"Советскую власть с научной точки зрения можно описать как поле, понижающее потенциал всего, кроме дерьма. А у дерьма, напротив, потенциал повышающее, что образует разницу потенциалов, обеспечивающую динамику советской страны. Это был институт селекции безграмотных, внутренне готовых к любой, самой архаической подлости подонков, алчных, тупых и раболепных, которые могли бы искренне считать и громогласно доказывать, что они — передовой отряд всего человечества. Причём тут возникал континуум подлости, раболепства и лизоблюдства, так, чтобы образовывалась оболочка дерьма.
ИМЕЯ В ВИДУ, ЧТО В СВОЕЙ ИДЕЕ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ БЫЛ ГЛОБУСОМ (СОБИРАЛСЯ РАСПРОСТРАНИТЬСЯ НА ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР), ЭТУ ОБОЛОЧКУ МОЖНО НАЗВАТЬ КОПРОСФЕРОЙ. Этот институт как раз и возрождается. Не знаю, обратили ли вы внимание, но есть такая тенденция, что в последние два года происходит резкий вертикальный взлёт фракций дерьма. В самых разных областях — в сфере защиты ли прав ребёнка, в театральной жизни, в медиа, в юриспруденции, в парламентской сфере — повсюду. Попадаются изумительные экземпляры, вроде, скажем, В. Кехмана или Л. Рябцевой, но тут, я думаю, сказывается воздействие остаточного поля шоу-бизнеса, порождающего в дерьме звезды. В целом это явление нехарактерное для процесса, судьба звёзд проблематична. Звёздные возмущения в копросфере появляются лишь на начальном этапе извержения дерьма, вообще-то она гомогенная."
Это Григорий Ревзин рассуждает ЗДЕСЬ по поводу митинга в защиту науки в Москве в прошлую субботу. Метафора корявая но неожиданно верная, восходящая к Мамардашвили .
... Чем дальше я углубляюсь в историию советской интеллектуальной культуры - философии, социологии, сейчас вот" научного коммунизма", - тем зримее предстаёт передо мной этот процесс универсального превращения всего в говно. Копрометафоры мне несимпатичны, но тут не я первый начал. и вообще- как это иначе назвать? Что такое говно как метафора? Это нечто, налично данное, занимающее ("имеющее") место, неприятное, омерзительное, внутернне пустое и не обладающее никаким потенциалом ни к чему. Что может делать говно? Лежать и вонять. Оно, привет Гегелю, неразумно и не действительно. Хотя оно и есть. Говно может в себя всосать что угодно, но из говна уже ничего не вырастает.
Так вот, советское общество было построено на соотношении двух динамических процессов:утопления в говне и делания из говна
конфетки. Что такое был, скажем, советский "творческий союз"? Это такое место где нужно топить в говне других, иногда окунаясь в него самому, и когда рядом лепят из говна конфету, делать вид что это не говно вовсе, а по возможности соучаствовать в этой лепке. Взамен этого некто получал разные блага - ну, тиражные сборники, командировки в "дальнее" зарубежье, спецраспределители, пайки (о, пайки!), доступ к спец. литературе, особенные поликлиники, и прочее (о чём многие старшие коллеги и товарищи искренне забывают теперь в воспоминаниях).
Ну да, а ведь были те кто в говно не курялся? Были, о были! После 1953 года "
система" не была такой уж кровожадной. Кто-то ухитрялся проскочить. Кто-то просто стоял в стороне ("поколение дворников и сторожей потеряло себя на просторах... в это время когда каждый третий герой они не пишут статей они не шлют телеграмм" и т .д. вот это всё). Как я люблю этих людей (ради них-то я и занимаюсь советским). И сколько сил у них отняло плещущееся вокруг говно. И скольких оно пожрало. Время жизни ушло на то чтобы иногда высовываться из говна -ах,ах,ах -хватать воздуха -вместо того чтобы заниматься делом.
Ну а кто-то просто себе жил не тужил. Да. Возил в своё маленький уютный городок презервативы себе и мандарины детям (к Новому году, да!) из командировок в столицу, "горбатился" (чудесное советское слово) на 6-ти сотках... изобретал и писал письма в журнал "Моделист-конструктор"... по ночам читал взятый на сутки у сестры жены сослуживцароман Маркеса в неизвестно чьём, но легендарном переводе... пил... рыбалка, баня...
А ведь были великие достижения! а были ли великие достижения? "Калашников", Большой театр, БЭСМ, суперсерия СССР-Канада... что ещё?.. Суперпроект переброски Оби в засушенный оборзевшими от безнаказанности министерскими дельцами Арал (хорошо хоть реализация даже не началась -вот была бы стройка века)...
Но почему при этих достижениях - такая запущенная, заброшенная страна?Почему такая утопленная в говне страна? Почему до сих пор столько людей живут в бараках и ходят после среднего дождя в свой же подъезд по досточкам?
Это Бийск. Это здание снесено этой весной. Именно такой эту трубу я помню с самого раннего детства.
А это Хабаровск, тут точно такой же ещё стоит.
Фото -из любопытной группы в контакте "Эстетика ебеней"
Ну так жить нельзя. Большая страна запущена и заброшена. В это время наиболее творческая, с активной жизненной позицией часть населения продолжает занимаются чем? Утоплением в говне и лепкой конфеток из говна. Современное российское официальное телевидение демонстрирует этот двунаправленный процесс в химически чистом виде. Но я верю: если бы потребитель не был к этому готов, оно бы таким не было.
Так вот, советское общество - возвращаюсь к нему - было устроено таким образом, чтобы любые культурные, политические, социальные процессы рано или поздно превращалась в машинку по деланию этого вот. К концу 1980-х эта машина работала уже вполне успешно. Потом была Перестройка. Потом девяностые. А потом -
постсоветский реванш тех, кто вырос и сформировался уже в мире копросферы. И вот этот их реванш, наблюдаемый нами сейчас - это высшее и последнее воплощение "советскости".
Эта машинка утопления в говне / возвеличивания говна - работает и всегда работала (!) на две стороны. Некоторым она предлагала ощущение господства над собой, т. е. над процессом затягивания реальности в говно. Машинка-то работает, но кто-то же ею должен рулить? Я подозреваю, что возможность управлять процессом затягивания реальности в говно даёт такое сатанинское наслаждение и чувство всемогущества, что куда там всяким амфетаминам.
Проблема говняных демиургов в том что из говна ничего нельзя создать. Те, кто топит в говне ради чего-то существенно важного, рискуют обнаружить, что мультипликация говна даёт только говно. В нём - конец всех биологических цепей. Думаю, что в 1920-х не один старый большевик проснулся в осознании от ужаса, что "цветочки" радик торых столько всего было закатано в говно, оказались тоже говном. А уже ничего нельзя было сделать. Потом - пролистнём несколько десятилетий - старые опытные говноделы поздних олотых советских, каково им было "очнуться" в 1990-е? А вот, только для примера, Глеб Олегович Павловский, строитель уже этой ныне работающей машины
утопления в говне / возвеличивания говна -каково ему наблюдать, как этот процесс вширь и вглубь идёт вокруг уже без его прямого содействия? Он же не этого хотел? Сначала залить территорию говном -а потом построить что-то по-настоящему шикарное...
Итак. важно понять сейчас вот что: 1) советская а потом постсоветская машина утопления в говне/ лепки из говна продолжает работать,
2) хорошей жизни в говне не может быть, собственно там вообще жить нельзя.
3) эту машина должна быть остановлена. Это - самое важное. Как - я не знаю. Но для этого процесс экспансии копросферы нужно изучать, анализировать, замечать где говноделие даёт сбои и прекращается, и глядишь там какой-то просвет впереди и обозначится.
Можно для философской чистоты называть копросферу миром нигилизма ( и можно даже вслед за Ницше уповать, что из сего нигилизма произрастёт "переоценка ценностей" и возникнет некий сверхчеловек... говняный монстр, ага). В сфере т.н. морали копросфера отличается особыми свойствами: 1) всё можно, но 2) говно должно возрастать.
Можно вспомнить опять же Мамардашвили с его жутковатой концепцией "антропологической катастрофы".
На самом деле, нам не хватает языка чтобы говорить об этом. В копросфере нет никакой "культуры" и поэтому там ломается язык.
Комментариев нет:
Отправить комментарий