В связи с дискуссиями вокруг скандального федерального стандарта для старших классов средней школы хочу обратить внимание на тему, которую, видимо, мало кто решается сделать предметом широкого обсуждения — все в основном шумят по поводу набора обязательных предметов. Но вполне возможно, что главная "бомба" в этом стандарте — курс на разжигание национализма в форме "патриотизма".
В области психологии и человеческих отношений давным-давно стало аксиомой представление о необходимости формирования БЕЗОЦЕНОЧНОГО и спокойного восприятия любого человека (других или самого себя) в качестве человека как такового — и точка. А родина или жизнь — такие же явления, как и человек. Человек есть человек, жизнь есть жизнь, родина есть родина — ничего сверх самого факта своего существования эти явления в себе не содержат. НИКАКИХ поводов для оценок, любви/нелюбви, гордости/презрения и т.п. ни одно из этих явлений само по себе не даёт никоим образом.
Кстати, желающим ГОРДИТЬСЯ своей родиной дарю цитату из В. Даля:
ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. ... Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. ... Гордиться чем, быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; | хвалиться чем, тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся? ... Гордовать кем зап. брезгать, небречь, презирать, гнушаться. Гордыбака, фордыбака об. тамб. кур. костр. бахвал, самохвал и наглец; дерзкий крикун, спорщик, грубиян. Гордыбачить, фордыбачить, неуместно и дерзко молодцевать, пускаться на грубые выходки, бахвалить и грозить.
Что может быть оправданным предметом оценки и эмоционального отношения? Только ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ, ПРОЦЕССЫ, т.е. конкретные ФАКТЫ. Один и тот же человек способен совершать и хорошие, и плохие поступки, на территории одной и той же родины могут происходить в любом количестве и замечательные, и отвратительные события. Я восхищаюсь победой своих соотечественников всех национальностей в Великой Отечественной войне - и я ненавижу поведение и поступки И. Сталина, убившего миллионы безвинных людей. Если вы гордитесь своей родиной ВООБЩЕ и её "большой патриот" без малейших навыков КРИТИКИ И САМОКРИТИКИ, в силу чего делаете одни только глупости (поскольку ничего другого не умеете) и фактически её разрушаете, то вы - самый опасный её враг.
Нужно помогать детям и взрослым обучаться ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕМУ, т.е. РАЗЛИЧАЮЩЕМУ (логичному и критическому) взгляду на вещи, чтобы они максимально аккуратно и точечно выбирали объекты траты или возбуждения своих чувств, а на первое место всё же ставили холодный научный анализ, неприступный для "патридиотических" манипуляций.
В эпилоге напомню мысль К. Поппера о том, что национальные государства — самая большая глупость человечества. И совсем на закуску — мысли замечательного московского педагога Льва Соболева:
— Постоянно витает идея о том, что школа должна учить детей патриотизму. Будет ли это предмет «Россия в мире» или какой-то другой, не важно. Как можно научить патриотизму?— Мне кажется, что патриотизму учат не специальные уроки, а жизнь. И если дети видят, что профессор получает меньше дворника и что каждый пятый, который хоть что-то собой представляет, старается уехать, то никакие уроки не помогут. Это мировоззрение, которое складывается под влиянием всего. Не того, что ребенку говорят, а того, что он видит.— Вот как раз же считается, что школа должна формировать мировоззрение.— Школа формирует мировоззрение не правильными речами, а своими людьми. В 1977 году ко мне приходили умная девочка или мальчик. И ребенок был убежден, что всё, о чем сейчас пишут в газетах, говорят по радио и телевизору, — ложь. И был близок к тому, чтобы сказать, что весь мир — бардак и нет в нем правды. А потом вдруг видит, что у Толстого и Достоевского эта правда есть. Более того, он видит, что учитель, который с ним разговаривает, считает ложью те же вещи, что и он сам. Но этим мир не исчерпывается. Вот это воспитывает. А слова, сами по себе правильные, сочинения на патриотическую тему только увеличивают ложь, приучая к двоемыслию. Это была главная беда советской школы, от которой мы, слава богу, избавились. И если мы к этому вернемся, тогда мы проиграем по всем показателям — материальным, идейным, нравственным… Сейчас я могу сказать: да, время циничное, многим стало жить намного тяжелее, но мы же свободны. Мне не нравится телевизор — я его не включаю. И не ходит парторг, не говорит: «А где у тебя в кабинете ленинский уголок? Где стенд “Навстречу съезду”?»— Вы затрагиваете тему патриотизма на уроках или считаете, что это личное дело каждого?— Конечно, личное дело. Гордиться тем, что ты родился в России, то же самое, что гордиться тем, что ты родился белым. Или мужчиной. Это как-то странно. Если ты любишь свою страну, то сделай так, чтобы людям — хотя бы тем, которые рядом с тобой — было лучше. На уроках я стараюсь не цитировать позднего Толстого, который писал, что патриотизм — вредное чувство, потому что все, что разъединяет людей, — вредно.— Разве патриотизм разъединяет?— Конечно. Если я люблю свою землю, а ты, эстонец, любишь свою, то что у нас с тобой общего? Я остался здесь, работаю и надеюсь, что приношу пользу, — вот вам патриотизм, как я его понимаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий