Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-05-05

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса (часть 2)

Сделать себя и жизнь вокруг немного лучше - идея вроде хорошая. Одна большая проблема с этими определениями "хорошая" и "лучше" - в какой системе координат, от каких исходных реперных точек будем считать, "что такое хорошо и что такое плохо", а что - уже получше.

Эта проблема имеет ещё одну важную сторону - люди зачастую не владеют своей опорной системой координат в том смысле, что они её не подвергали сомнению, не проверяли на ошибки, логику, подкреплённость, реалистичность, рациональность и т.д., не сравнивали с другими существующими системами, не выстраивали её осознанно (рефлексивно) с фундамента. Большинство на самом деле просто не знает почти ничего о своём собственном мировоззрении, кроме его поверхностных вторичных "половых" признаках и уж тем более не пытались в нём серьёзно разобраться и сделать хоть немного разумнее и мудрее (тут снова возвращаемся к выбору исходных координат и направления движения).

Что люди берут за абсолютную истину и сверхценность своё случайно и фиг знает из чего склёпанное мировоззрение и вытекающие из него ценности - это только полбеды. Полная беда складывается при наличии её второй половины - никому неинтересно, что и как получилось или не получилось у всех тех, кто в предыдущих поколениях придерживался такого же или схожего мировоззрения, т.е. когда игнорируется миллионы раз вопроизведённый опыт, причём неважно, был он положительным или отрицательным (история, как известно, учит только одному - что она ничему не учит, точнее, у неё никто - ну, почти никто, - ничему не учится).

Представьте себе такую ситуацию - кто-то решает создать суперсверхзвуковой супернадёжный суперсамолёт, но при этом решает, что случайно скопившихся у него за сколько-то лет жизни знаний и умений вполне достаточно, книжек читать не надо, у специалистов учиться и консультироваться не надо, экспериментов со всеми предосторожностями по обеспечению безопасности тоже не надо проводить, не надо изучать накопленный опыт и использовать проверенные наработки, а надо так - сляпать по "гениальной интуиции" и сразу полететь на том, что получится. Куда такой больной улетит?

А чтобы не уподобляться такому больному каждый раз при попытках решать сложные проблемы, кажется разумным как можно раньше и как можно тщательнее навести порядок в своём мировоззрении, чтобы оно как можно меньше мешало и как можно больше помогало в достижении наилучших возможных результатов и в делах житейских, и в делах профессиональных. Позволю себе перефразировать Александра Исаевича Солженицына и предположить, что вопрос "Как нам обустроить своё мировоззрение" более фундаментален и первичен по отношению к задаче "Как нам обустроить Россию (и далее по списку)".

Дистанционный курс "Умелое мышление и социальная грамотность - 01" именно и нацелен на конкретную и практичную базовую приборку в своём мировоззренческом хламильнике. Ваше любимое мировоззрение никто отнимать не будет и новое насильно внушать не собирается, но будет предоставлена возможность с ним поработать, прочистить от пыли и посмотреть, не нуждается ли оно в какой-то перестройке и ремонте.