Мифы школы и домашнее научение
Бронислав Зельцерман
https://www.facebook.com/bronislav.zeltserman/posts/pfbid0c59jj43QuE3xw9m5A7DmVxnZp9rfw8sndCeEAeypSwT4iCMSDMCSZG3a7H1que5el
Ещё одна кража у Yulia Turchaninova
#школа -4
#социализация
Ну всё, отступать некуда, так что сегодня о самом больном...
- А как же социализация?! - слышат родители-хоумскулеры со всех сторон...
Как
будто только и именно эти 10-11-12-14 лет, проведенных в затылок друг
другу, и обеспечивают единственный механизм вхождения вашего ребенка в
социум...
Давайте я опять попробую по пунктам
Современная школа по
своему устройству институт глубоко асоциальный, т.е. противоречащий
состоянию и ожиданиям общества, рынка труда и родителей во многих разных
отношениях:
1. Нигде и никогда больше человеку не придется
заниматься самыми разными делами с одной и той же, не им выбранной и
подобранной группой ровесников;
2. Нигде и никогда больше (ну, кроме
армии и тюрьмы, конечно) ему не придется жить по звонку, являться на
переклички и просить разрешения перекусить или воспользоваться туалетом;
3.
Нигде и никогда больше режим его жизни не будет определяться только и
именно учреждением, в которое он вынужден ходить не по своей воле;
4.
Нигде и никогда больше у него не будет одновременно и параллельно до
десятка начальников, требования которых подлежат неукоснительному
исполнению;
5. Никогда больше он не будет настолько полно лишен
свободы выбора рода и продолжительности своих занятий, способов
организации своей деятельности и своего времени, товарищей по работе и
пр.
6. Нигде и никогда больше не будут так высоко цениться в нем конформизм, послушание, исполнительность и безынициативность.
7.
Нигде и никогда больше он не будет абсолютно лишен возможности
уклониться от общения с людьми, которые ему не симпатичны или даже
отвратительны.
И снова скажу: не надо мне напоминать, что где-то
иногда кое-что из этого печального списка бывает по-другому. Я знаю.
Знаю и то, что кроме общей казенной структуры школьных учреждений, в
каждой конкретной школе - своя атмосфера и свой "hidden curriculum",
которые определяются ее традициями и всеми взрослыми, работающими там в
то время, которое застают там наши дети. Важно, однако, что просто смена
директора или уход/приход какого-нибудь нового учителя, могут очень
быстро вывернуть эту атмосферу наизнанку.
В обсуждениях и спорах по
поводу социализации особенно важно помнить, что не декларируемые, а
повседневные бытовые интересы государственной системы образования
состоят в обеспечении сохранности и безопасности детей, что достигается
известными средствами: дисциплина, постоянный учет и пересчет, тотальный
контроль, пропуск в туалет, к медсестре или завучу, хождение строем,
выборочные обыски на оружие и наркотики...
Готовность всех наших
детей в возрасте от 5 до 18 лет жить по этим правилам и приобретаемые
при этом привычки и навыки мало у кого из них преобразуется потом в
инициативность и предприимчивость, умение ладить с людьми и сотрудничать
с ними, вообще жить осмысленно.
Так что школа, скажу я вам, в
современном мире далеко не единственный и далеко не лучший путь и способ
социализации. Как без нее обойтись - другой вопрос и тема для другого
разговора.
Так что же отвечают хоумскулеры на сакраментальное "А как же социализация?!" Лучший ответ, какой мне довелось услышать:
Вы знаете, мы с мужем много думали об этом, много читали и обсуждали и решили не социализироваться!
Комментариев нет:
Отправить комментарий