Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2011-07-26

Агитпроп дилетантов — Газета.Ru

В российских школах с будущего сентября вводятся уроки «медиабезопасности», с тем чтобы «дети не принимали за чистую монету все, что они видят по телевизору и в интернете», и чтобы они научились «анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников». На первый взгляд, тем самым власть предпринимает, по существу, самоубийственную инициативу. Поскольку тут же возникает вопрос: а что именно дети не должны принимать за чистую монету – возбужденную словосочетанием «Единая Россия» Надежду Бабкину, предсказания российских ясновидцев, добровольность поголовного вступления в «Народный фронт», скромное обаяние путинского торса, проповеди диакона Кураева или ликование в интернете главы Росмолодежи по поводу раскроенной головы журналиста Олега Кашина?

Критика бездельной критики. Часть 1: Диагноз

Критика критике — рознь. При том, что критика — самый популярный жанр в Интернете и СМК —  после порнографии и сплетен, — качество её подавляющей части не выше, чему у жанров-конкурентов. Критика как тематический жанр вполне способна воспроизводить любые недостатки и пороки, которые могут быть присущи человеческому мышлению и высказываниям: невежественность, некомпетентность, предвзятость (см., например, «Социоцентричный президент»), лживость, мифологичность, нелогичность и псевдологичность, неконструктивность, манипулятивность и т.д.

Я хочу обратить внимание своих читателей на такой почти тотально распространённый признак основной массы критических текстов в Интернете (и не только), как БЕЗДЕЛЬНОСТЬ. В этом понятии я вижу возможность объединить две черты — НЕдельность как противоположность «дельности» (компетентности, глубины, широты, многогранности, содержательности, полезности, конкретности, применимости, конструктивной результативности) и НИЧЕГОНЕделательность (отсутствие признаков хоть какой-нибудь собственной результативной деятельности автора критики в отношении предмета критики и нераспространение критики на самого себя с целью снятия всякой личной ответственности).

Во избежание возможных недоразумений и претензий сразу укажу на существование очень даже деятельных и «ответственных» УТОПИЧЕСКИХ и ДЕСТРУКТИВНЫХ критиканов, ярким примером которых на этих днях стал норвежец Андерс Брейвик — критика личным безумным действием во всей «красе».

Даже настоящая дельная и деятельная критика у одного и того же автора может перемежаться провалами в НЕдельность и в деструктивную деятельность. Пример, с которым я недавно столкнулся: читал посты одной американской мамаши про домашнее обучение (Unplugged Mom), в основном с разумной критикой школьного обучения и с описанием успешной практики обучения в домашней среде, как вдруг натолкнулся на её же подкаст с названием «Как вырастить невакцинированного ребёнка». Epic fail!!! Теперь я буду с удесятерённой критичностью просматривать её посты, а перепосты, пожалуй, уже и не буду делать — поищу источник с меньшим количеством тараканов.