Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2014-07-14

Начинаем со слов, заканчиваем кровью

Оригинал взят у dj_khrust в Начинаем со слов, заканчиваем кровью. О хунте и ополченцах
Всё начинается с неряшливого отношения к словам. Иногда эта неряшливость намеренно продумана. Потом из-за этой намеренно продуманной неряшливости люди идут погибать и убивать. Например, наслушавшись про «киевскую хунту» и «ополченцев Юго-Востока».

Не будем долго говорить о том, что никакого «Юго-Востока» Украины как некой целостности, якобы противостоящей «Северо-Западу», не существует. Крым захвачен Россией, Луганская область охвачена войной, в то время, как большинство в Харькове, Одессе и уж, тем более, в Днепропетровске — за единую Украину. Но мы не об этом.

Чтобы развенчать словесную «намеренную неряшливость», которой полна любая пропаганда, нужно ответственно отнестись к словам. К сожалению, очень легко бросить пропагандистскую фразу, но нужно потратить намного больше времени и текста, чтобы её развенчать. Довольно часто в своей жизни — начиная от отношений на работе, заканчивая политикой, приходится наблюдать случай из бородатого анекдота:

— Поручик, правда, что вы вчера выиграли 1000 рублей в преферанс?
— Правда. Только не вчера, а позавчера, не 1000 рублей, а 15, не в преферанс, а в домино и не выиграл, а проиграл.
Поэтому проблема рационального критического подхода в том, что это всегда — занудство, а пропагандистская речь всегда эмоциональна и ярка. Но, чтобы не дать пропаганде собой манипулировать, надо быть в хорошем смысле занудой.

Итак, сегодня наше исследование посвящено двум пропагандистским штампам — «ополченцы» и «хунта».

Начнём с ополченцев.

«Ополченец. Военнослужащий ополчения...» (Толковый словарь Ушакова). Смотрим «ополчение».

«Ополчение. Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, преимущ. на добровольных началах.» Толковый словарь Ожегова. Остальные толковые словари дают такое же определение.
Энциклопедия «История отечества» даёт следующий ответ: «Военные формирования, создававшиеся из свободных крестьян, дворян, горожан и др. в период вражеских нашествий...»

Суммируем словарные определения. Ополчение создаётся:

  • из добровольцев, не военослужащих,

  • в период вражеского нашествия,

  • в помощь действующей армии
То есть, если мы говорим, что на Украине есть ополчение, то мы признаём, что туда вторгся враг. Действительно: большинство воюющих на стороне самопровозглашённых республик попали туда с территории другого государства — Российской Федерации. То есть, они являются для Украины внешним врагом, и чтобы этому врагу противостоять, нужно ополчение. Кроме того, ополчение по определению помогает действующей армии.

Получается, что единственные, кого можно по-настоящему называть ополченцами — это помогающие украинской армии бороться с внешним врагом добровольцы батальонов «Донбасс», «Днепр», «Азов» и «Айдар». Сейчас они раздают хлеб и колбасу жителям Славянска. Молодцы.

* * *
Теперь про слово «хунта».

Термин «хунта» имеет несколько значений, в том числе и вполне нейтральных («В Испании и в странах Латинской Америки название различного рода объединений, союзов, комиссий, государственных органов.»Исторический словарь).
Но нас интересует значение, в котором это слово в последнее время употребляют чаще всего:

Суммируем. В узком смысле слова хунта:

  1. состоит из военных,

  2. приходит к власти неконституционным путём,

  3. устанавливает террор, диктатуру и реакцию [(7), (8)]
В широком смысле слова [(2)] хунта — просто любые узурпаторы власти.

Давайте сравним правительства Украины, России и самопровозглашённой Новороссии по этим признакам.

Украина.

  1. Правящие органы власти — президент, правительство, Рада. Президент — бизнесмен. Премьер — тоже бизнесмен, затем экономист (кстати — бывший министр экономики Крыма, избранный советом АРК; почему-то тогда крымчан не смутило, что Яценюк «укрофашист»). Председатель Рады — технолог-металлург, экономист, общественный деятель. Военных нет (разве что Турчинов короткое время руководил СБУ, меньше года).

  2. Рада была избрана в 2012 году и с тех пор не прекращала своих полномочий. Президент был избран на всенародных выборах, и все мои коллеги-наблюдатели подтвердили, что нарушения были незначительны, а украинское выборное законодательство куда совершенней нашего. Правительство утверждено по согласию президента и Рады, как полагается. Значит, нынешние государственные органы на Украине пришли к власти вполне конституционным путём.

  3. Диктатуры никакой нет. Президент не ущемляет полномочия премьера, Рады и судов. Кроме того, он тут предложил избирать губернаторов и расширить местное самоуправление. Не вижу здесь никакой диктатуры, терроризма и реакции.
То есть в Киеве — никакая не хунта.

Давайте теперь посмотрим на Россию.

  1. Правящие органы власти — президент, правительство, Дума (но мы прекрасно знаем, что de facto никто не перечит президенту, реально Путин практически неограниченно контролирует и правительство, и Думу). Путин — не армеец, но силовик (КГБ-ФСБ). Премьер — экономист, председатель Думы — инженер, но тоже (бывший) силовик-кагэбэшник. То есть военные-силовики присутствуют.

  2. Не раз фальсифицировались выборы, принимались дискриминационные по отношению к оппозиционерам законы («барьеры» и «фильтры», от которых освобождаются представители фракций), предоставление СМИ только одному кандидату и т. п. — короче, приходят к власти неконституционным путём.

  3. Откровенной диктатуры и террора у нас пока нет, но есть их элементы: неравенство перед законом, преступления высокопоставленных лиц остаются безнаказанными и т. п. Есть реакция: зажим свободы слова (в т. ч. уже и в интернете), фактический запрет собраний и т. п.
Получается, что правительство России имеет явно выраженные признаки хунты.

Наконец, «Новороссия».

  1. Там есть некие «правительства», но реальная власть на местах в руках полевых командиров — Стрелкова, Безлера, Ходаковского и т. п. Они действуют независимо и иногда даже друг против друга. То есть власть военных de facto.

  2. «Правительства» сами себя провозгласили и не были никем избраны. Ни о какой конституционности или хоть какой-то легитимности речи нет вообще.

  3. Заложничество — причём, в основном, по отношению к мирным гражданам крайне распространено. Это и есть самый настоящий террор (см., например, доклад «Мемориала»).
Получается, что правительства самопровозглашённых республик имеют все признаки хунты.

Вывод: хунта — в Донецке, Луганске и, вероятно, в Москве, а вовсе не Киеве. Вот так : (

То есть утверждение типа «ополчение сражается с фашистской хунтой на Украине» можно считать вполне верным: действительно, ополченцы батальонов «Донбасс», «Днепр, «Азов» и «Айдар» сражаются с боевиками, воюющими на стороне хунт самопровозглашённых ДНР, ЛНР и хунты из России.

* * *
С какой целью написан этот пост и почему в нём так многабукав?

Я вижу своей главной целью в общественной жизни распространение рационального дискурса. Потому что именно рациональное, разумное отношение к себе и к жизни способствует процветанию страны и её жителей. Прежде всего именно нашей страны — России, а не только лишь Украины. Своим главным врагом поэтому я считаю иррациональное, и в первую очередь — пропаганду, играющую и потакающую низменным страстям наших граждан (мнимому величию, реваншизму, самооправданию через образ врага и т. п.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения