Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-07-29

Слова — самое сильное волшебство из всех

На днях по случаю акции своего интернет-провайдера попал с женой на бесплатный просмотр последнего фильма о Гарри Поттере (никаких других не смотрел, кроме случайных кусков по ТВ при перелистывании каналов) — «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» (3D). Пишу об этом фильме из-за одной-единственной фразы, которую передаю по памяти, но совершенно точно по смыслу (в остальном фильм нулевой как произведение искусства):
Самое сильное волшебство из всех — слова.
Эта фраза, кстати, никак дальше не работает, хотя и произнесена с пафосом и в пафосной же ситуации. А так — золотые слова о словах. Сама по себе идея банальна, по крайней мере, для тех, кто со словом работает. Та же создательница Поттерианы сделала себе из слов немало миллионов денег, так что точно является авторитетным экспертом в этом вопросе.

Не о волшебстве, понятно, идёт речь, а той реальной роли, которую играют в жизни людей слова (язык), и о буквально сказочных приключениях и ужасах, которые порождаются всего-навсего словами. Сага, какую можно написать на совершенно повседневном и строго документальном материале, заведомо превзойдёт не то что Поттериану, но и многие вершины мировой классики по драматизму, закрученности сюжета и леденящему ужасу.

Любой деструктивный культ улавливает себе адептов всего лишь на определённый набор слов — и только.  Все абсурдные предрассудки, которыми больны люди, разносятся и поддерживаются словами. Буквально на следующий день после фильма о Гарри Поттере я включил канал History и попал на документальный фильм об истории преследований евреев в период около 1920-го года в России и в других европейских странах.

Показали совсем древнюю старушку, которая, видимо, отвечала на вопрос, почему тогда так плохо относились к евреям. «Люди говорили, что они употребляют кровь христианских детей». Когда её переспросили, откуда взялось такое утверждение, она опять повторила — ну люди же говорили...

Но самым интересным для меня в контексте заявленной темы и основной проблематики моего блога — и безумным до ужаса по дикости и нелепости — оказался эпизод с русским старичком, вспоминавшим антисемитские поверья своего детства. Он точно также воспроизвёл массовый бред про употребление евреями крови христианских младенцев, а дальше последовал шедевральный сюжет о попытке применения критического мышления. Будучи подростком, этот дедок слышал от взрослых суперсадистские технологические подробности процесса извлечения крови из мифических бедных младенцев, — что тех якобы катали в бочке, утыканной внутри гвоздями (больное сознание может придумать любой маразм). Его детское сознание ещё содержало импульс к здравому критическому размышлению, которое заставило задаться вопросом: Если эту кровь добывают таким образом, то в полученном «продукте» должно быть много посторонних и явно вряд ли нужных евреям примесей — кожа, грязь, кал и т.д. Попытка задать этот замечательный исследовательский вопрос мамаше была оборвана классическим образом — цыц, заткнись, придурок...

И какая фигня весь Гарри Поттер по сравнению с таким реалистическим детским сжетом....

2011-07-28

Общественные консультации по закону об образовании в РФ

«Общественные консультации по закону об образовании в РФ» – это открытый сетевой проект, в котором могут принять участие граждане, заинтересованные в создании более ясного, понятного и одобряемого обществом текста Закона об образовании.

Результаты общественных консультаций по законопроекту будут учитываться при разработке Федерального закона «Об образовании в РФ». Наиболее активные и продуктивные участники будут привлечены в качестве экспертов для последующей работы над проектом Федерального закона «Об образовании в РФ».

2011-07-26

Агитпроп дилетантов — Газета.Ru

В российских школах с будущего сентября вводятся уроки «медиабезопасности», с тем чтобы «дети не принимали за чистую монету все, что они видят по телевизору и в интернете», и чтобы они научились «анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников». На первый взгляд, тем самым власть предпринимает, по существу, самоубийственную инициативу. Поскольку тут же возникает вопрос: а что именно дети не должны принимать за чистую монету – возбужденную словосочетанием «Единая Россия» Надежду Бабкину, предсказания российских ясновидцев, добровольность поголовного вступления в «Народный фронт», скромное обаяние путинского торса, проповеди диакона Кураева или ликование в интернете главы Росмолодежи по поводу раскроенной головы журналиста Олега Кашина?

Критика бездельной критики. Часть 1: Диагноз

Критика критике — рознь. При том, что критика — самый популярный жанр в Интернете и СМК —  после порнографии и сплетен, — качество её подавляющей части не выше, чему у жанров-конкурентов. Критика как тематический жанр вполне способна воспроизводить любые недостатки и пороки, которые могут быть присущи человеческому мышлению и высказываниям: невежественность, некомпетентность, предвзятость (см., например, «Социоцентричный президент»), лживость, мифологичность, нелогичность и псевдологичность, неконструктивность, манипулятивность и т.д.

Я хочу обратить внимание своих читателей на такой почти тотально распространённый признак основной массы критических текстов в Интернете (и не только), как БЕЗДЕЛЬНОСТЬ. В этом понятии я вижу возможность объединить две черты — НЕдельность как противоположность «дельности» (компетентности, глубины, широты, многогранности, содержательности, полезности, конкретности, применимости, конструктивной результативности) и НИЧЕГОНЕделательность (отсутствие признаков хоть какой-нибудь собственной результативной деятельности автора критики в отношении предмета критики и нераспространение критики на самого себя с целью снятия всякой личной ответственности).

Во избежание возможных недоразумений и претензий сразу укажу на существование очень даже деятельных и «ответственных» УТОПИЧЕСКИХ и ДЕСТРУКТИВНЫХ критиканов, ярким примером которых на этих днях стал норвежец Андерс Брейвик — критика личным безумным действием во всей «красе».

Даже настоящая дельная и деятельная критика у одного и того же автора может перемежаться провалами в НЕдельность и в деструктивную деятельность. Пример, с которым я недавно столкнулся: читал посты одной американской мамаши про домашнее обучение (Unplugged Mom), в основном с разумной критикой школьного обучения и с описанием успешной практики обучения в домашней среде, как вдруг натолкнулся на её же подкаст с названием «Как вырастить невакцинированного ребёнка». Epic fail!!! Теперь я буду с удесятерённой критичностью просматривать её посты, а перепосты, пожалуй, уже и не буду делать — поищу источник с меньшим количеством тараканов.

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения