Работа с онтографией и критическое осмысление онтологических аспектов наших представлений позволила мне понять, какую сверхважную роль могут играть критические онтологические аналогии. Я имею в виду, конечно же, не логические ошибки выводов по аналогии, а попытки создать аналогии-модели, призванные высветить свойства тех явлений, структур и процессов, на которые эти аналогии обращены. Во многих случаях, будучи созданы неглупыми авторами, они могут быть сильным средством онтологического прояснения.
Сегодня сложилось так, что я столкнулся сразу с двумя развёрнутыми примерами использования аналогий для объяснения и описания устройства российской реальности на данный день. Это статья С. Тарощиной «Давай сверлить друг другу ноги: Новая опричнина на телевидении в формате Владимира Сорокина» в «Новой газете» и пост ЖЖ-юзера Два Капитана «оценочное суждение» (этот автор явно не любит заглавные буквы), у которого ещё обнаружился и пост «про персики» (на самом деле, про критическое мышление, но автор ещё любит несовпадение заголовков и содержания — неплохой приём для разрыва шаблонов. Там тоже есть пара неплохих аналогий — просто мастер аналогий). Этот последний упомянутый пост я размещу в следующей заметке — и тема отличается, и не хочется концентрировать в одном месте такое количество мата (с этим явно перебор, но бывает и в навозе жемчуг...), а пока — «весёлые истории в журнале...», тьфу, весёлые аналогии в ЖЖ:
Пишет Два Капитана (2k)
2012-10-11 12:55:00
оценочное суждение
про это много, где пишут, но почему-то хочется еще раз сказать.
самое гадкое, что нынешний режим сделал со страной, — расшатал понятие нормы. в принципе, уже пять лет назад не отпускало ощущение, что страна в руках сумасшедших, но теперь-то понимаешь, что те были еще ничего.
можно ли пить кефир перед тем, как садиться за руль?
можно ли детям читать журнал «афиша-еда»?
можно ли регистрироваться в социальных сетях без паспорта?
все эти вопросы всерьез обсуждаются людьми, которые, условно говоря, живут на наши с вами налоги.
в безумные девяностые, кстати, ничего такого не было. т.е. фриков и ебанутых и тогда было много (может, даже больше, чем сейчас), но они воспринимались именно как фрики и ебанутые. люди понимали, что если у собеседника на губах выступает пена, значит, он не очень хорошо подходит на должность главного врача россии или кто он у нас там (несмотря на то, что пена на губах имеет некоторое отношение к медицине).
сейчас же невозможно отличить настоящую новость от придуманной.
какую хуйню ни придумай, а в белгородской, условно, области ее уже внедрили полгода назад.
я, кстати, вполне допускаю, что первое время инъекции откровенной хуйни в пространство были осмысленны, имели под собой разумную причину. например, с их помощью можно было отвлечь общественное сознание от каких-то важных, но по тем или иным причинам нежелательных для власти тем. но процесс давно уже подпитывает сам себя, цветы расцветают сами, причем сразу и все.
и, кстати, не очень важно, ебанутый ли человек от рождения, или это просто стратегия, которая кажется ему эффективной.
это как если бы мы сидели в кафе, шеф-повар которого не очень хорошо готовит.
и вот он, в разгар очередного обсуждения качества еды, выходит в центр зала, раздевается и делает колесо.
и ему кажется, что это хорошее решение, потому что люди действительно перестают обсуждать еду, которая по-прежнему не очень.
как только публике надоедает акробатика, он придумывает что-нибудь другое.
постепенно к повару подтягиваются другие творческие люди.
кто-то избивает поклонников баклажанов, кто-то разбавляет сметану водкой, кто-то, простите, срет на стол.
а когда у вас в заведении начинают срать на стол — это немного другой формат.
качество приготовления пищи исчезает с повестки дня навсегда.
штука еще в том, что ребенку, например, довольно сложно объяснить, что человек, который срет на стол в кафе, ебанутый, потому что у этого человека должность, его показывают по телевизору и никто по этому телевизору над ним не смеется.
все делают вид, что так и надо.
все делают вид, что это со столом что-то не так.
даже если ребенку объяснить, что срать на стол это не совсем ок, у него в голове возникает очень странная картина, в которой в кафе или срут на стол (не ок, но бывает), или не срут на стол. тогда как на самом деле кафе и рестораны вообще немного про другое.
и вот есть две модели. в первой модели у нас есть президент, премьер-министр, правительство, депутаты, ну и далее по списку. в этой модели предполагается, что ее акторы обладают некоторыми компетенциями, которые делают их пригодными для управления страной. сбои, разумеется, бывают, не без этого, эффективность управления, наверное, тоже не слишком высока, но в целом телега медленно, но едет.
вторая модель получается про собаку, которой семь верст не крюк. сапожник без сапог, санитарный врач без санитаров. люди, которые, по идее, должны управлять телегой, разобрали ее и танцуют голыми при луне. и чем лучше человек пляшет голый при луне, тем больше у него шансов пробиться в топ-менеджмент телеги. на вопросы озадаченных пассажиров топ-менеджмент отвечает грубовато, но точечно. сомневаться в том, что телега движется, становится плохим тоном. вопрос о направлении не приходит в голову никому. главная претензия оппозиции к власти в том, что музыка играет не та.
и вот эти две модели очень плохо сочетаются друг с другом. они порождают шизофрению, причем вторая модель, хоть и не может существовать без первой, начинает ее пожирать, потому что срать на стол намного проще, чем хорошо готовить, срать на стол это не вопрос навыков и качественных продуктов, это вопрос наличия политической воли (и стола).
из всего, что случилось с россией за последние десять лет, это самое плохое.
потому что люди уходят и приходят, никто не вечен. деньги важная штука, но они тоже уходят и приходят. политзаключенные? плохо, конечно, но политзаключенных можно выпустить, и их нет. что там у нас еще на повестке дня - химкинский лес?
это такие мелочи.
что делать с сумасшедшими, которые считают себя нормальными?
что делать с сумасшедшими, которые годами получают положительную обратную связь от окружающего мира?
что делать с сумасшедшими, которые искажают реальность так, что понятие нормы смещается или вообще теряет смысл.
а их же сотни тысяч, если не миллионы.
путин рано или поздно уйдет, а они-то куда.2
Комментариев нет:
Отправить комментарий