Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2012-02-15

Формат работы в программе КОРНИ

См. также:
Формат для Корней продумываю, полагаю назвать это «проактивные мастерские», будет обязательно и сетевая площадка. Точно не тренинги и не семинары, участники должны будут формулировать свои проблемы и проекты и затем работать над ними с помощью осваиваемых методов и инструментов. Своего рода экспериментально-конструкторский цех по производству индивидуальных заказов — инженерия так инженерия, всё по-настоящему. Развлекалки, отвлекалки и расслаблялки тоже будут.
Примерно так это себе представляю:
  1. Философия формы работы в проекте: «В любом проекте по решению любой проблемы, как и в любой капле, действительно отражается весь мир. Во всяком случае, та его часть, которую мы можем увидеть и с которой можно конструктивно и результативно поработать. Основное — проблема, всё остальное подвёрстывается и выстраивается вокруг неё и её решения. Ни шагу без конкретной привязки и практического применения».
  2. Хотя бы один участник проактивной мастерской должен сразу предложить конкретную проблему или задачу, над которой он хочет поработать в технологии КОРНИ (формулирует заказ мастерской) (возможен микро- или общегрупповой проект).
  3. Остальные участники должны выбрать себе технологические функции в процессе НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) по решению данной проблемы (задачи).
  4. Обязательная функция — фиксация происходящего для отработки технологии, закрепления наилучших практик и создания базы ошибок.
  5. Ставим вопросы, формируем набор концептов (деталей и блоков для сборки).
  6. Делаем чертежи исходного состояния проблемы (онтография с наложенной кейсографией).
  7. Начинаем искать ошибки в восприятии и формулировании проблемы, критически важные и самые узкие места в проблеме.
  8. Выявляем и ликвидируем актуальные для текущего проекта пробелы в знаниях.
  9. Выявляем и ликвидируем актуальные для текущего проекта пробелы в умениях.
  10. Делаем чертежи (картографию) вариантов решения проблемы.
  11. Подбираем аналогии, метафоры и картинки для включения в карты и в проект.
  12. Выбираем один из вариантов решения для реализации (испытательный стенд).
  13. Определяем ресурсы и дефициты решателя (решателей) проблемы для выбранного варианта.
  14. Обсуждаем отчёт наблюдателя (наблюдателей) по работе мастерской, утверждаем удачные наработки, наилучшие практики и выявленные ошибки как ведения самой мастерской, так и работы над проектами и их реализаций.
  15. Оформляем результаты очной мастерской, делаем их доступными для публики и для дальнейшей работы в сетевой мастерской.
  16. Планируются игры для разминки и заминки, упражнения для зарядки и разрядки, художественно-творческие перерывы, арт-подготовка и арт-оркестровка.
Короче, друзья, это серьёзная работа по созданию объективно осязаемого изделия, продукта для прямого применения в жизни. Не учить жить, а сразу делать полезные вещи и инструменты для жизни. На этом и для этого попутно научаясь. А сделать это весело, с шутками и прибаутками, со всякими художественными финтифлюшками никто нам не мешает.
Само собой разумеется, что этот набросок — тоже экспериментальный проект, эскиз, требующий обкатки и доработки по этой же схеме. Начнём испытания?

КОРНИ умелой жизни: образно-экспрессивная аннотация

См. также:
Мир нашей жизни всё более усложняется и всё быстрее изменяется. Мы уже 24 часа в сутки погружены в громадные потоки разнообразного воздействия, в котором смешаны правда и ложь, факты и фейки, честность и манипуляции, подлинники и подделки. Некому верить, не на что опереться. Нет непоколебимых авторитетов, нет однозначных образцов поведения и мировоззрения, нет брака до гроба, нет профессии и места работы от юности до пенсии. Количество мошенников, проходимцев, самозванцев, полу- или четверть-профессионалов и просто недоучек столь велико, что найти классного специалиста труднее, чем жемчужину в навозе или иголку в стоге сена. Источники информации выдают 146% пропаганды, подтасовок и постановочных как бы документов, образование нацелено на сдачу бессмысленных тестов, менеджмент и качество работы госструктур напоминают дурдом...
И при этом:
Где-то работают лаборатории, исследовательские центры и конструкторские бюро, которые делают потрясающие научные открытия и создают буквально сверхфантастические электронные гаджеты и средства коммуникации. Люди собираются полететь на Марс и поселиться на Луне, навигатор или передатчик GPS скоро будет на каждой подмётке домашних тапочек и на шее каждой бездомной кошки, а 3D видео можно будет смотреть с помощью бачка унитаза, не теряя времени в туалете на просматривание рекламного мусора (не спама!) из почтового (обычного) ящика, который скоро сдадут в музей за ненадобностью...
Что не сходится в этих двух картинках? ВСЁ! Радостно за вещи, обидно за людей...
НО: для желающих обрести разумную, проверенную и эффективную систему ориентации в жизни, обучиться ключевым — и КОРНИвым — знаниям и умениям, благодаря которым возникла вторая из описанных выше картинок и благодаря которым можно существенно поправить первую картинку,
ЕСТЬ ВЫХОД:
Учиться критически решающим и необходимым знаниям и строить самостоятельно в жизни то, что хочется в ней иметь, с помощью программы КОРНИ.

2012-02-14

КОРНИ умелой жизни: основные идеи программы

Попытка объяснительной аннотации к программе КОРНИ

 См. также:
 Существуют важнейшие, ценнейшие знания и умения, которые имеют критическое (ключевое, корневое) значение для глубокого понимания и высокоэффективного решения любых проблем и задач, с которыми мы сталкиваемся в личной жизни и в работе. Существует также текущая культурно-историческая ситуация, при которой ни среднее школьное образование, ни вузовское профессиональное образование либо практически совсем не дают этих знаний и умений, либо дают их в крайне неудовлетворительном виде, качестве и объёме. В результате мы имеем ту личную и социальную жизнь, которая без этих знаний и умений принципиально не может быть лучше той, что мы фактически имеем.

И речь идёт не о знаниях и умениях, которые нужны и доступны только представителям каких-то избранных профессий и должностей, обязанных обеспечить вам улучшенные личную жизнь, качество работы и социальную среду так же, как обеспечивают в гостиничном сервисе повышение качества услуг в обмен на денежные знаки. Если вы рассматриваете свою жизнь и общество как турист рассматривает предложения турфирм по принципу «кто-то другой должен сделать мне всё хорошо, комфортно и красиво, и чтобы я не заморачивался», то эта программа не для вас.

Речь идёт о знаниях и умениях, позволяющих, если использовать аналогию из строительства, любому человеку осознанно выстроить своё мировоззрение, мышление, стратегии и тактики жизненного поведения с «нулевого цикла», которому к тому же заданы осознанные и проверенные реперные (опорные) точки координат. Это универсальные знания и умения, выработанные наукой и инженерией в процессе изучения и преобразования неодушевлённого мира, но фундаментально определяющие эффективность любых направлений активности человека. И это важнейшие научные и технологические знания о самом человеке и обществе, без которых в современной жизни мы неизбежно ведём себя самым глупым и тупиковым образом. Из этого тупика и выводит программа «КОРНИ: по-настоящему умелая жизнь».

Существенным плюсом к указанным знаниям и умениям являются разного рода инструменты, техники и технологии, в которых эти корневые знания и умения уже воплощены и которые чрезвычайно облегчают их освоение и применение и усиливают эффективность их использования. Это и технологии сократова выспрашивания, и стратегии критического мышления, и техники рационально-эмоционально-поведенческого регулирования психологических проблем и состояний, и продвинутые инструменты майндмэппинга (концепт-картирования, онтографии). Последние позволяют сделать наглядной и понятной модель любого знания и любой деятельности, спланировать и осуществить любой проект, любые задачи.

2012-02-11

Онтография: даже крысы вооружены и умеют пользоваться когнитивными картами

Даже крысы вооружены и умеют пользоваться когнитивными картами, т.е. способны к онтографии в виде некоего когнитивного механизма. Это я хочу напомнить своим читателям, что ещё в 1948 г. бихевиорист Эдвард Толмен опубликовал статью «Когнитивные карты у крыс и человека» с результатами опытов по ориентации крыс в лабиринтах:
«Эксперименты, о которых я сообщаю в докладе, особенно важны для укрепления теоретической позиции, которую я предлагаю. Эта позиция основывается на двух допущениях:
1) научение состоит не в образовании связей типа «стимул — реакция», а в образовании в нервной системе установок, которые действуют подобно когнитивным картам;
2) такие когнитивные карты можно охарактеризовать как варьирующие между узкими и более широкими».
Существенное преимущество человека перед крысой состоит как раз в том, что эти когнитивные карты он может визуализировать и затем очень эффективно использовать для множества целей и задач. Все на создание онтографических карт, только они выведут нас, наконец, из тех лабиринтов и тупиков, которые мы понастроили из хаоса линейных текстов!

См. Онтодизайн: начальный вариант описания.

2012-02-09

20 главных принципов решения проблем

Некто Peter Gluck опубликовал в своём блоге список из 20 правил (принципов) решения проблем (на английском языке) и обратился с просьбой перевести его на все существующие языки. Список как минимум любопытный, появилось уже несколько переводов. Перевод на русский здесь, а тут текст на языке оригинала:
Problem solving — a quasi-desperate appeal
My Dear Friends from Everywhere,
Faster than everything else, troubles and problems are globalizing inexorably. The calendar shows we live in the 21st Century, the level of thinking and the memes of ethics are much more characteristic for the 12th Century. Add to this the permanence and remanence of the Crisis.
Humanity’s capacity to generate wicked problems is increasing day by day, while our capacity to work out efficient, total, true solutions is degrading — we are both the cause and the victims of an epidemics of probletence.
To change this tragic situation, I am offering you a set of problems solving rules, here in their final complete form. They are infallible, inerrant and universal, easy to apply and can be improved by creative and pragmatic people. When they will be taught in the schools and at honest motivational courses, many stubborn problems will just melt away. Life will be better.
A problem that even these Rules  cannot solve easily, is that the Rules are not known. In part these is a Babel type problem, here you will find the Rules in English and in Romanian — but they have to be known by the speakers of all languages because problems are in all continents, countries cultures.
I AM ASKING MY e-FRIENDS WHO ARE NATIVE SPEAKERS OF ANY AND ALL LANGUAGES  ON THE EARTH TO TRANSLATE THESE RULES and send them to my Blog or to my address — peter.gluck@gmail.com
I will publish the text, with credit for their work and generous help.
All I want is to save Mankind from itself and from all the other non-anthropo-generated problems.
A big thank you!
Peter
PROBLEM SOLVING RULES –INTERNATIONAL
by Peter Gluck
ENGLISH
Motto:
“I think, I exist. I decide I live. I solve problems, I live with a purpose.”
1. There are NO isolated problems, they always come in dynamic bunches
2. There are NO final solutions for the really great problems, these have to  be solved again and again.
3. NOT solving the problem, but defining it is the critical step .
4. NOT the unknown data, but those known and untrue  are the greatest obstacle to the solution.
5. .NOT what we know, but what we don’t know is more important for solving the problem.
6. NOT the main desired positive effect, but those secondary negative and/or undesired effects decide in most cases if a solution is implemented.
7. NOT all problems have a complete, genuine solution.
8 .NOT the solutions that seem perfect from the start, but those which are very perfectible are the best in many cases.
9. NOT the bright, shiny, spectacular solutions but those elaborated, worked out with difficulty and effort and patience are more valuable and have a larger area of applicability.
10.NOT the solutions that are logical and perfectly rational, but those that are adequate for the feelings of the potential users, even if they are illogical, have the greatest chances of fast implementation.
11. NOT the quality of the solution but the speed of its implementation is the decisive factor in many cases. It can be better to have a partial solution applied fast than a slower almost perfect solution.
12. NOT always long hours of hard work and great efforts, but (sometimes) relaxation and fun is the best way to obtain solutions for (awfully) difficult problems.
13. NOT our own problems, but the problems of other people are usually more boldly and creatively solved by us.
14 NOT the solutions worked out by us, but those borrowed. bought or stolen from others are more easily accepted and implemented.
15 NOT the enhancement of human strengths but the limitation of human weaknesses is more useful for efficient problem solving
16- NOT the very careful perfect planning, but the smart assuming of risks and firm decision taking are the practical keys to successful problem solving.
17. NOT always the existent, real problems, but many times the fictive, imaginary ones are the most difficult to be solved.
18. Do NOT accept the premises of the problem, change them as necessary and possible.
19. Do NOT stop at the first solution, seek for alternatives.
However, for the really advanced problem solvers, there is a SUPER–RULE — the most important of all;
20. NOT the wise application of these rules but the finding  of the specific exceptions to these, is the real high art of problem solving.

«Роль нашего поколения — попытаться сменить парадигму без гражданской войны» // Прессцентр Михаила Ходорковского и Платона Лебедева

«Роль нашего поколения — попытаться сменить парадигму без гражданской войны» // Прессцентр Михаила Ходорковского и Платона Лебедева

Что же делать?

На самом деле, линия поведения подсознательно понятна: публичный контроль. Ставить власть перед публичным выбором: либо действительно честное поведение, и тогда — создание правового государства, с его институтами, где возможно обретение некоторых гарантий, либо отказ от верховенства права, признание исключительно «права сильного», а, значит, — разрушение страны (современных государств, живущих без оглядки на закон, — не существует); результат — отсутствие любых гарантий, когда неизбежное течение времени или случайный кризис подточит опору властной конструкции нынешней элиты.

Одновременно с системой публичного контроля за нынешней властью должна (и будет) выстраиваться структура взаимоотношений внутри гражданского общества, система взаимных обязательств, которая позволит постараться избежать худшего сценария развития событий, связанного с радикализацией протеста.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения