Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2010-11-03

Пора менять саму систему обучения

Попалась сегодня на глаза газета научного сообщества «Поиск» (№ 37 (1111), 10 сентября 2010 г.) со статьёй: Булгакова Н. Вавилонская башня познания. Представители разных наук учатся понимать друг друга // Поиск. – 2010. – № 37. – С. 8, 12. А там приводится изложение идей из доклада Роджера Шэнка (RogerSchank), представленного как один «из основоположников крупнейших современных подходов к моделированию мышления» (в цитате жирный шрифт мой):
Человеческое восприятие очень избирательно: в лесу биолог лучше всего увидит растения, геолог — камни, энтомолог — насекомых. Иными словами, ученый, увлеченный рассматриванием редкой бабочки, не заметит, на каком камне та сидит. Так возможно ли в таком случае глубокое системное знание леса? А системное знание человека? Ведь понятно, что нельзя объять необъятное. Может, пора менять саму систему обучения? Во всяком случае, именно это предлагал в своей лекции Роджер Шэнк, специалист в области искусственного интеллекта, памяти, информационной обработки естественного языка. По его мнению, важно учить не предметам, а когнитивным умениям и навыкам, с ранних лет приучать ребенка использовать их в жизни. «Не надо лекций, не надо проверки знаний — нужны проекты и осмысление результатов, и когнитивный процесс будет постепенно совершенствоваться», — заявил он. По мнению господина Шэнка, большинство людей не являются интеллектуалами. Но думающими должны быть все. Мэтр классифицировал основные компетенции, которым сегодня в школе не учат, но без которых в жизни не обойтись. Они основаны на когнитивных процессах: прогнозирование, понимание сложных закономерностей, планирование и понимание того, как планируют другие, экспериментирование и оценка результатов экспериментов, диагностика, работа в команде, ведение переговоров, описание ситуации...

...Когда-то ему предлагали стать министром образования Кубы — он не стал, как объясняет теперь, из-за того, что в этой стране изменилась политическая ситуация. Когда его спрашивали журналисты, что он собирается делать как министр, он отвечал уклончиво, что это зависит от того, какой хочет стать страна. Сейчас он более конкретен в своих стремлениях и планах: «Мне не важно, станут ли машины разумными. Важно, чтобы разумными стали люди». В настоящее время Роджер Шэнк разрабатывает несколько образовательных онлайн-проектов — в соответствии со своей идеологией, с опорой на овладение основными когнитивными навыками.
Кстати, с этого учебного года я начал переходить к обучению на основе КОРНИ-проектов по разработке баз знаний. Приятно, что шагаю в ногу с таким мэтрами...