Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-03-17

Критическое мышление и социальная грамотность: дистанционный курс по самым полезным жизненным знаниям

Сегодня я сформулировал первое задание для своего дистанционного курса, начальная ступень которого кратко изложена в программе "Умелое (критическое) мышление и эффективное решение проблем. Тренинг № 1". Для обучения в этом проекте необходимо использовать программу Freeplane, поскольку задания и и их выполнение будут построены на картированной форме текста, а не на линейной (для работы этой программы требуется также Java). Площадкой проекта будет закрытый Google-сайт с доступом по приглашениям. Остальные подробности будут сообщаться по индивидуально по запросу.

Для начала обучения достаточно просто высшего образования, даже незаконченного (например, студент 3 курса). Дат старта и финиша определённых нет, каждый может начинать и заканчивать по своему графику. Примерный ритм занятий — одно задание в неделю. Задача состоит лишь в выполнении определенного количества заданий и в прочтении (критическом) соответствующего количества текстов. И, само собой, мыслить, мыслить и мыслить с применением получаемых знаний и навыков. Сам курс будет фактически создаваться совместно со всеми участниками с максимальной обратной связью.

Курс предполагает обязательное использование, кроме Freeplane и Google-сайта, ещё и сервиса Wave для совместной работы, поэтому необходимо иметь Google-аккаунт при начале обучения.

В ближайшее время я напишу что-то вроде вступительного слова, чтобы ещё раз прояснить свои цели и возможности, а также предполагаемые результаты.

2010-03-16

Критическое мышление и когнитивная психомеханика сознания

В последнее время всё чаще обращаю внимание на то (сначала написал - "сталкиваюсь с тем", но потом вспомнил, что я сам в определяющей степени решаю, какие аспекты воспринимаемой реальности выносить в центр своего внимания), что отдельные факты и их изолированные интерпретации скорее дезориентируют, чем помогают в чём-то разобраться. Банальная истина для науки, но в повседневной жизни требуются значительные усилия, чтобы о ней помнить и применять.

После написания предыдущего поста про корни неприятия науки я взял в руки полистать книгу А. Ю. Агафонова "Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании" и обнаружил у автора характеристику сознания именно как УЧЁНОГО: "...картина мира отдельного эмпирического субъекта строится и проверяется в реальной жизнедеятельности человека принципиально схожим образом с тем, как осуществляется построение научно-теоретического знания и его верификация. (Подробнее о принципиальном сходстве функционирования картины мира человека и научной теории см. [Агафонов, 2004]). ... Сознание - это "учёный" внутри эмпирического субъекта, а картина мира - это "теория", которая строится в течение всей жизни". (С. 293 второго издания или С. 299 первого издания)

Цитируемые высказывания звучат прямо противоположно смыслу ранее упомянутой заметки - сознание оказывается врождённым учёным!!! Как же тогда понимать продолжающееся господство антинаучных представлений и идеологий?

Прежде чем попробовать ответить на этот вопрос, в том числе с помощью книги А. Агафонова, хочу обратить внимание читателей на одну странность (которая, возможно видится и кажется таковой только мне). Ни в заметке в Science, ни в книге А. Агафонова не используется и не упоминается эволюционная эпистемология К. Поппера, которая отождествляет основы эволюции и научного метода, т.е. все живые организмы рассматривает как научных исследователей, выдвигающих и проверяющих гипотезы и одновременно сами по себе являющимися гипотезами (теориями) (см. Поппер К. Эволюционная эпистемология). В свете этой концепции рассуждения и американских психологов, и А. Агафонова, возможно, приобрели бы несколько иное направление и содержание.

А. Агафонов всё же немного знаком с К. Поппером и цитирует фразу из "Предположений и опровержений", но при этом ещё "чудесатее и чудесатее" выглядит тот факт, что он научный метод отождествляет с верификацией, когда уже 80 лет назад было хорошо показано, что научный метод состоит в фальсификации и максимально критическом подкреплении. И автор знает глагол "фальсифицировать", а появляется это слово в очень интересном контексте: "Следует заметить, что никакой эмпирический опыт не может сам по себе фальсифицировать имеющиеся у субъекта осознанные представления, поскольку "осознанные субъективные представления опровергаются другими субъективными представлениями, а не опытом" [жирный курсив мой - Е.В.] [Аллахвердов, 2003, с. 67]. Если данные опыта каким-то образом осмысливаются, они, так или иначе, становятся субъективными представлениями, то есть содержательными элементами картины мира.
Эмпирический субъект как носитель сознания всеми возможными способами стремится спасти ранее (294:) осознанный взгляд на реальность от опровержений. Порождение гипотез ad hoc, создание "защитного пояса" теории (И. Лакатос) или картины мира путём наращивания допущений, игнорирование фактов - эти приёмы использует как учёный-исследователь, так и каждый, кто не имеет отношения к научной деятельности, но при этом является наивным исследователем". (С. 293-294 второго издания или С. 300 первого издания).

Из приведённых цитат видно, что А. Агафонов путает научный метод с поведением "эмпирического" индивида-учёного. Из содержания же его книги и приводимых им там экспериментальных фактов и их интерпретаций можно сделать вывод, что неосознаваемые процессы сознания действительно настроены на верификацию, т.е. ведут себя как плохой учёный. А вот осознанное сознание способно на критику, т.е. способно быть хорошим учёным. Под таким углом зрения многое становится на свои места, и неприятие науки видится результатом слишком сильного подкрепления плохого учёного и очень слабого развития и подкрепления хорошего учёного в сознании индивида. Ряд интересных выдержек из книги А. Агафонова я обязательно приведу в следующих постах.

А ещё посмотрю, что любопытного есть на сайте "Исследования в области когнитивной психологии".

2010-03-15

Критическое мышление: виновато ли детство в сопротивлении ему?

Спасибо Ирине за комментарий к предыдущему посту и за ссылку на статью про неприятие науки. Я «зацепился» за фразу «научное мышление в целом противоестественно для среднего человека, напр.: http://elementy.ru/news/430521». В самой упомянутой статье есть ряд существенных противоречий, которые подталкивают к гораздо менее пессимистическому взгляду на проблему.

Все приводимые в статье факты говорят НЕ о противоестественности критического мышления для человека, а о НЕПРИВЫЧНОСТИ. Почувствуйте разницу, как говорится. Некритическому мышлению людей учат уже многие тысячелетия, тогда как систематическое обучение критическому мышлению получило начало всего лишь 30-40 лет назад и затрагивает даже сейчас только какую-то часть школьников и студентов в тех же США (надо ещё принять во внимание, что в средней школе стали продвигать сильно кастрированный вариант так называемого РКМЧП, и этот же "выкидыш" продвигают теперь в российских вузах).

Мои коллеги, преподаватели факультета иностранных студентов, работающие со студентами из Юго-Восточной Азии, где сильны традиции китайской системы зубрёжного обучения, просто в шоке от неумения своих учеников производить хотя бы простейшие самостоятельные интеллектуальные операции. Но это явно следствие социо-культурных факторов, а не естественной (природной) неприспособленности наших мозгов к критическому мышлению.

2010-03-11

Критическое мышление и российский бизнес несовместимы?

Недавно я в очень резкой форме столкнулся с острейшей аллергией на критическое мышление у представителей бизнеса. На одном из занятий с группой менеджеров и предпринимателей на курсах MBA в очень известном вузе я решил в самом начале дать претест критического мышления (см. предыдущий пост). После предъявления ключа и подсчёта результатов значительная часть группы  покинула занятия. Некоторые наблюдения позволяют утверждать, что у них до половины (у кого-то, может, и больше) ответов были неверными, при том, что тест не самый сложный.

Они своим примером продемонстрировали типичнейшее заблуждение и грубейшую логическую ошибку — успешность в весьма узкой сфере деятельности они воспринимают как доказательство правильности и непогрешимости своих действий и суждений во всех остальных областях. Если это заблуждение преобладает у современной генерации российских бизнесменов, то нашу экономику ждёт впереди только большая и непрерывная ж..а.

Возможным вариантом интерпретации этого случая может быть и элементарное несовпадение ожиданий участников с тем, что они услышали и получили в первые полтора часа. В сухом остатке всё равно остаётся ригидная и неконструктивная реакция на непривычную информацию и на признание своих ошибок, т.е. прямые следствия жесточайшего дефицита критического мышления.

Интересно, но в несколько печальном смысле, что этой осенью мы с коллегой подавали на конкурс образовательных инноваций три заявки, одна из которых была как раз программой курса критического мышления. Угадайте с одного раза, какая заявка не попала в число победителей...

Некоторый оптимизм внушает то, что несколько человек из упомянутой группы всё же остались (один даже с 13 ошибками из 30) и нормально поработали оставшиеся полтора часа. Это обстоятельство подкрепило моё решение открыть дистанционный курс критического мышления (и социально-психологической и социологической грамотности), на который меня вдохновили несколько участников моей тренинговой экспериментальной программы. В составе этого курса есть и упомянутый выше претест критического мышления, который теперь можно пройти в сетевом варианте.

2010-03-07

Претест и посттест критического мышления доступны для прохождения в сети

В технологии критического мышления выработаны два типа тестов. Первый тип тестов позволяет выявить наличие или отсутствие и уровень развития навыков критического мышления как такового (применение правил логики, различение релевантности, определение валидности и т.д.). Второй тип тестов выявляет уровень знаний по терминологии и принципам критического мышления, т.е. нацелен на тестирование точности и надёжности усвоения учебных курсов по критическому мышлению.

В замечательной книге, о существовании которой я уже писал немного раньше (Critical Thinking Skills Success in 20 Minutes a Day, by Lauren Starkey, 2004), есть два не менее замечательных теста навыков критического мышления. Первый (претест) можно пройти здесь. Перевод второго теста (посттест) доступен для прохождения в сетевом варианте здесь.

2010-02-28

Критическое мышление на каждый день: вопросы и сократово выспрашивание для прояснения, понимания и диалога

Критическое мышление на каждый день: снова о силе вопросов

Набрёл в сетевой паутине на любопытный (и, как всегда, англоязычный) блог Litemind. Там много чего полезного по техникам мышления и рефлексии, я пока отмечу "10 Best Ways to Harness the Power of Questions" (10 способов максимально использовать силу вопросов).

См. также раздел «Выспрашивание» на КОРНИ-сайте.

2010-02-15

Критическое мышление на каждый день: аналогия к бесполезному дилетантизму

Содержание одной из тем на форуме «Открытое сознание» (Как со всем этим взлететь) подтолкнуло меня к аналогии на тему бесполезного дилетантизма. Вот что получилось:
Представьте себе, скажем, историю создания автомобиля. Были инженеры и изобретатели, которые осваивали секреты механики, физики и химии, проводили опыты и модельные испытания, чертили чертежи, создавали терминологию, технологии, алгоритмы и т.д. — всё это в рамках сформировавшихся профессиональных научных и инженерных школ.
Тут появились как-то сторонние дилетанты-автолюбители и решили заработать на других автолюбителях. Они все знания и терминологию автопрофессионалов подменили своим примитивно-упрощённым любительским изложением и своим жаргоном-новоязом плюс придумали несколько бредовых «открытий» в деле функционирования автомобилей и их совершенствования и стали продавать эту адскую смесь как «оригинальный» и «высокоценный» «интеллектуально-технологический продукт» — это я про НЛП и «эриксонианский гипноз».
Потом в одном из форумов об автомобилях автолюбитель, поверивший вышеописанным мошенникам, начинает задавать вопросы о функционировании автомобиля на поддельном якобы «профессиональном» языке, а ему другие любители начинают серьёзно отвечать, нисколько не смущаясь своим незнанием профессиональных работ по автомобильной науке и технике или хотя бы написанных профессионалами инструкций и руководств (и соответствующей терминологии).
Обратите внимание: в форумах собственно автолюбителей либо обсуждаются совершенно конкретные технические моменты и советы в пределах своих знаний и опыта и с применением общепринятой терминологии (в основном), либо идёт просто околоавтомобильный трёп. Практически никому не приходит в голову претендовать как на подмену профессионального автомобилеведения, так и на анализ сложных случаев на уровне бытового применения гаечного ключа и отвёртки.
А вот как речь заходит о человеке, психологии, истории и политике — тут все спецы и готовы давать ответы на любые вопросы... 
Это я не к тому, чтобы затыкать рот непрофессионалам и запрещать им обсуждать всё, что хочется и как им вздумается. Пусть общаются на здоровье (или на что получится). Хочется всего лишь предложить понятный ориентир для тех, кто готов признавать свою некомпетентность и по-настоящему учиться искать знания и решать проблемы.

2010-02-13

Умелое (критическое) мышление и эффективное решение проблем. Тренинг № 1

«Умелое (критическое) мышление и эффективное решение проблем. Тренинг № 1» — планируется проведение в Санкт-Петербурге (даты уточняются, но вряд ли раньше мая). Контакты в С.-Петербурге - Светлана Троицкая (optimals@yandex.ru), Дмитрий Тёткин (d.tetkin@gmail.com). В Казани тренинг предварительно также планируется в апреле (даты уточняются), контакт — Алсу Кашапова (alsusha35@mail.ru или alsushika@gmail.com). Начался набор в группу в Архангельске (апрель-май). Контакт в Архангельске — Ольга Евгеньевна Санникова (ol_sanni@hotmail.com).

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения