Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-23

Наша система образования полагает, что важнее взвешивать животное как можно чаще, чем кормить его

Встретил сегодня в Сети чУдную формулировку одной из главных характеристик официальной системы образования:
"Наша система образования полагает, что важнее взвешивать животное как можно чаще, чем кормить его" (“We have an educational system that thinks weighing the animal more frequently is more important than feeding it.”) (блог The Innovative Educator).

2011-02-22

Продвижение критического мышления: что делает задачу очень трудной

Объективная ценность этого курса такова, что переоценить её невозможно, но субъективное восприятие у людей является единственной "руководящей и направляющей" силой, поэтому снова повторю перечень главных. на мой взгляд, препятствий:
  1. В СНГ только единицы (буквально) тех, кто уже попробовал "вкус" этого пока крайне экзотического продукта.
  2. Русскоязычных сетевых ресурсов нет (кроме пока ещё капель информации на моём сайте и в этом блоге). Доступные ресурсы - только на английском (РКМЧП, как я уже писал, совсем не КМ).
  3. Нет публикаций и переводов (кроме одной книги Д. Халперн и нескольких глав из книги Р. Поля).
  4. Нет опыта успешной рекламы и продажи тренингов и курсов КМ.
  5. КМ очень резко расходится с привычными стереотипами мышления и поведения (пропасть разрыва).
  6. КМ - это радикально новое мировоззрение и большая и сложная работа по овладению знаниями и навыками "высокого порядка" (high order thinking).
  7. В существующей системе образования на всех уровнях и в системе повышения квалификации нет ничего, что хоть как-то способствовало пониманию и освоению КМ.
Вот с этой "базы" и приходится начинать. Тем интереснее будет, если удастся что-то сделать.

Как в России имеют психологию: ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая

ru_psychology: психология отраслевая vs психология общая
Автор - g_zharkov
Психология отраслевая vs психология общая

На прошлой неделе был в Коломне на очень интересной конференции по психологии духовности и нравственного воспитания. В соответствии с темой было много "православных" педагогов и психологов и очень много военных (недаром во времена оны один из крупных чиновников вопрошал меня - почему Вы пишете "гражданско-патриотическое воспитание", правильно ведь - военно-патриотическое).

На конференции имхо очень ярко проявилось коренная разница подходов психологий, основанных на обслуживание той или иной конкретной институции (школы, армейского командования, церкви) с общепсихологическими принципами:

1.эмпиризма - все-таки в наших вузах нас учили, что психология должна быть основана на ИССЛЕДОВАНИИ, то есть проверке альтернативных гипотез и установлении, а не декларировании неких закономерностей. В отраслевой же науке не так - сказано обосновать ту или иную программу, срок обучения или модель воинской службы - обоснуем. Если получается плохо (как в свое время с обучением 6-леток или призывной армией), тем хуже для реальности. Потом разработаем программы коррекции, если кого-то постулируемая программа изуродует.<

2.субъектности - если в армии нужны агрессивные, будем формировать агрессию. Если религиозная практика формирует тяжелейшие невротические симптомы - значит невроз это благословение Божие. Если у ребенка острая эмансипационная реакция на обязательное тестирование на наркотики - тем хуже для него. То есть выбора у личности вообще нет, так же как и необходимости в личностных смыслах

3.безоценочности и принятия различий - острее всего подвергалось нападкам само понятие "толерантность" При этом показательно, что и военные психологи и священнослужители продемонстрировали полную девственность в знании даже самых распространенных психологических теорий и парадигм - при этом требуя, чтобы мы знали и Писание и уставы воинские (это, кстати, без проблем, но притчу о милосердном самаритянине в контексте пособничества терроризму мне никто так и не прокомментировал)...

Думаю, что при встрече с организационными психологами/управленцами и любыми другими "узкими специалистами" произойдет тоже самое

2011-02-17

Предлагаю тему максимально патриотичного курса для школьников

Предлагаю тему максимально патриотичного курса для школьников - "Как выявлять и выкорчёвывать коррупцию в России на всех уровнях". Кто возражает - прошу назвать фамилии и адреса.

Патриотизм и национализм — близнецы-братья

В связи с дискуссиями вокруг скандального федерального стандарта для старших классов средней школы хочу обратить внимание на тему, которую, видимо, мало кто решается сделать предметом широкого обсуждения — все в основном шумят по поводу набора обязательных предметов. Но вполне возможно, что главная "бомба" в этом стандарте — курс на разжигание национализма в форме "патриотизма".

В области психологии и человеческих отношений давным-давно стало аксиомой представление о необходимости формирования БЕЗОЦЕНОЧНОГО и спокойного восприятия любого человека (других или самого себя) в качестве человека как такового — и точка. А родина или жизнь — такие же явления, как и человек. Человек есть человек, жизнь есть жизнь, родина есть родина — ничего сверх самого факта своего существования эти явления в себе не содержат. НИКАКИХ поводов для оценок, любви/нелюбви, гордости/презрения и т.п. ни одно из этих явлений само по себе не даёт никоим образом.

Кстати, желающим ГОРДИТЬСЯ своей родиной дарю цитату из В. Даля:
ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. ...  Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. ... Гордиться чем, быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; | хвалиться чем, тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся? ... Гордовать кем зап. брезгать, небречь, презирать, гнушаться. Гордыбака, фордыбака об. тамб. кур. костр. бахвал, самохвал и наглец; дерзкий крикун, спорщик, грубиян. Гордыбачить, фордыбачить, неуместно и дерзко молодцевать, пускаться на грубые выходки, бахвалить и грозить.
Что может быть оправданным предметом оценки и эмоционального отношения? Только ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ, ПРОЦЕССЫ, т.е. конкретные ФАКТЫ. Один и тот же человек способен совершать и хорошие, и плохие поступки, на территории одной и той же родины могут происходить в любом количестве и замечательные, и отвратительные события. Я восхищаюсь победой своих соотечественников всех национальностей в Великой Отечественной войне - и я ненавижу поведение и поступки И. Сталина, убившего миллионы безвинных людей.  Если вы гордитесь своей родиной ВООБЩЕ и её "большой патриот" без малейших навыков КРИТИКИ И САМОКРИТИКИ, в силу чего делаете одни только глупости (поскольку ничего другого не умеете) и фактически её разрушаете, то вы - самый опасный её враг.

Нужно помогать детям и взрослым обучаться ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕМУ, т.е. РАЗЛИЧАЮЩЕМУ (логичному и критическому) взгляду на вещи, чтобы они максимально аккуратно и точечно выбирали объекты траты или возбуждения своих чувств, а на первое место всё же ставили холодный научный анализ, неприступный для "патридиотических" манипуляций.

В эпилоге напомню мысль К. Поппера о том, что национальные государства — самая большая глупость человечества. И совсем на закуску — мысли замечательного московского педагога Льва Соболева:
— Постоянно витает идея о том, что школа должна учить детей патриотизму. Будет ли это предмет «Россия в мире» или какой-то другой, не важно. Как можно научить патриотизму?
— Мне кажется, что патриотизму учат не специальные уроки, а жизнь. И если дети видят, что профессор получает меньше дворника и что каждый пятый, который хоть что-то собой представляет, старается уехать, то никакие уроки не помогут. Это мировоззрение, которое складывается под влиянием всего. Не того, что ребенку говорят, а того, что он видит.
— Вот как раз же считается, что школа должна формировать мировоззрение.
— Школа формирует мировоззрение не правильными речами, а своими людьми. В 1977 году ко мне приходили умная девочка или мальчик. И ребенок был убежден, что всё, о чем сейчас пишут в газетах, говорят по радио и телевизору, — ложь. И был близок к тому, чтобы сказать, что весь мир — бардак и нет в нем правды. А потом вдруг видит, что у Толстого и Достоевского эта правда есть. Более того, он видит, что учитель, который с ним разговаривает, считает ложью те же вещи, что и он сам. Но этим мир не исчерпывается. Вот это воспитывает. А слова, сами по себе правильные, сочинения на патриотическую тему только увеличивают ложь, приучая к двоемыслию. Это была главная беда советской школы, от которой мы, слава богу, избавились. И если мы к этому вернемся, тогда мы проиграем по всем показателям — материальным, идейным, нравственным… Сейчас я могу сказать: да, время циничное, многим стало жить намного тяжелее, но мы же свободны. Мне не нравится телевизор — я его не включаю. И не ходит парторг, не говорит: «А где у тебя в кабинете ленинский уголок? Где стенд “Навстречу съезду”?»
— Вы затрагиваете тему патриотизма на уроках или считаете, что это личное дело каждого?
— Конечно, личное дело. Гордиться тем, что ты родился в России, то же самое, что гордиться тем, что ты родился белым. Или мужчиной. Это как-то странно. Если ты любишь свою страну, то сделай так, чтобы людям — хотя бы тем, которые рядом с тобой — было лучше. На уроках я стараюсь не цитировать позднего Толстого, который писал, что патриотизм — вредное чувство, потому что все, что разъединяет людей, — вредно.
— Разве патриотизм разъединяет?
— Конечно. Если я люблю свою землю, а ты, эстонец, любишь свою, то что у нас с тобой общего? Я остался здесь, работаю и надеюсь, что приношу пользу, — вот вам патриотизм, как я его понимаю.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения