"Периодическая таблица иррациональной чепухи" (The Periodic Table of Irrational Nonsense) и "Карта современной науки" (Modern Science Map) - интересные визуальные проекты британского блогера Crispian Jago (Science, Reason and Critical Thinking - блог Наука, разум и критическое мышление). Лучше один раз увидеть... поэтому не комментирую.
КОРНИ-проект, ОНТОКРИТИКА, Онтокритика: гайд, канал Онтокритика: социограмотность и социопрофессионализм + группа, блоги Онтокритика, Teletype, www.youtube.com/@envolk
Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить
Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер
Поиск по этому блогу
2010-11-09
Настоящее критическое мышление в средней школе: программы для всех классов
В продолжение темы про полноценное критическое мышление и как бы «критическое мышление» под брендом РКМЧП (см. Почему в РКМЧП сомнительна претензия на критическое мышление) даю ссылки на программы и учебно-методические материалы для всех классов средней школы (с 1-го по 12-й классы американской школы) по варианту настоящего критического мышления, разрабатываемого и продвигаемого Foundation for Critical Thinking:
- K-3: Remodeled Lesson Plans (перевод см. здесь)
- 4-6: Remodeled Lesson Plans
- 6-9: Remodeled Lesson Plans
- High School: Remodeled Lesson Plans
2010-11-07
Социальное воздействие, социально-психологическая эксплуатация, экспертиза, масс-медиа, саентология
На моём сайте "Социальное воздействие и критическое мышление" опубликованы несколько статей:
- Волков Е. Н. Масс-медиа (медиасредства) и воспитание: техника, процесс и содержание с точки зрения эпистемологии, социальной психологии и социологии.
- Волков Е. Н. Социально-психологическая эксплуатация как техническая сторона социального взаимодействия и деструктивные аспекты использования человека человеком.
- Волков Е. Н. Необходимость государственной социальной политики в обеспечении базовых социальных знаний и навыков.
- Волков Е. Н. Глобальный кризис как кризис верований: предложения к массовому повышению грамотности граждан в работе с проблемами и кризисами.
- Волков Е. Н. Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза манипулятивного воздействия: социально-психологические и когнитивные аспекты.
- Волков Е. Н. Экспертные инструменты определения степени социальной патологии культовых групп (на примере экспертизы церкви саентологии).
2010-11-05
Стратегии и технологии социального воздействия в превенции девиантного поведения
На моём сайте опубликован текст доклада "Стратегии и технологии социального воздействия в превенции девиантного поведения".
Почему в РКМЧП сомнительна претензия на критическое мышление
Я уже давно обещал более подробный критический разбор РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо, aka RWCT — Reading and Writing for Critical Thinking). Полагаю, что представители и адепты РКМЧП достаточно сертифицированы, чтобы адекватно отнестись к критике через призму своего критического мышления.
Первое, что меня весьма неприятно удивляет в работах отечественных представителей РКМЧП, это упорное замалчивание — или демонстрация непозволительной неинформированности — существования другого, более раннего и гораздо более интересного и глубокого, направления в движении критического мышления, представленного Foundation for Critical Thinking. Одного этого факта достаточно, чтобы сделать сомнительным присутствие КМ в аббревиатуре РКМЧП.
Следующий настораживающий факт — резкое расхождение в описаниях истории критического мышления в варианте РКМЧП (Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов) и варианте Foundation for Critical Thinking (A Brief History of the Idea of Critical Thinking). Дело доходит до того, что в изложении российских специалистов честь создания технологии critical thinking приписывается основателям RWCT, что совершенно неверно (например, в тексте «Педагогические технологии современной системы образования» утверждается: «Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит)». В такой формулировке ставится знак тождества между РКМЧП и critical thinking, что является, мягко говоря, дезинформацией).
RWCT как организация была основана в 1997 г., а ещё в 1990 г. Американской философской ассоциацией был опубликован Delphi Report (доклад, подготовленный методом Delphi) «Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction» (см. перевод на рус. язык основных тезисов). В этом докладе и были закреплены основные характеристики, содержание и направления исследования и развития critical thinking. Там же можно познакомиться и со списком настоящих авторов этой замечательной разработки.
Ещё один факт явно некритического поведения и мышления представителей РКМЧП в России — игнорирование и замалчивание колоссальных наработок по КМ в университетах США как по обучению, так и по тестированию. В результате в российские вузы продвигают катастрофически урезанный и обеднённый «школьный» вариант КМ (РКМЧП). При всём моём отвращении к конспирологии не могу не задать вопрос: «Кому выгодно продвижение в вузы России технологии обучения, опускающей университеты на уровень средней школы, а не поднимающей до передовых высот академического образования?» Возникают и другие вопросы: «Где серьёзные исследования, доказывающие необходимость внедрения в высшее образование России технологии, заимствованной из средней школы, а не из университетской среды? Где объективное сравнение разных подходов и накопленного опыта и честное информирование о наличии чрезвычайно весомых альтернатив?»
Так и приходится вспоминать превратившиеся в оскомину цитаты из классиков: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа...»
И напоследок. Противопоставление метода деятельности (так называемого деятельностного подхода) содержанию обучения, поставленное во главу угла в РКМЧП («Учителя РКМЧП уверены, что настоящая подготовка школьников и студентов к гражданству в открытом обществе лежит в плоскости методов, а не содержания обучения»), хотя и «звучит гордо», но является на деле опасным заблуждением, как любой перекошенный в одну сторону подход, который превращает всё, к чему он применяется, в Тришкин кафтан. В методике и практике РКМЧП этот принцип приводит к отказу от прямого и отдельного обучения критическому мышлению в рамках особого предмета (который как раз преподаётся в американских университетах): КМ растворяется в традиционных учебных дисциплинах. Я уж и не говорю о той банальной истине, что содержание содержанию рознь, но в результате возникают как минимум две серьёзные проблемы:
P.S. Добавляю ссылки на материалы по полноценному КМ на русском языке по просьбам читателей моего блога:
Ещё один факт явно некритического поведения и мышления представителей РКМЧП в России — игнорирование и замалчивание колоссальных наработок по КМ в университетах США как по обучению, так и по тестированию. В результате в российские вузы продвигают катастрофически урезанный и обеднённый «школьный» вариант КМ (РКМЧП). При всём моём отвращении к конспирологии не могу не задать вопрос: «Кому выгодно продвижение в вузы России технологии обучения, опускающей университеты на уровень средней школы, а не поднимающей до передовых высот академического образования?» Возникают и другие вопросы: «Где серьёзные исследования, доказывающие необходимость внедрения в высшее образование России технологии, заимствованной из средней школы, а не из университетской среды? Где объективное сравнение разных подходов и накопленного опыта и честное информирование о наличии чрезвычайно весомых альтернатив?»
Так и приходится вспоминать превратившиеся в оскомину цитаты из классиков: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа...»
И напоследок. Противопоставление метода деятельности (так называемого деятельностного подхода) содержанию обучения, поставленное во главу угла в РКМЧП («Учителя РКМЧП уверены, что настоящая подготовка школьников и студентов к гражданству в открытом обществе лежит в плоскости методов, а не содержания обучения»), хотя и «звучит гордо», но является на деле опасным заблуждением, как любой перекошенный в одну сторону подход, который превращает всё, к чему он применяется, в Тришкин кафтан. В методике и практике РКМЧП этот принцип приводит к отказу от прямого и отдельного обучения критическому мышлению в рамках особого предмета (который как раз преподаётся в американских университетах): КМ растворяется в традиционных учебных дисциплинах. Я уж и не говорю о той банальной истине, что содержание содержанию рознь, но в результате возникают как минимум две серьёзные проблемы:
- Как качественно обучать критическому мышлению на некачественном содержании?
- Как осознавать и выделять принципы и навыки КМ так, чтобы уметь их переносить и применять в любой ситуации и к любому содержанию?
- Содержание метода — разве это не содержание? Или обучение методу — это бессодержательное обучение?
P.S. Добавляю ссылки на материалы по полноценному КМ на русском языке по просьбам читателей моего блога:
- Общий каталог материалов по КМ на моём КОРНИ-сайте — http://evolkov.net/critic.think/
- Критическое мышление: да что же это такое?, или КМ как явление и как ярлык из двух слов / Волков Е.Н. — http://evolkov.net/critic.think/described.crit.think.html
- 35 аспектов критического мышления: стратегический список — http://evolkov.net/critic.think/basics/35dimensions.of.critic.think.html
- Словарь терминов критического мышления. Руководство для обучающего по терминам и концептам критического мышления — http://evolkov.net/critic.think/Paul.R/Paul.R.Critical.thinking.41.html
- Переводы учебных материалов для полноценного КМ (в процессе) — http://translatedby.com/evolkov/all/all/any/ (или наберите там в поиске «критическое мышление»)
2010-11-03
Пора менять саму систему обучения
Попалась сегодня на глаза газета научного сообщества «Поиск» (№ 37 (1111), 10 сентября 2010 г.) со статьёй: Булгакова Н. Вавилонская башня познания. Представители разных наук учатся понимать друг друга // Поиск. – 2010. – № 37. – С. 8, 12. А там приводится изложение идей из доклада Роджера Шэнка (RogerSchank), представленного как один «из основоположников крупнейших современных подходов к моделированию мышления» (в цитате жирный шрифт мой):
Человеческое восприятие очень избирательно: в лесу биолог лучше всего увидит растения, геолог — камни, энтомолог — насекомых. Иными словами, ученый, увлеченный рассматриванием редкой бабочки, не заметит, на каком камне та сидит. Так возможно ли в таком случае глубокое системное знание леса? А системное знание человека? Ведь понятно, что нельзя объять необъятное. Может, пора менять саму систему обучения? Во всяком случае, именно это предлагал в своей лекции Роджер Шэнк, специалист в области искусственного интеллекта, памяти, информационной обработки естественного языка. По его мнению, важно учить не предметам, а когнитивным умениям и навыкам, с ранних лет приучать ребенка использовать их в жизни. «Не надо лекций, не надо проверки знаний — нужны проекты и осмысление результатов, и когнитивный процесс будет постепенно совершенствоваться», — заявил он. По мнению господина Шэнка, большинство людей не являются интеллектуалами. Но думающими должны быть все. Мэтр классифицировал основные компетенции, которым сегодня в школе не учат, но без которых в жизни не обойтись. Они основаны на когнитивных процессах: прогнозирование, понимание сложных закономерностей, планирование и понимание того, как планируют другие, экспериментирование и оценка результатов экспериментов, диагностика, работа в команде, ведение переговоров, описание ситуации...Кстати, с этого учебного года я начал переходить к обучению на основе КОРНИ-проектов по разработке баз знаний. Приятно, что шагаю в ногу с таким мэтрами...
...Когда-то ему предлагали стать министром образования Кубы — он не стал, как объясняет теперь, из-за того, что в этой стране изменилась политическая ситуация. Когда его спрашивали журналисты, что он собирается делать как министр, он отвечал уклончиво, что это зависит от того, какой хочет стать страна. Сейчас он более конкретен в своих стремлениях и планах: «Мне не важно, станут ли машины разумными. Важно, чтобы разумными стали люди». В настоящее время Роджер Шэнк разрабатывает несколько образовательных онлайн-проектов — в соответствии со своей идеологией, с опорой на овладение основными когнитивными навыками.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Избранное сообщение
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм
Популярные сообщения
-
Все хотят УСПЕХА. Ещё больше люди хотят ГАРАНТИРОВАННОГО успеха. Никто не хочет знать и не хочет обучать(ся) единственному СЕКРЕТУ, действи...
-
Лилия Шевцова 4 ч. https://www.facebook.com/ShevtsovaLilia/posts/2139593202964166 ВЛЯПАЛИСЬ Как назвать ситуацию, когда ты думаеш...
-
Андрей Ростовцев: «Страной управляют прохиндеи с фальшивыми диссертациями» В России появились тысячи фальшивых ученых-экспертов, что са...
-
Понравилось мне раскрывать секреты — « Секрет гарантированного успеха » прочитали уже 50 тысяч человек. Задумался я после такого внимания: ...
-
Нашёл чудесный сайт: «How Karl Popper Has Made a Difference in Our Lives. Testimonies from the five continents» (Как Карл Поппер изменил наш...
-
Онтологическая основа критического мышления, или Как убить обман Сегодня отовсюду звучит словосочетание критическое мышление . Я натолкну...
-
Автор: Евгений Белошицкий — http://pkmateur.blogspot.com/2009/05/visual-understanding-environment.html См. также: Онтограф...
-
«Три первородных должнотраха» — так я решил перевести The Three Majors Musts , заголовок текста про три главных иррациональных верования, к...
-
Обнаруживаю сегодня, что «самый известный среди психологов писатель» Н. Козлов приглашает народ на свой тренинг « Логический анализ текста ...
-
Черниговская и её научпоп https://vk.com/@g_equality-chernigovskaya-i-ee-nauchpop Мы несколько раз сталкивались с просьбами написат...