Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-07-26

Критика бездельной критики. Часть 1: Диагноз

Критика критике — рознь. При том, что критика — самый популярный жанр в Интернете и СМК —  после порнографии и сплетен, — качество её подавляющей части не выше, чему у жанров-конкурентов. Критика как тематический жанр вполне способна воспроизводить любые недостатки и пороки, которые могут быть присущи человеческому мышлению и высказываниям: невежественность, некомпетентность, предвзятость (см., например, «Социоцентричный президент»), лживость, мифологичность, нелогичность и псевдологичность, неконструктивность, манипулятивность и т.д.

Я хочу обратить внимание своих читателей на такой почти тотально распространённый признак основной массы критических текстов в Интернете (и не только), как БЕЗДЕЛЬНОСТЬ. В этом понятии я вижу возможность объединить две черты — НЕдельность как противоположность «дельности» (компетентности, глубины, широты, многогранности, содержательности, полезности, конкретности, применимости, конструктивной результативности) и НИЧЕГОНЕделательность (отсутствие признаков хоть какой-нибудь собственной результативной деятельности автора критики в отношении предмета критики и нераспространение критики на самого себя с целью снятия всякой личной ответственности).

Во избежание возможных недоразумений и претензий сразу укажу на существование очень даже деятельных и «ответственных» УТОПИЧЕСКИХ и ДЕСТРУКТИВНЫХ критиканов, ярким примером которых на этих днях стал норвежец Андерс Брейвик — критика личным безумным действием во всей «красе».

Даже настоящая дельная и деятельная критика у одного и того же автора может перемежаться провалами в НЕдельность и в деструктивную деятельность. Пример, с которым я недавно столкнулся: читал посты одной американской мамаши про домашнее обучение (Unplugged Mom), в основном с разумной критикой школьного обучения и с описанием успешной практики обучения в домашней среде, как вдруг натолкнулся на её же подкаст с названием «Как вырастить невакцинированного ребёнка». Epic fail!!! Теперь я буду с удесятерённой критичностью просматривать её посты, а перепосты, пожалуй, уже и не буду делать — поищу источник с меньшим количеством тараканов.

3 комментария:

  1. После постановки диагноза, будем ожидать лечения )!

    ОтветитьУдалить
  2. По поводу предпочтения домашнего обучения и антипрививочных взглядов: а не замечали ли Вы корреляции между ними?

    Я тоже недавно столкнулся с разумной и конструктивной статьей Кто ходит в школу по утрам. А потом в процессе гугления обнаружил, что автор еще и активный участник антипрививочного движения.

    ОтветитьУдалить
  3. Такая корреляция вполне может быть связана с характером глубинных мотивов — если человек озабочен своего рода изоляцией от общества, а не развитием себя именно как части социума, то начинает склоняться к утопическому варианту семейной изоляции и бояться вообще всего, что предполагает учёт факторов, связанных с существованием в качестве члена социума. Самое печальное, что антипрививочники серьёзно ухудшают прежде всего положение своих детей, которые становятся друг для друга чрезвычайно опасными, плюс увеличивают нагрузку на здравоохранение.

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения