Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-10-31

Обоснование внедрения курса «Основы критического мышления: наука и жизнь»

Пробую продвинуть курс критического мышления у себя в университете, публикую краткую пояснительную записку.

Критическое мышление (critical thinking) — термин, закрепившийся в англоязычной научной литературе за комплексом знаний и умений, которые были выделены в качестве содержания и характеристик максимально обученного и квалифицированного мышления, основанного на накопленном теоретическом и практическом опыте науки, на разработках логических и когнитивных дисциплин. Синонимами определения «критическое» в данном случае могут выступать прилагательные «умелое», «научное», «профессиональное» (не в смысле специализации, а в смысле противопоставления «любительскому», «дилетантскому»), «высококачественное», «высокотехнологичное», «мышление высшего порядка» (higher order thinking) и т. п.

Определение «критическое» стало основным и специфицирующим потому, что принцип и умение критики были выделены в качестве оселка (критически важных свойств) умелого и научного мышления в рамках философии критического рационализма (К. Поппер). Критика как выявление и устранение ошибок (error elimination) представлена также важнейшим инструментом эволюции живого в концепции эволюционной эпистемологии. Это представление переносится и на науку, и на социум, и умело организованная критика (критическое мышление) предполагается как решающее средство эффективного решения проблем и развития общества и всех его структур и элементов.

Критическое мышление как определённая область исследований и разработок и как учебная дисциплина развивается в США и ряде других стран уже четвёртое десятилетие и достигло очень высокого уровня методологического и технолого-методического обеспечения, а также удостоилось широкого признания в системе высшего образования, в бизнесе и менеджменте. Ведущие американские университеты в ежегодные отчёты о результатах своей деятельности обязательно включают результаты тестирования студентов всех специальностей на развитие навыков критического мышления. Существуют крупные ассессмент -центры по критическому мышлению, обслуживающие и образование, и бизнес. В 2010 году состоялась уже 30-я ежегодная международная конференция по критическому мышлению и реформированию образования в Беркли (США), организуемая Фондом критического мышления (Foundation for Critical Thinking, http://www.criticalthinking.org/).

Критическое мышление, помимо своего основного варианта, который условно можно обозначить как «университетский» или «академический», было переработано школьными педагогами США в методику, получившую название «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Эта методика продвигалась в РФ в 90-х и начале 2000-х годов Фондом Сороса и в определенной мере закрепилась в системе среднего образования, а в последние годы даже внедряется как новация в российские вузы.

Если «университетское» критическое мышление действительно является инновационным и чрезвычайно ценным интеллектуальным продуктом уровня high-tech и более чем заслуживает заимствования и развития в России, то технология РКМЧП способна в значительной степени дезориентировать как преподавателей, так и учащихся, особенно в высшей школе, и может стать барьером для внедрения высококачественного и высокотехнологичного продукта как в систему образования, так и в управленческую культуру и бизнес.

Данная технология (дисциплина) идеально подходит в качестве обязательного базового курса для научного семинара как на ступени бакалавриата, так и в магистратуре, поскольку включает в себя все необходимые средства и методы для формирования и развития научного мышления, разработки и исследования гипотез, создания проектов экспериментов и любых научно-исследовательских и научно-учебных проектов, а также анализа их результатов и формулирования выводов. Тестирование навыков критического мышления позволит предметно и объективно фиксировать реальный уровень продуктивности и успешности обучения студентов и магистрантов по важнейшим когнитивным и логическим показателям и получать конкретные данные для совершенствования учебного процесса по дисциплинам любого профиля.

К курсу критического мышления тесно примыкает курс «Визуально-картографические методы в учебной, научной и проектной работе», уже ставший в 2009 г. победителем конкурса Фонда образовательных инноваций ГУ-ВШЭ. Этот курс включает в себя методы, позволяющие визуализировать процессы и структуры мышления высшего порядка и сравнивать их с процессами и структурами некачественного мышления, и является фактически составной частью курса критического мышления.

В силу объёма и многоаспектности знаний и умений и сложности выработки устойчивых навыков высшего порядка, составляющих содержание критического мышления, соответствующий учебный курс должен быть представлен и на ступени бакалавриата, и в магистерских программах. Представляемый проект рассчитан на уровень бакалавриата.