Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-01-27

Немыслимое - это мы, я, ты... и наше немыслящее образование

Мы любим называть себя мыслящими и разумными существами, даже в биологической классификации нагло и льстиво присвоили себе звание «разумного» вида. А помыслили ли мы прежде как следует о том, насколько на самом деле умело и хорошо мы мыслим и насколько часто мы вообще способны производить в своём сознании операции, хоть сколько-нибудь напоминающие действительно разумное мышление?

Да, мы все мыслители — но какие именно? Насколько обученные именно квалифицированно и продуктивно мыслить, а не перетасовывать и пережёвывать свои иллюзии и предрассудки в бессмысленной мешанине примитивных и бесплодных рассуждательств?

Развитое мышление как внимательный и многосторонний анализ, как цепь логичных и обоснованных умозаключений, как умение формулировать любые типы вопросов, как сложные навыки критики и дискуссии, выработки решений непростых проблем, выстраивания и управления проектами — это серьёзнейшее ремесло и самый важный и необходимый инструмент, отличающий как хорошего профессионала от посредственного исполнителя в любом виде деятельности, так и зрелую взрослую личность от пожизненно инфантильного индивида.

При рождении мы получаем лишь некоторый набор когнитивных (познавательно-мыслительных) возможностей, в процессе социализации — случайный набор знаний, схем и привычек, а в сложившейся системе образования — отвращение к интеллектуальной работе и кучу неадекватных реальности стереотипов и мифов. Представьте себе человека, которому случайно достаётся случайный же набор деталей от компьютера, микроскопа, телескопа, химической лаборатории, чертёжные приборы и т.п., и которому дают случайный же перечень отрывочных знаний и фактов о некоторых предметах, но не дают никакого инструментария, помогающего самостоятельно и действительно разумно всё это рассортировать и приспособить к нужному делу. Что у него получится при любых попытках смастерить из этой смеси бардака в голове и кучи хлама хоть что-нибудь полезное? Правильно, СССР и АВТОВАЗ: в первом случае миллионы бессмысленно загубленных людей, во втором — миллионы бессмысленно произведённых бракованных машин.

Вы мне можете возразить, что на каждый специфический набор деталек есть узкие специалисты, которые и должны с ними разбираться. Правильно вроде: зачем Митрофанушке знать географию, если есть извозчики (таксисты, лётчики). Речь, однако, идёт не об узких знаниях, а об универсально необходимых  базовых умениях, которых никак нельзя обойти или проигнорировать без чрезвычайно существенных потерь для любого дела/результата. Если вас не волнует правильная сборка компьютера, то почти каждый человек пытается или мечтает "правильно собрать" личную жизнь, карьеру, отношения с окружающими,  и т.д.

Но для сколько-нибудь удовлетворительной и положительно результативной "сборки/разборки" любого элемента своей повседневной жизни рано или поздно каждому из нас начинают требоваться вполне определённые мыслительные операции и умения, при отсутствии которых гарантирован постоянный НЕУСПЕХ. Это касается даже, на первый взгляд, не самых сложных вещей, вроде обсуждения какой-нибудь проблемы с родственниками или нахождения общего языка с партнёром, с которым хотите связать свою жизнь, особенно если отсутствие нужных мыслительных навыков обоюдно. При переходе к решению задач посложнее роль мыслительных умений высокого уровня растёт, можно сказать, в геометрической прогрессии.

В чём же проблема? Понадобилась в своё время всеобщая счётно-читательная грамотность — создали обязательное среднее образование и решили задачу (только не забудьте посмотреть исторические справочники — сколько десятилетий на это пришлось потратить и какие препятствия преодолеть). Давайте определим теперь параметры мыслительной грамотности и переналадим образование под её внедрение.

Да, в общем виде выход из тупика формулируется просто. На бумаге всегда гладко, а в реале - овраг за оврагом. Первый же и очень глубокий "овраг" — проблема отсутствия мыслительной грамотности (я называю её "новой безграмотностью", хотя она и стара как мир) пока практически никак и никем не признана важнейшей социальной проблемой, каковой она объективно является (точнее, кое-где кое-кем и кое-как признана, но это признание — удел пока весьма узкого и маловлиятельного круга людей). В силу этого обстоятельства нет особого смысла описывать другие "овраги" сразу здесь — я к ним вернусь при описании сложностей индивидуального пути обучения критическому (умелому) мышлению.

Обучение действительно умелому мышлению индивидуально или в составе малой группы — вот пока удел первопроходцев КМ в России. Пока такое обучение не будет организовано массово и в обязательном порядке, все проекты по развитию демократии, "модернизации" и прокладке прочих "светлых путей" в будущее будут неизбежно делаться не через голову, а через противоположное место, поскольку в головах отсутствует необходимая инфраструктура...

1 комментарий:

  1. Как писал выдающийся русский филосоa К.Прутков, "отыщи всему начало - и ты многое поймешь". IMXO, многие проблемы связаны с тем, что под ОБРАЗОВАНИЕМ "по умолчанию" понимается ОБУЧЕНИЕ - что не есть одно и то же. Даже среди хорошо обученных людей образованных не так уж много. и чем дальше - тем меньше. А термин "Высшее (!) образование" меня всегда смущал.Хотя бы потому, что даже уровень обученности выпускника ВУЗа- далеко не всегда действительно"на высшем уровне"...

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения