Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-05-17

Умелое мышление и социальная грамотность - 01: введение в идею дистанционного курса (часть 3)

Недавно один знакомый врач бросил мне такую фразу: "Медицина-то уже занимается человеком на генетическом уровне, а на каком уровне работаете с человеком вы в своих социальных науках?"

Намёк и упрёк более чем ясный - и более чем справедливый, к сожалению. Могут ли социальные науки сегодня бросить вызов той же медицине и продемонстрировать, что они достигли такого уровня глубины, точности и конкретности и практической операциональности в исследовании социума и социального индивида, который может быть сопоставим с уровнем генной инженерии? И если мерить той же медициной, то социальные науки находятся в 21-м веке или в 19-м? Или в лучшем случае в первой половине 20-го? А если мерить по уровню технологичности и практической эффективности, то не окажутся ли нынешние социальные науки на уровне средневековой медицины?

И ещё один интересный, на мой взгляд, вопрос:

Если в социально-гуманитарных науках есть уже разработки, сопоставимые с генной инженерией в медицине, то насколько они признаны в таком качестве и как широко распространены и внедрены - в такой же степени или намного хуже?

Подскажите, если кто знает, есть ли такие сравнительные науковедческие исследования. Если нет, дарю кому-то тему, потянет как минимум на хорошую кандидатскую диссертацию.

На мой же взгляд, некоторым аналогом генной структуры на биологическом уровне могут служить когнитивные структуры сознания на уровне индивида как социального существа. Соответственно, уровень и качество работы с когнитивными "генами" и следует рассматривать как показатель научного и практического прогресса социально-гуманитарных наук.

Предлагаемый дистанционный курс - и заявленный открытый семинар - являются составными частями моих исследований и разработок по применению когнитивной "генной" инженерии и технологий в обучении - и прежде всего в обучении осознанию и пользованию своей индивидуальной когнитивной структурой на "генном" уровне. Приведённая в начале фраза и позволила родиться на свет этой аналогии.

Дополнительная, уже визуальная, аналогия заимствована мною из книги Р. МакМаллина "Практикум по когнитивной терапии". Это образ (исходный рисунок я несколько изменил) перевёрнутой пирамиды верований, и составляющих, собственно, основной элемент "генной" структуры сознания. Опрокинутая пирамида визуализирует представление об относительно небольшом количестве исходных (первичных, базальных, реперных) верований (в переводе книги Р. МакМаллина на русский они обозначены как "центральные"), на основе которых строятся более пространные надстроечные "этажи".
Гуидано и Лиотти проделали наилучшую теоретическую работу в области центральных верований. Они называют их «метафизическое твердое ядро» и объясняют его как глубинное, относительно неоспоримое, подразумеваемое знание о себе, формирующееся у людей в течение жизни (Guidano & Liotti, 1983, p.66). Они метафизические, потому что не основаны ни на опыте, ни на логике, ни на рассуждениях, это коренные недоказуемые принципы (см. также Guidano, 1987, 1991).
Центральные верования — главный компонент теории Аарона Бека и связаны с тем, что он называет «протосхемы» (Beck, 1996, pp. 11-15). [МакМаллин Р., С. 105]

В рамках когнитивной терапии данный образ иллюстрирует идею необходимости докапываться до этого "метафизического твёрдого ядра", чтобы именно в нём исправлять вредные иррациональные "корневые" верования, чтобы они не давали вновь и вновь ядовитые побеги поверхностно-вторичных иррациональных верований.

По ходу дела у меня возникла и "строительная" аналогия: максимальная эффективность исправления кривизны и отклонений - на уровне фундамента, а не 20-го этажа.

Этот методологический и методический принцип, как мне представляется, имеет гораздо более широкую и универсальную применимость. Представьте себе систему образования, в которой с самого первого дня и с самого первого класса до последнего идёт хорошо организованная работа по дискредитации иррациональных, патологичных и деструктивных элементов не только "метафизического твёрдого ядра", но и нелогичных и софистических привычек мышления и зависимого ("выученная беспомощность") поведения - и в которой так же хорошо и регулярно подкрепляются разумные рациональные верования, логичное аргументированное мышление, содержательные и плодотворные дискуссии, самостоятельное и ответственное поведение.

Так и напрашиваются вопросы:

Работаем ли мы в образовании с "корнями" и "базальными генами" сознания и социального поведения по-настоящему осознанно, целенаправленно, технологично и эффективно? И не заняты ли мы в основном декоративной стрижкой верхушек сорняков? И возможно ли вообще выращивание оптимального культурного "газона" без радикальной перестановки акцентов и приоритетов в образовании, без перехода от поверхностно-паллиативного подхода к "генно"-корневому?

P.S. Два дня на даче работал, вот сорняки мне и снятся. А паллиатив - это средство, временно облегчающее проявления болезни, но не излечивающее её; мера, не обеспечивающая полного, коренного решения поставленной задачи; полумера.