Мысли для начала... мышления

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

2017-05-21

Чем современная Россия хуже средневековья и Африки


желая заклеймить нынешний мордор, критики любят называть его "средневековьем" или "исламским мракобесием" (даулятом). Третье унижающее определение - "как в африке".

Все это демонстрирует лишь одно: критики явно не понимают всю глубину жопы, из которой говорят. И все еще располагают себя в мире просвещения и белых людей.

Миф темного средневековья - самый, конечно, клишированный, но никакого отношения не имеет ни к истории, ни к нынешней россии. Средние века (11-14 век в европе) - время расцвета юридического мышления, изучения римского права, создания новых кодексов права и основания университетов для обучения специалистов толкования библейских текстов и юридических канонов. время формализации сословий и корпоративного политического сообщества штендештаат. 

не менее сомнительно сравнение с даулятом или давлой исламского политического сообщества. При всей войне асабий держится это сообщество на деятельности мулл, разбирающих повседневные проблемы членов сообщества, и в этой весьма изощренной культуре толкования корана юридическое и теологическое совпадают, т.е мулла осуществляют юридическое обеспечение повседневной жизни в качестве особого авторитета. 

но даже сравнение с наиболее близким случаем африканских сообществ, живущих лишь в отдаленной связи со своими религиозными - христианскими или исламскими - авторитетами - ложно потому, что так презираемый трайбализм на деле - система солидарности со своей системой правил чести. 

в нынешней же раиссе нет ни уважения к юридическим традициям, ни солидарности каких-нибудь малых сообществ, ни системы архаических правил чести, ни авторитетов, производящих престиж не на основании ресурсов насилия. Вероятно, лишь Гаити дает нам отдаленный аналог этого сообщества и, главное, картину самого вероятного будущего этого сообщества без юридических отношений, без отношений традиционной солидарности и без иных авторитетов кроме авторитетов ресурса насилия. воспроизводство в таком негативном сообществе магического сознания - необходимое замещение иных типов сакрального обеспечения сообщества ритуализацией миметического насилия, и как раз пример гаити здесь наиболее показательный (хотя бы в формах, описанных Грэмом Гримом в Комедиантах). Но это ни разу ни средневековье, не исламское мракобесие и не африканский племенной традиционализм с его системами родства - которые в этой ситуации - недостижимые высоты эволюции человеческих кодов солидарного поведения и организации позитивных сообществ.