Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-01-30

Опасайтесь учителей и желающих учить — становитесь умелыми самоучками

Учился я когда-то на историческом факультете и выучился принципу «Учи матчасть», что в переводе на язык исторической науки означает «Изучай методологию, документы и (арте)факты». В судебной экспертизе мне этот навык теперь сильно помогает.

И тут... Прислали мне недавно ссылку на один чудачный документ (даю такое прилагательное, поскольку в сём творении содержится обширная программа свершения чудес, в реальной жизни не наблюдаемых) одного научно-методического центра районного уровня образования в славном второстоличном граде под названием «Примерная основная образовательная программа начального общего образования».

Почитал я это чудачество (что-то меня всё тянет первую букву другую написать) и решил вынести в блог два основных наблюдения (нет пока времени на подробное анатомическое вскрытие и диагностику):
  1. Ложно и вредно само разделение на тех, кто «учит», и на тех, кого «учат». Когда методисты («учителя» «учителей») создают столь чудовищно бессмысленные документы, то становится особенно очевидно, что одностороннего процесса «учения» авторитетами неофитов в реальности просто не существует. Есть попытки суггестии (внушения) и давления (шантажа и т.п.), есть дрессировка (поощрения и наказания), есть групповая динамика и личные отношения, есть (пока ещё редкое явление в российском образовании) диалог-дискуссия — но «обучения» одних другими НЕТ. И, как утверждает вся современная социальная психология вкупе с когнитивными науками и с эволюционной эпистемологией, существует лишь процесс САМОНАУЧЕНИЯ, самообразования. В английском языке различие между иллюзорным «учить» и реальным «научаться» выражено наличием двух разных глаголов — teach и learn. В русском языке с таким различением сложнее, но для желающих и умеющих научаться это никакой проблемы не составляет. Самое большее — и самое лучшее, что могут сделать «учительствующие», — это создать условия, максимально способствующие желанию самонаучаться и процессу самонаучения (последний, правда, сложно переплетается с ситуацией обязательно-вынужденного образования и с желанием или нежеланием индивида научаться). Мысль давно уже банальная и страшно затасканная — но до сих пор почти никак в широких масштабах не реализуемая, поэтому приходится повторять. «Учитель», таким образом, может либо пробовать принуждать «ученика» к самонаучению (забавно звучит, не правда ли?) и выступать в роли «авторитета-надзирателя», либо помогать организовывать процесс самонаучения и быть тренером (другое дело, что тренер может помогать самонаучаться и вредным иллюзиям, и заблуждениям, тогда это уже роль культового гуру). НО — в любом случае термины «учитель» («Учитель») лишь маскируют собой перечисленные или ещё и другие роли, не имея под собой никакого специфического явления, кроме вышеуказанных.
  2. Недопустимо в проектном документе, регулирующем конкретную образовательную деятельность и предполагающем конкретные результаты, ставить на первый план и вообще употреблять неопределённые (и неопределимые) метафизические и пропагандистски-манипулятивные термины, вроде «духовности» и «национальных интересов». Точнее, надо тогда честно обозначать в подзаголовке документа его жанр — программа-проект образовательной деятельности или пиар-проект отдела агитации и пропаганды. Смешение жанров, понятное дело, помогает авторам в общении с начальством и с увеличением цифр в отчётах о количестве использованной бумаги, но к развитию образования это точно не имеет отношения — или имеет исключительно свойства тормоза и коррозии. И если такие документы пишут в Петербурге (или даже в Минобразе?), то что же пишут в Урюпинске (да простят меня жители этого города)? Если такой уровень проектной и терминологической безграмотности у ведущих специалистов второй столицы, то что же в провинциях вычудачивают?


2011-01-28

Открытое письмо президенту России :: Мама.Ру ::Новости

Мама.Ру :: Открытое письмо президенту России :: Новости

Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании

Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании
Учителя просят Д.Медведева наложить вето на закон об образовании
Блогер starushkalarina обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и председателю Госдумы Борису Грызлову с открытым письмом.

В письме интернет-пользователь обращается к российскому лидеру и чиновникам с просьбой наложить вето на принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы, выступить против радикального перекраивания школьной программы, созвать педагогов всех уровней, родителей учеников и самих школьников на представительное совещание для обсуждения вопроса о...Читать далее >

2011-01-27

Немыслимое - это мы, я, ты... и наше немыслящее образование

Мы любим называть себя мыслящими и разумными существами, даже в биологической классификации нагло и льстиво присвоили себе звание «разумного» вида. А помыслили ли мы прежде как следует о том, насколько на самом деле умело и хорошо мы мыслим и насколько часто мы вообще способны производить в своём сознании операции, хоть сколько-нибудь напоминающие действительно разумное мышление?

Да, мы все мыслители — но какие именно? Насколько обученные именно квалифицированно и продуктивно мыслить, а не перетасовывать и пережёвывать свои иллюзии и предрассудки в бессмысленной мешанине примитивных и бесплодных рассуждательств?

Развитое мышление как внимательный и многосторонний анализ, как цепь логичных и обоснованных умозаключений, как умение формулировать любые типы вопросов, как сложные навыки критики и дискуссии, выработки решений непростых проблем, выстраивания и управления проектами — это серьёзнейшее ремесло и самый важный и необходимый инструмент, отличающий как хорошего профессионала от посредственного исполнителя в любом виде деятельности, так и зрелую взрослую личность от пожизненно инфантильного индивида.

При рождении мы получаем лишь некоторый набор когнитивных (познавательно-мыслительных) возможностей, в процессе социализации — случайный набор знаний, схем и привычек, а в сложившейся системе образования — отвращение к интеллектуальной работе и кучу неадекватных реальности стереотипов и мифов. Представьте себе человека, которому случайно достаётся случайный же набор деталей от компьютера, микроскопа, телескопа, химической лаборатории, чертёжные приборы и т.п., и которому дают случайный же перечень отрывочных знаний и фактов о некоторых предметах, но не дают никакого инструментария, помогающего самостоятельно и действительно разумно всё это рассортировать и приспособить к нужному делу. Что у него получится при любых попытках смастерить из этой смеси бардака в голове и кучи хлама хоть что-нибудь полезное? Правильно, СССР и АВТОВАЗ: в первом случае миллионы бессмысленно загубленных людей, во втором — миллионы бессмысленно произведённых бракованных машин.

Вы мне можете возразить, что на каждый специфический набор деталек есть узкие специалисты, которые и должны с ними разбираться. Правильно вроде: зачем Митрофанушке знать географию, если есть извозчики (таксисты, лётчики). Речь, однако, идёт не об узких знаниях, а об универсально необходимых  базовых умениях, которых никак нельзя обойти или проигнорировать без чрезвычайно существенных потерь для любого дела/результата. Если вас не волнует правильная сборка компьютера, то почти каждый человек пытается или мечтает "правильно собрать" личную жизнь, карьеру, отношения с окружающими,  и т.д.

Но для сколько-нибудь удовлетворительной и положительно результативной "сборки/разборки" любого элемента своей повседневной жизни рано или поздно каждому из нас начинают требоваться вполне определённые мыслительные операции и умения, при отсутствии которых гарантирован постоянный НЕУСПЕХ. Это касается даже, на первый взгляд, не самых сложных вещей, вроде обсуждения какой-нибудь проблемы с родственниками или нахождения общего языка с партнёром, с которым хотите связать свою жизнь, особенно если отсутствие нужных мыслительных навыков обоюдно. При переходе к решению задач посложнее роль мыслительных умений высокого уровня растёт, можно сказать, в геометрической прогрессии.

В чём же проблема? Понадобилась в своё время всеобщая счётно-читательная грамотность — создали обязательное среднее образование и решили задачу (только не забудьте посмотреть исторические справочники — сколько десятилетий на это пришлось потратить и какие препятствия преодолеть). Давайте определим теперь параметры мыслительной грамотности и переналадим образование под её внедрение.

Да, в общем виде выход из тупика формулируется просто. На бумаге всегда гладко, а в реале - овраг за оврагом. Первый же и очень глубокий "овраг" — проблема отсутствия мыслительной грамотности (я называю её "новой безграмотностью", хотя она и стара как мир) пока практически никак и никем не признана важнейшей социальной проблемой, каковой она объективно является (точнее, кое-где кое-кем и кое-как признана, но это признание — удел пока весьма узкого и маловлиятельного круга людей). В силу этого обстоятельства нет особого смысла описывать другие "овраги" сразу здесь — я к ним вернусь при описании сложностей индивидуального пути обучения критическому (умелому) мышлению.

Обучение действительно умелому мышлению индивидуально или в составе малой группы — вот пока удел первопроходцев КМ в России. Пока такое обучение не будет организовано массово и в обязательном порядке, все проекты по развитию демократии, "модернизации" и прокладке прочих "светлых путей" в будущее будут неизбежно делаться не через голову, а через противоположное место, поскольку в головах отсутствует необходимая инфраструктура...

2011-01-24

«Правильное» неуловимо и изменчиво, а ошибки неизменны тысячелетиями

«Правильное» неуловимо и изменчиво, а ошибки неизменны тысячелетиями — так что стоит изучать в первую очередь?

Обучение «правильному» — основной источник всех человеческих бед и глупостей

Почему нас ругают и наказывают за ошибки, но не обеспечивают знаниями об источниках, видах, признаках и критериях ошибок, а также не обучают умениям обнаруживать ошибки, исправлять их и эффективно использовать опыт работы над ними? Да потому, что это самый верный способ сохранять власть в руках негодных к управлению и держать в повиновении всех остальных лохов, верящих в миф «обучения правильному». Именно поэтому наше образование полностью соответствует точному наблюдению Е. Леца:
После долгих лет усиленной учебы ему удалось под толстыми слоями знаний скрыть свое невежество. (Ежи Лец. Почти всё)
Если бы учебники и энциклопедии по ошибкам были уже созданы, и эрратология стала бы обязательным предметом в школе и вузах, значительная часть бреда, ныне прокламируемого власть предержащими и средствами массовой коммуникации, стала бы просто невозможной в принципе или тут же бы испарялась от смеха основной части общества. А некомпетентным управленцам и коррупционерам давали бы не тюремные сроки (это им и сейчас не дают), а сроки в несколько лет на переобучение с круглосуточным отбыванием в учебных заведениях и с экзаменами каждую неделю.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения