Каспаров.Ru | Дело Pussy Riot дискредитирует власть и РПЦ
31.07.2012
Честно говоря, мне до самого последнего момента не хотелось затрагивать тему известного панк-молебна в храме Христа Спасителя. Прежде всего потому, что тема эта казалась предельно ясной и до конца освещенной в многочисленных публикациях.
Однако данное предположение оказалось ошибочным. Авторы текстов и комментариев (во всяком случае, те их них, с которыми я успел познакомиться) упустили из виду важный, если не сказать важнейший, момент.
Ни в одном из известных российских изданий я не прочел ни слова о реакции мировой христианской общественности на акцию в главном православном храме России.
Такой «заговор молчания» вряд ли можно считать случайным. Тем более что в зарубежной прессе таких комментариев более чем достаточно. Но россияне о них ничего не знают. Зато наших соотечественников в изобилии потчуют бредовыми заявлениями разного рода «бесоведов», советующих девицам повторить свою акцию, скажем, в ваххабитской мечети.
Кстати, это заявление вельможного мракобеса тоже весьма примечательно. Ведь его автор не предложил провести подобный панк-молебен в костеле, кирхе или даже в православном храме, принадлежащем иной автокефалии. Он намеренно «уравнял» свою, якобы исконную православную веру с конфессией, основанной на совершенно иных духовных, нравственных и правовых параметрах. То есть ушел от сравнения с государствами, живущими в моральном пространстве, казалось бы, близкой нам христианской культуры.
Поэтому попробуем вместо «бесоведа» сами задать себе этот вопрос. Как среагировали бы власти какого-нибудь среднестатистического европейского государства в случае проведения панк-молебна в христианском храме?
Ответ будет столь же обескураживающим для доморощенных псевдопатриотов, сколь и ожидаемым. Власти не среагировали бы никак. Они, скорее всего, сочли бы происходящее явлением курьезным, но совершенно естественным.
Чтобы попробовать ответить на вопрос о причинах такой разницы в оценках одного и того же явления, нам придется немного углубиться в историю.
Россию сегодня принято называть православным государством. Не вдаваясь в правомерность такого определения, выясним, что же большинство наших сограждан подразумевает под этим понятием.
Оказывается, по результатам многочисленных исследований, помимо невнятных ссылок на Христа и христианство в целом (о чем значительная часть россиян имеет весьма смутное представление), под этим словом многие понимают то, что наша страна идет «правильным славным путем» и даже ведет за собой остальные народы христианского мира. Недаром на вопрос, кто из православных иерархов является в мире первым по чину, подавляющее большинство опрошенных назвали действующего московского патриарха.
Но это, в свою очередь, означает, что подавляющая часть россиян даже не подозревает о том, что, помимо Русской православной церкви, в мире есть другие православные автокефалии и, помимо «русского православия», есть другое «нормальное» православие, живущее по несколько иным нравственным законам.
Страшно даже сказать, но в этом огромном православном мире Россия не занимает первого места по значимости!
В мире насчитывается примерно тридцать самостоятельных (автокефальных и автономных) православных церквей, объединяющих более четырехсот миллионов верующих. Русская православная церковь насчитывает около семидесяти миллионов прихожан, что составляет 17 процентов от числа всех православных в мире. Конечно, это немало, но согласимся, что до «контрольного пакета» далеко. Тем более далеко до монопольного «права на истину», которое в последнее время отчаянно пытаются присвоить себе нечистые на руку и на помыслы лукавые российские иерархи.
Одновременно, между делом, замечу, что по чину и значимости Русская православная церковь во время богослужений поминается не первой, не второй и даже не третьей, а всего лишь пятой.
Таково ее место в христианском мире. Первой положено поминать Вселенскую Константинопольскую церковь и ее предстоятеля святейшего Варфоломея Первого (который и является сегодня первоиерархом православных церквей всего мира). Далее следуют Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская православные церкви. Русская церковь, как только что говорилось, занимает по чину пятое место.
Все это было сказано отнюдь не для того, чтобы умалить значение Русской православной церкви и ее роль в становлении российского государства. Они, без сомнения, достаточно велики. Просто мы поставили своей задачей показать, что в мире существует «иное» православие, живущее по своим законам, которые большинство православных планеты считают истинными и правильными. То есть православие, которое, несмотря на свою заявленную «ортодоксальность», строит отношения с паствой, учитывая действующие в обществе демократические нормы и реалии XXI века.
Так, в православных храмах большинства стран мира (естественно, кроме России) уже давно принято сидеть во время богослужения, а женщинам дозволено самим решать, покрывать им голову платком или оставить непокрытой. В православных храмах цивилизованного мира проводятся светские лекции и диспуты, звучит радостная и задорная музыка, джаз и рок. Известнейшие богословы утверждают, что все эти новшества не только не противоречат, но и полностью соответствуют учению Христа, которое (в отличие опять-таки от своеобразной мрачной и суровой российской интерпретации) является учением веселым, радостным, оптимистичным и жизнеутверждающим.
Мы уже не говорим о том, что православные всего мира празднуют Рождество, как и положено, 25 декабря, в отличие от косного российского духовенства, намертво «вцепившегося» в устаревший юлианский календарь.
В православных храмах мира можно услышать политические призывы, в том числе резко критические по отношению к руководству стран, где они звучат.
Автор этих строк сам слышал такие призывы к отставке правительства в храмах Греции, где православие, как известно, является официальной религией. По сравнению с этими по-южному эмоциональными призывами лозунги российской панк-группы кажутся наивными детскими песенками, коими они в действительности и являются. Но греки воспринимают это «богохульство» совершенно естественно. Никому даже в голову не приходит обратиться в полицию и, уж тем более, объявить себя оскорбленным.
Как мне объяснили местные сопровождающие гиды, политические заявления в храме здесь считаются естественным продолжением выполнения заветов Христа, призывавшего бороться с лукавыми и продажными властителями мира сего любыми доступными средствами, в том числе призывами в Доме Отца Его. То есть в христианском храме.
Вот в этом-то и заключается ответ на вопрос, что случилось бы, прозвучи панк-молебен в костеле, кирхе или православной церкви какой-нибудь страны Западной или Восточной Европы.
Правильный ответ уже прозвучал в начале нашего разговора: не случилось бы ничего! Прихожане, священники и представители власти сочли бы случившееся делом совершенно естественным.
Если, конечно, при этом не были нарушены положения Уголовного кодекса данной страны. Например статья об оскорблении личности. Но, насколько я понимаю толкование законов, фраза, призывающая Богородицу «прогнать Путина», не подходит под данную статью никаким боком.
Именно поэтому в зарубежной христианской, в том числе и православной печати сейчас можно найти многочисленные публикации с резкими осуждениями происходящего в России.
Православные клирики и миряне совершенно справедливо считают, что наша церковь последовательно и верно возвращается во времена самого мрачного Средневековья, противопоставляя себя тем самым мировому христианству.
Из сказанного придется сделать еще один печальный вывод. Судя по всему, никакого православия в России сегодня нет и в помине. Есть некая христианоподобная секта дьяволопоклонников, использующая элементы атрибутики православного христианства, но чудовищным образом исказившая и извратившая его суть. Что сделать было, кстати, совершенно несложно ввиду вопиющей дремучести народа в области христианской догматики. Так называемая Русская православная церковь в лице своих высших иерархов сегодня ставит перед собой задачу любыми путями и средствами поддерживать и оправдывать действия захвативших власть авторитарных узурпаторов.
Но наша власть, как уверены многие мудрые наблюдатели, давно продала душу дьяволу. Следовательно, вынуждены верно служить лукавому и клевреты этой власти. Все они, включая национального лидера, недавнего местоблюстителя, святейшего патриарха со всей его свитой и многомиллионной армией российского чиновничества, стали пассажирами поезда, следующего прямиком в ад. С позиций хоть христианина, хоть атеиста, хоть агностика они давно уже прокляты своими согражданами.
Покаяние тут уже не поможет. Поздно.
Юрий Гладыш
31.07.2012
Поезд, идущий в ад
Дело Pussy Riot дискредитирует власть и РПЦ
update: 31.07.12 (11:09)Честно говоря, мне до самого последнего момента не хотелось затрагивать тему известного панк-молебна в храме Христа Спасителя. Прежде всего потому, что тема эта казалась предельно ясной и до конца освещенной в многочисленных публикациях.
Однако данное предположение оказалось ошибочным. Авторы текстов и комментариев (во всяком случае, те их них, с которыми я успел познакомиться) упустили из виду важный, если не сказать важнейший, момент.
Ни в одном из известных российских изданий я не прочел ни слова о реакции мировой христианской общественности на акцию в главном православном храме России.
Такой «заговор молчания» вряд ли можно считать случайным. Тем более что в зарубежной прессе таких комментариев более чем достаточно. Но россияне о них ничего не знают. Зато наших соотечественников в изобилии потчуют бредовыми заявлениями разного рода «бесоведов», советующих девицам повторить свою акцию, скажем, в ваххабитской мечети.
Кстати, это заявление вельможного мракобеса тоже весьма примечательно. Ведь его автор не предложил провести подобный панк-молебен в костеле, кирхе или даже в православном храме, принадлежащем иной автокефалии. Он намеренно «уравнял» свою, якобы исконную православную веру с конфессией, основанной на совершенно иных духовных, нравственных и правовых параметрах. То есть ушел от сравнения с государствами, живущими в моральном пространстве, казалось бы, близкой нам христианской культуры.
Поэтому попробуем вместо «бесоведа» сами задать себе этот вопрос. Как среагировали бы власти какого-нибудь среднестатистического европейского государства в случае проведения панк-молебна в христианском храме?
Ответ будет столь же обескураживающим для доморощенных псевдопатриотов, сколь и ожидаемым. Власти не среагировали бы никак. Они, скорее всего, сочли бы происходящее явлением курьезным, но совершенно естественным.
Чтобы попробовать ответить на вопрос о причинах такой разницы в оценках одного и того же явления, нам придется немного углубиться в историю.
Россию сегодня принято называть православным государством. Не вдаваясь в правомерность такого определения, выясним, что же большинство наших сограждан подразумевает под этим понятием.
Оказывается, по результатам многочисленных исследований, помимо невнятных ссылок на Христа и христианство в целом (о чем значительная часть россиян имеет весьма смутное представление), под этим словом многие понимают то, что наша страна идет «правильным славным путем» и даже ведет за собой остальные народы христианского мира. Недаром на вопрос, кто из православных иерархов является в мире первым по чину, подавляющее большинство опрошенных назвали действующего московского патриарха.
Но это, в свою очередь, означает, что подавляющая часть россиян даже не подозревает о том, что, помимо Русской православной церкви, в мире есть другие православные автокефалии и, помимо «русского православия», есть другое «нормальное» православие, живущее по несколько иным нравственным законам.
Страшно даже сказать, но в этом огромном православном мире Россия не занимает первого места по значимости!
В мире насчитывается примерно тридцать самостоятельных (автокефальных и автономных) православных церквей, объединяющих более четырехсот миллионов верующих. Русская православная церковь насчитывает около семидесяти миллионов прихожан, что составляет 17 процентов от числа всех православных в мире. Конечно, это немало, но согласимся, что до «контрольного пакета» далеко. Тем более далеко до монопольного «права на истину», которое в последнее время отчаянно пытаются присвоить себе нечистые на руку и на помыслы лукавые российские иерархи.
Одновременно, между делом, замечу, что по чину и значимости Русская православная церковь во время богослужений поминается не первой, не второй и даже не третьей, а всего лишь пятой.
Таково ее место в христианском мире. Первой положено поминать Вселенскую Константинопольскую церковь и ее предстоятеля святейшего Варфоломея Первого (который и является сегодня первоиерархом православных церквей всего мира). Далее следуют Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская православные церкви. Русская церковь, как только что говорилось, занимает по чину пятое место.
Все это было сказано отнюдь не для того, чтобы умалить значение Русской православной церкви и ее роль в становлении российского государства. Они, без сомнения, достаточно велики. Просто мы поставили своей задачей показать, что в мире существует «иное» православие, живущее по своим законам, которые большинство православных планеты считают истинными и правильными. То есть православие, которое, несмотря на свою заявленную «ортодоксальность», строит отношения с паствой, учитывая действующие в обществе демократические нормы и реалии XXI века.
Так, в православных храмах большинства стран мира (естественно, кроме России) уже давно принято сидеть во время богослужения, а женщинам дозволено самим решать, покрывать им голову платком или оставить непокрытой. В православных храмах цивилизованного мира проводятся светские лекции и диспуты, звучит радостная и задорная музыка, джаз и рок. Известнейшие богословы утверждают, что все эти новшества не только не противоречат, но и полностью соответствуют учению Христа, которое (в отличие опять-таки от своеобразной мрачной и суровой российской интерпретации) является учением веселым, радостным, оптимистичным и жизнеутверждающим.
Мы уже не говорим о том, что православные всего мира празднуют Рождество, как и положено, 25 декабря, в отличие от косного российского духовенства, намертво «вцепившегося» в устаревший юлианский календарь.
В православных храмах мира можно услышать политические призывы, в том числе резко критические по отношению к руководству стран, где они звучат.
Автор этих строк сам слышал такие призывы к отставке правительства в храмах Греции, где православие, как известно, является официальной религией. По сравнению с этими по-южному эмоциональными призывами лозунги российской панк-группы кажутся наивными детскими песенками, коими они в действительности и являются. Но греки воспринимают это «богохульство» совершенно естественно. Никому даже в голову не приходит обратиться в полицию и, уж тем более, объявить себя оскорбленным.
Как мне объяснили местные сопровождающие гиды, политические заявления в храме здесь считаются естественным продолжением выполнения заветов Христа, призывавшего бороться с лукавыми и продажными властителями мира сего любыми доступными средствами, в том числе призывами в Доме Отца Его. То есть в христианском храме.
Вот в этом-то и заключается ответ на вопрос, что случилось бы, прозвучи панк-молебен в костеле, кирхе или православной церкви какой-нибудь страны Западной или Восточной Европы.
Правильный ответ уже прозвучал в начале нашего разговора: не случилось бы ничего! Прихожане, священники и представители власти сочли бы случившееся делом совершенно естественным.
Если, конечно, при этом не были нарушены положения Уголовного кодекса данной страны. Например статья об оскорблении личности. Но, насколько я понимаю толкование законов, фраза, призывающая Богородицу «прогнать Путина», не подходит под данную статью никаким боком.
Именно поэтому в зарубежной христианской, в том числе и православной печати сейчас можно найти многочисленные публикации с резкими осуждениями происходящего в России.
Православные клирики и миряне совершенно справедливо считают, что наша церковь последовательно и верно возвращается во времена самого мрачного Средневековья, противопоставляя себя тем самым мировому христианству.
Из сказанного придется сделать еще один печальный вывод. Судя по всему, никакого православия в России сегодня нет и в помине. Есть некая христианоподобная секта дьяволопоклонников, использующая элементы атрибутики православного христианства, но чудовищным образом исказившая и извратившая его суть. Что сделать было, кстати, совершенно несложно ввиду вопиющей дремучести народа в области христианской догматики. Так называемая Русская православная церковь в лице своих высших иерархов сегодня ставит перед собой задачу любыми путями и средствами поддерживать и оправдывать действия захвативших власть авторитарных узурпаторов.
Но наша власть, как уверены многие мудрые наблюдатели, давно продала душу дьяволу. Следовательно, вынуждены верно служить лукавому и клевреты этой власти. Все они, включая национального лидера, недавнего местоблюстителя, святейшего патриарха со всей его свитой и многомиллионной армией российского чиновничества, стали пассажирами поезда, следующего прямиком в ад. С позиций хоть христианина, хоть атеиста, хоть агностика они давно уже прокляты своими согражданами.
Покаяние тут уже не поможет. Поздно.
Юрий Гладыш
Комментариев нет:
Отправить комментарий