Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2012-03-10

Реалистичное обучение реальному положению дел

Система образования должна готовить молодое поколение к реалиям жизни? Ни в одной учебной программе или стандарте вы не найдёте такой постановки вопроса. В поставленный вопрос стоит добавить «к эффективной конструктивной деятельности в полностью понимаемых реалиях жизни», но я пока остановлюсь именно на ознакомлении с реальным положением дел.

К какому жанру и стилю можно было отнести сложившееся среднее и высшее образование, если рассматривать их как своего рода произведения искусства? К критическому реализму,  романтике,  классицизму, фантастике или фэнтези, агитпропу, попсе, житиям святых, модернизму, постмодернизму, абстракционизму, сюрреализму? На мой взгляд, там можно найти всё из перечисленного, кроме первого.

Что должны бы содержать учебные программы и стандарты, если доводить их до уровня критического реализма (по философской классификации — критического рационализма)?

В самую первую очередь, они должны включать — соразмерно и соответственно реальности — перечень и описание ошибок, заблуждений, манипуляций, обманов, нарушений законов и правил и т.п., т.е. явлений, составляющих чрезвычайно важную и актуальную часть реальности. Предположим, курс обществознания или пресловутый курс «Россия в мире», если их создавать не в жанре агитпропа, а в жанре критического реализма, будут включать не только пересказ норм Конституции, благие пожелания по соблюдению законов и рекламные буклеты к сочинской Олимпиаде, но и описание всех технологий нарушений избирательного процесса, подтасовок трактования Конституции, динамику спуска России в списке коррумпированных стран вкупе с описанием всех видов коррупции и т.д. В качестве компромисса возможно приведение примеров всех социально-политико-экономических гадостей на примере каких-нибудь африканских или латиноамериканских государств, главное, чтобы перечень был полный, а кейсы — выразительными.

И в учебниках могут приведены такие отрывки из интервью социолога Симона Кордонского, где как упоминается реальность:
— А у нас сейчас дефицит чего?
— Власти.
— И куда она делась?
— Растворилась. Найдите человека, который решит любую проблему. Нету его. Обдерут как липку, а проблему не решат. Еще и подставят. Есть рынок имитации власти.
— А кого слушаются?
— А никого. Исходят из собственных интересов. Понимаете, есть «в реальности» и есть «на самом деле». В реальности во власти все места заняты, а на самом деле власти нет. Все ищут, кому дать. Непонятно, к кому обратиться, чтобы решить проблему. Все спрашивают: у кого сейчас власть? А ее нет. Дефицит.
— А можно «отпустить цены на власть»?
— Это значит свободные выборы. А в выборах некому участвовать, потому что народа нет.
— Обычно этим занимаются политические партии.
— У нас нет политических партий. Есть сословные имитации. В России свободный рынок власти — это развал государства. Куда Чечня денется, как вы думаете? Или дальневосточные регионы?