по принципу организации слова, речи, языка. Она лишь указатель на содержания сознания. Указатель сложный, тонкий, точно настраиваемый в выдающихся образцах речи - но всё таки всего лишь указатель. И если в сознании нет содержаний, на которые старательно указывает слово - они из слова, из сочетания букв и звуков в сознании не появятся. Человека может заинтересовать лишь то, в чем он распознаёт уже нечто интересное для себя. 

Небольшое отступление для адептов первородства слова и речи:

Звуковая и знаковая структура языка, безусловно содержит в себе базовый опыт реальности. Очевидно и то, что вся реальность, потенциально содержится в любой её точке. И да, в звуковой формуле слова содержится всё бесконечно возможное множество его потенциальных содержаний. Но вот выбор того значения, которое зафиксировано в данном культурном контексте - в звучании не содержится. И угадать, раскрыть нужное в творческом акте прочтения слова, не более вероятно чем прочитать осмысленный текст в случайно рассыпанном шрифте. Без раскодирующего ключа организованного сознания слово лишь звук. Шум ветра или мычание. 

Так вот любая информация, и пропаганда не исключение, лишь предлагает мыслимую форму для выражения уже существующих в сознании мотивов. Опознаётся в соответствии с потенциальным запросом как примеряемый элемент пазла. Как – да, это оно, подходит.

И трезво оценивается как чушь и ложь, в крайнем случае как какая-то хрень - если запроса на неё в сознании нет. 

Есть у официальной пропаганды ещё одна роль. Связанная не с её информационной субстанциональностью, а со статусом официальной. Этот статус, безусловно, имеет большое значение для создания идейного единства и массовой одержимости. Но он уже ложится или не ложится на наличный психологический запрос общества, которому пропаганда в своей информационной ипостаси уже придала сформулированность и мыслимость. 

Она важна для организации общества, для поляризации его коллективного сознания в одном "ударном" направлении. Но она не порождает саму готовность общества к "поляризации" в пропагандируемом направлении.

Чем на самом деле определяется мотивационный спектр массового сознания, мне пока ещё интересно самому. 

Но за пропаганду, будь то по телевизору или в школе, переживать точно не стоит. От неё адекватность её реципиентов никак не зависит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения