Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-02-13

Фриц Моисеевич Морген - Школьный F.A.Q. 2010

Фриц Моисеевич Морген - Школьный F.A.Q. 2010

Фриц Моисеевич Морген - Главная причина убогости советского образования

Фриц Моисеевич Морген - Главная причина убогости советского образования

Почему реформа образования должна осуществиться вне школьной системы

«Почему реформа образования должна осуществиться вне школьной системы» — это не вопрос, а категоричный тезис, помещённый в подзаголовке поста «Why Schools Are What They Are II: Forces Against Fundamental Change» («Почему школы есть то, что они есть — 2: силы, противостоящие фундаментальному изменению») из блога Freedom to Learn (Свобода обучения) профессора психологии Peter Gray (Boston College).

Помимо развёрнутой критики ошколивания (schooling) и сложившейся школьной системы как таковой центральной — и заключительной — идеей этого поста является безальтернативный вывод о том, что единственная действенная альтернативная сила, способная осуществить настоящую реформу образования, — это те семьи и сообщества семей, которые решаются перейти на обучение детей вне школы — дома или во внесистемных образовательных проектах (неошколенных школах — non-school schools), вроде Sudbury Valley School. От государства же требуется правовое (как минимум) обеспечение свободы выбора, где и как учиться детям.

А от граждан требуется решимость и настойчивость не в попытках заставить государство подлатать школьную систему, а в отказе от неё и в создании и поддержке параллельных обучающих структур, желательно минимально зависящих от государства. (Это уже моя интерпретация идей цитируемого блоггера).

Фундаментальные ошибки психотерапии и их минимизация в дианализе - доклад В.Ю. Завьялова

2011-02-08

Право учиться урезано обязанностью посещать школу - Иван Иллич

Это утверждение принадлежит Ивану Илличу (Ivan Illich) и взято из заголовка очередного поста блога  The Innovative Educator (The right to learn is curtailed by the obligation to attend school - Ivan Illich):
Иван Иллич известен своей книгой Deschooling Society, в которое утверждалось, что управление школами по принципу сверху-вниз делает учащихся бессильными - и что то же самое управление по принципу сверху-вниз типично для современной, технологической экономики, что препятствует тому, чтобы люди учились. Его книга Tools for Conviviality содержит ту же самую критику технологии вообще.
Первая книга была уже издана в русском переводе под названием "Освобождение от школ". Перевод заголовка неудачен, поскольку deschooling - это де-ошколивание, т.е. избавление от определённой системы отношений, в которой вместо научения происходит вы-школивание (один из толковых словарей даёт: "Неодобр. Обучая, воспитывая, добиться беспрекословного подчинения, приучить к очень строгому порядку; вымуштровать. В. солдат. В. подчинённых. // Приучить точно выполнять команды, привить нужные навыки (животным)").

Отрывки из книги на русском здесь, здесь и здесь. О самом И. Илличе - здесь и здесь.

Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом... » Образование - новости среднего, высшего образования. Долой платное среднее образование в России!

Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом... » Образование - новости среднего, высшего образования. Долой платное среднее образование в России!

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения