Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2011-05-10

Системная сборка критического мышления: тренинг — 02. Ремоделирование некритического в критическое

Это будет уже второй тренинг (в разрабатываемой мною с 2004 г. серии тренингов КМ), в котором предполагается не описание и отработка общих базовых положений КМ или отдельных его инструментов и направлений применения, а работа по системному применению КМ к индивидуальным задачам и проблемам участников.

Будут предложены как вводные упражнения, позволяющие понять и почувствовать КМ как целостность, так и специфические системные инструменты КМ для повседневной жизни и профессиональных задач. Участники смогут поработать над индивидуальными задачами и проблемами с помощью системного применения КМ.

Если первый системный тренинг был во многом экспериментальным, то второй видится мне гораздо яснее и конкретнее, поэтому слово «эксперимент» из названия исчезло, хотя каждый шаг в программе тренингов КМ в России — это шаг в неизвестное. У этого тренинга есть общая тематическая рамка — «Ремоделирование некритического в критическое». Смысл этой формулировки — в перестройке (ремоделировании) устоявшихся и привычных (шаблонных, стереотипных) индивидуальных моделей восприятия мира и самого себя, моделей поведения и мышления на основе критических технологий и критических «чертежей». Будет применяться внешне простая, но весьма практичная и действенная техника одновременно и пошагового, и целостного «перекраивания» на критический лад тех актуальных и проблемных сфер мышления, поведения, чувств и деятельности, которые выберут индивидуально для себя участники тренинга. В программе возможны незначительные модификации и дополнения с учётом предварительных пожеланий.

Предварительная программа направлений работы на тренинге:
  • Ремоделирование в критическое — примеры и освоение техники.
  • Ремоделирование в критическое — групповые упражнения.
  • Ремоделирование в критическое — индивидуальные проекты.
  • Когнитивные техники и визуальные средства КМ в системном анализе и комплексном решении проблем.
  • Опыт и знания — на карту! Капитализация мудрости для личного использования: картирование индивидуальных баз знаний.
Время и место — 10-11 сентября, Москва, школа ОРТ, ул. Новослободская, 57. Запись в группу: sem1nar@mail.ru, тел.: +7-926-206-13-43 (Марина).

Критическое мышление (настоящее, не РКМЧП) для ежедневного применения по капле в день: КМ-капля № 0006 (примени сократово выспрашивание)

Самый до сих пор неосвоенный людьми инструмент, одновременно и самый важный, и самый эффективный — это задавание вопросов, выспрашивание. Единственный в истории человек, достигший в науке и искусстве задавания вопросов поразительных результатов почти 2,5 тысячелетия назад, — Сократ, — до сих пор стоит одиноким мемориальным пиком в памяти человечества, да так крепко, что его именем назвали само это умение вопрошанием делать из людей неграмотных почти мудрецов. Сократово выспрашивание — правильное название этого блока знаний и умений (а не «сократовский диалог», как часто пишут).

Итак, КМ-капля № 0006 (примени сократово выспрашивание).

Берёте классифицированный список с примерами формулировок сократовых вопросов и начинаете применять сначала одну первую категорию (вопросы прояснения (уточнения)) хотя бы несколько раз в день, затем через несколько дней или неделю добавляете в свой арсенал вопросы второй категории (вопросы для исследования допущений) и далее последовательно доводите свою вопросовооружённость до владения всеми шестью категориями.
Ресурсы моего производства — раздел «Вопросы» на моём сайте + посты блога по тегу «вопрос».

2011-05-09

Оружие массового... обучения: Путешествие школьного учителя через Тёмный Мир навязчивого ошколивания

Джон Тэйлор Гатто, которого я уже упомянул в предыдущем посте, в 2008 г. опубликовал книгу "Оружие массового обучения: Путешествие школьного учителя через Тёмный Мир навязчивого ошколивания" (Weapons of Mass Instruction: A Schoolteacher's Journey through the Dark World of Compulsory Schooling). На болгарский язык первую часть названия перевели как "Оружие массового обезличивания". В своём блоге я уже упоминал его книгу "Скрытая история американского образования" (The Underground History of American Education). Увидят ли эти  и другие книги Дж. Гатто свет на русском языке, предсказывать не берусь, но необходимость в этом - огромная.

Бойкот ЕГЭ по-американски: Bartleby Project 2011

В Соединённых Штатах развёрнута кампания по бойкоту государственного (в США это уровень отдельного штата) тестирования школьников, получившая название Bartleby Project 2011. Не думаю, что эта новость заслужит хоть какое-то внимание российских СМК, чтобы не развращать российских школьников «дурным» заокеанским примером.

Американских школьников призывают в начале тестирования написать на своих документах одну фразу: «Я предпочитаю не проходить ваш тест». И всё. Если 5% всех школьников (их в США 60 млн.) совершат такой поступок, школьное тестирование как институт будет поставлено под убийственный вопрос.

Для информирования и агитации школьников созданы видеоролики: What is the Bartleby Project? (1), What is the Bartleby Project? (2), What is the Bartleby Project? (3),  Bartleby Project 2011: Do not take your state tests!. Эти ролики фактически представляют из себя инструкции по разрушению системы школьных стандартизированных тестов как таковой. Название кампании и саму идею подкинул в американское общество Джон Тэйлор Гатто (John Taylor Gatto), в своё время признававшийся  несколько раз лучшим учителем Нью-Йорка и штата Нью-Йорк, но уже 20 лет назад начавший непримиримую борьбу против сложившейся системы школьного образования.

Бартлби — герой рассказа «Писец Бартлби» Германа Мелвилла, пересказывать сюжет которого я не буду, чтобы не лишать удовольствия тех, кто прочитает его впервые.

2011-05-06

Критический взгляд на социальную рекламу образования

Такая фотография появилась в блоге одного из моих друзей с такими комментариями:
XXI век на дворе. Россия. Москва. Билборд у Госдумы.
«Нет учеников неспособных, есть ученики радивые и нерадивые». Цитата из какого-то учителя 2010. Справа Большой театр, напротив Кремль. Полный улет! Слева Госдума. Учителя зовут Георгий Шотович Гоциридзе.
Какая-то чисто авторитарная фраза... А  про учителей? И заодно про власти... Ага, смысл афоризма сводится к «стране нужны послушные рабы»...
Я даже комментировать не хочу такую средневековую дикость, выставляемую напоказ в самом сердце столицы.

2011-05-04

Критическое мышление (настоящее, не РКМЧП) для ежедневного применения по капле в день: КМ-капля № 0005 (задай вопросы о личных базовых теориях)

Кому-то некоторые мои КМ-капли могут показаться вёдрами или даже бочками, но универсального стандартного дозатора пока придумать не могу. Новая КМ-капля, извлечённая из давнишнего поста, является существенным довеском к КМ-капле № 0001, поэтому одновременный их приём следует осуществлять с предосторожностями от затопления.

Итак, КМ-капля № 0005 (задай вопросы о личных базовых теориях).
То, что у вас получится в результате ответов на предложенный список вопросов, в науке называется «индивидуальная эпистемология», иначе говоря, индивидуальная система сбора и оценки знаний или того, что вам кажется знаниями и истиной.

Критическое мышление (настоящее, не РКМЧП) для ежедневного применения по капле в день: КМ-капля № 0004 (обрати внимание на непредвиденное)

Вспышка полемики на тему КМ-капли № 0003 о случайности подсказала мне тему следующей капли.

Итак, КМ-капля № 0004 (обрати внимание на непредвиденное).

Специальное предложение для непризнающих случайное: попробуйте соотнести осознаваемые вами и предвидимые/предвиденные условия и последствия любых свои планов и проектов (осуществлённых и предстоящих) с неосознаваемыми и непредвидимыми/непредвиденными условиями и последствиями, как уже проявившимися, так и потенциальными, этих же планов и проектов. Попробуйте честно ответить себе на вопросы:
  • В какой степени вы вообще озабочены существованием этой подводной части айсберга?
  • Какие практические выводы вы готовы сделать из проделанного анализа?

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения