Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2010-11-03

Пора менять саму систему обучения

Попалась сегодня на глаза газета научного сообщества «Поиск» (№ 37 (1111), 10 сентября 2010 г.) со статьёй: Булгакова Н. Вавилонская башня познания. Представители разных наук учатся понимать друг друга // Поиск. – 2010. – № 37. – С. 8, 12. А там приводится изложение идей из доклада Роджера Шэнка (RogerSchank), представленного как один «из основоположников крупнейших современных подходов к моделированию мышления» (в цитате жирный шрифт мой):
Человеческое восприятие очень избирательно: в лесу биолог лучше всего увидит растения, геолог — камни, энтомолог — насекомых. Иными словами, ученый, увлеченный рассматриванием редкой бабочки, не заметит, на каком камне та сидит. Так возможно ли в таком случае глубокое системное знание леса? А системное знание человека? Ведь понятно, что нельзя объять необъятное. Может, пора менять саму систему обучения? Во всяком случае, именно это предлагал в своей лекции Роджер Шэнк, специалист в области искусственного интеллекта, памяти, информационной обработки естественного языка. По его мнению, важно учить не предметам, а когнитивным умениям и навыкам, с ранних лет приучать ребенка использовать их в жизни. «Не надо лекций, не надо проверки знаний — нужны проекты и осмысление результатов, и когнитивный процесс будет постепенно совершенствоваться», — заявил он. По мнению господина Шэнка, большинство людей не являются интеллектуалами. Но думающими должны быть все. Мэтр классифицировал основные компетенции, которым сегодня в школе не учат, но без которых в жизни не обойтись. Они основаны на когнитивных процессах: прогнозирование, понимание сложных закономерностей, планирование и понимание того, как планируют другие, экспериментирование и оценка результатов экспериментов, диагностика, работа в команде, ведение переговоров, описание ситуации...

...Когда-то ему предлагали стать министром образования Кубы — он не стал, как объясняет теперь, из-за того, что в этой стране изменилась политическая ситуация. Когда его спрашивали журналисты, что он собирается делать как министр, он отвечал уклончиво, что это зависит от того, какой хочет стать страна. Сейчас он более конкретен в своих стремлениях и планах: «Мне не важно, станут ли машины разумными. Важно, чтобы разумными стали люди». В настоящее время Роджер Шэнк разрабатывает несколько образовательных онлайн-проектов — в соответствии со своей идеологией, с опорой на овладение основными когнитивными навыками.
Кстати, с этого учебного года я начал переходить к обучению на основе КОРНИ-проектов по разработке баз знаний. Приятно, что шагаю в ногу с таким мэтрами...

16 комментариев:

  1. Наверное да...Систему обучения менять пора уже давно. Но, к сожалению, пока ещё не научились выявлять в нежном возрасте тот стержень, на котором держится вся пирамида необходимых конкретному человеку знаний. К тому же, людям свойственно изменяться с течением времени.
    Но, опять же, даже при найденном решении, изучение так называемых "когнитивных процессов: прогнозирование, понимание сложных закономерностей, планирование и понимание того, как планируют другие, экспериментирование и оценка результатов экспериментов, диагностика, работа в команде, ведение переговоров, описание ситуации..." способно образовать замкнутый круг. Так как невозможно получать навык без основы, которая на протяжении долгих лет всё-таки работает, выявляя особенности каждой отдельно взятой личности и развивая именно то направление, которое определено природой. Потому, что даже при применении когнитивного обучения будут выявляться гении и балбесы. Увы, от этого не уйти...

    ОтветитьУдалить
  2. В советско-российской практике целый пласт и теоретических разработок, и опыта работы по системам, в центре которых УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
    Выготский, Леонтьев, Давыдов, Эльконин, Асмолов, наконец. Сейчас утвержден ФГОС для начальной школы, по сути, построенный на этом понятии. А универсальные учебные действия - главный результат обучения. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
    Вот только и наработки эти, и опыт, и сам процесс внедрения ФГОС - это удел "избранных", а в целом по системе образования всё это дискредитируется, забалтывается. Забалтывается, потому что не поставлена система управления инновациями, развалена и не модернизирована система повышения квалификации управленцев и педагогов, а, главное - нет НАСТОЯЩЕГО (не на словах)государственного заказа.
    Система образования - система не самодостаточная, а обслуживающая, и, если у государства нет стратегии, которая требует новых качеств у выпускников, то система образования и не подумает меняться, какие бы красивые призывы не спускались сверху.
    Реализация тех возможностей, которые сегодня доступны и каждой школе, и каждой региональной системе образования, будут доведены до дела только там, где есть либо энтузиасты, понимающие суть перемен, либо территориальная стратегия, либо то и другое вместе.
    Но это означает, что разрыв между территориями (субъектами) федераций будет увеличиваться не только в экономическом, но и в образовательном, культурном пространстве. А такая тенденция - угроза государственной целостности.
    Потому путей-то только два: либо всё-таки начинать реформы в образовании "с головы" (с формирования деятельностного подхода и соответствовавших управленческих умений у управленцев и педагогов), либо "вертать всё обратно" (т.е., отказываться от культурного наследия и ждать, когда этот опыт будет переработан и освоен Западом и продан нам обратно в "облегченном" варианте).
    В статье у Евгения намечен третий путь - "иммиграция" в интерент-пространство и разработка он-лайн проектов.

    ОтветитьУдалить
  3. 2 Лидия: Странные у Вас ламентации. Звучит примерно так: "Да, надо бы когнитивным навыкам обучать, но вот природу не изменить..." Вместо когнитивных навыков можно поставить "чтению и письму", ещё забавнее будет выглядеть. Обучение критическому мышлению на переделку всех в гениев не претендует, но точно позволяет ребёнку с любыми способностями реализовывать их наилучшим образом (намного-намного лучшим, чем при нынешнем обучении), а о большем и мечтать не стоит...

    ОтветитьУдалить
  4. 2 Марина: Я за третий путь при любом развитии событий - надо создавать параллельную систему образования, чтобы она держала в хорошем тонусе гособразование. Этот путь предполагает и online, и offline проекты, частные и общественные.

    ОтветитьУдалить
  5. Оказывается, Фурсенко вчера признал, что пора делать ремонт системе образования.
    Поместила ссылку на Ваш блог и свой ответ себе на сайт:
    http://mv74.ru/blog/archives/virtualnye-fgosy/

    ОтветитьУдалить
  6. Евгений, наверное я действительно странно выразилась...Но, учитывая то, что перекраивать систему образования собираются уже давно, а вместо этого уже сегодня пытаются сделать среднее образование платным и, более того, платными уже стали дополнительные факультативные занятия, то, откровенно говоря, о выявлении особых способностей у детей в школах даже и мечтать не приходится. Хотя робкие попытки педагогов сделать такой шаг присутствуют. Это банальные тестирования. Далее тестов образование пока шагнуть не может. Так как нужны инвестиции. А в государстве до сих пор разброд и шатания.
    Просто обо всём этом я говорю с позиции обыкновенного родителя. Всё это уже говорилось, когда моя дочь пошла в первый класс. Однако, годы стремительно проносились. Дочь уже давно окончила школу. Сын в 10 классе. Но, не то, что изменений в образовании, но даже и каких-то попыток к изменениям не предпринимались. Однако, до сих пор вынашиваются планы. Прям какая-то затяжная "беременность" в нашей системе образования прослеживается. Видимо серьёзная патология...

    ОтветитьУдалить
  7. 2 Лидия: Что ничего реально не делается, за исключением мелкомасштабных энтузиастических проектов, - да, это главная проблема, согласен. Но если в России ждать, пока государство развернётся не ж...й, а лицом к проблемам образования, то можно и ничего не дождаться. Надо создавать элементы гражданской (общественной) системы образования, даже и за свои деньги. Хорошее образование того стоит.

    ОтветитьУдалить
  8. Хорошее образование заключается в том, что хорошее государство обеспечивает педагогам хорошую зарплату. А педагоги с хорошей зарплатой ответственно выявляют талантливых детей, у которых родители не в состоянии платить за хорошее образование.
    И основной вывод заключается в том, что за свои собственные деньги, которых попросту нет, никто и ничего делать не будет. А надеяться на альтруизм и гражданскую позицию в наши дни неужели возможно?
    Да, мы как родители, в первую очередь ответственные за своих детей и их образование. Но, к примеру, сможет ли какая-нибудь уборщица, у которой ребёнок от Бога наделён способностями, оплатить выявление этих качеств и их дальнейшее развитие. Да никогда!

    ОтветитьУдалить
  9. Я думаю, что в данное время и данную ситуацию может разрулить только активное привлечение спонсоров. Другого выхода просто не вижу

    ОтветитьУдалить
  10. Хорошее государство само по себе ниоткуда не появится - если граждане сами по себе и своими средствами не будут способствовать появлению этого самого "хорошего государства". И зачем сразу про уборщицу? И речь не обязательно идёт о больших суммах для отдельного человека, достаточно во многих случаях, если много людей заплатят понемногу. И Вы опять про выявление талантов, а я - про обучение каждого необходимым знаниям.

    ОтветитьУдалить
  11. Ну, ждите спонсоров... Ждите спонсоров... Ждите спонсоров... Ждите спонсоров...

    ОтветитьУдалить
  12. Я сама себе спонсор. Хоть и скромный. А многим другим недоступно.
    Знания - это тоже талант. Но платить дети не должны.
    А если "много людей заплатят по-немногу", то это и будет спонсорство.
    А готовы ли Вы немного платить за чужих детей? Ну, хотя бы за детей своих соседей

    ОтветитьУдалить
  13. Лично я плачу за многих детей, бесплатно консультируя или задёшево обучая их родителей и бесплатно предоставляя свои знания в Интернете.Я призываю только к тому, что делаю сам.

    ОтветитьУдалить
  14. Так это же здорово!!!
    Я горжусь тем, что проживаю в одном городе с таким человеком.
    По-поводу "задёшево обучаю родителей", я бы с удовольствием к Вам обратилась:)
    А где можно более подробно узнать информацию?

    ОтветитьУдалить
  15. Мои контакты есть на сайте http://evolkov.net

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения